г. Самара |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А65-13791/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края- представитель не явился, извещено,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан- Сорокин Д.А. (доверенность от 07.09.2017),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан- представитель не явился, извещена,
от общества с ограниченной ответственностью "Техпром ПК" - представитель не явился, извещено,
от Отдела судебных приставов N 2 по г. Набережные Челны Республики Татарстан Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан- представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2017 по делу N А65-13791/2017 (судья Насыров А.Р.),
по заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298), г.Пермь,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Техпром ПК", Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
Отдел судебных приставов N 2 по г. Набережные Челны Республики Татарстан Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г. Казань,
об отмене решения от 04.09.2015 N 434; о признании незаконным внесение Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 31.12.2015 (ГРН N 2151650259792) об исключении общества с ограниченной ответственностью "Техпром ПК",
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан, к соответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан о восстановлении пропущенного процессуального срока для обжалования решения налогового органа об исключении из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью "ТЕХПРОМ ПК"; об отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан от 04.09.2015 N 434 о предстоящем исключении (прекращении деятельности) общества с ограниченной ответственностью "Техпром ПК" (ИНН 1639041595) из Единого государственного реестра юридических лиц; о признании незаконным внесения Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 31.12.2015 (ГРН N 2151650259792) об исключении общества с ограниченной ответственностью "Техпром ПК", с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общество с ограниченной ответственностью "Техпром ПК", Отдел судебных приставов N 2 по г. Н.Челны.
Определением суда от 31.08.2017 в порядке ст. 47 АПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан на надлежащего ответчика Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан.
С учетом заявленных в порядке ст. 49 АПК РФ в ходе рассмотрения настоящего дела заявителем уточнений предмета заявленных требований, в судебном заседании 07.11.2017 судом первой инстанции в порядке ч. 6 ст. 46 АПК РФ в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что заявитель имел возможность выполнить требования п. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и направить в регистрирующий орган соответствующее заявление, свидетельствующее о несогласии с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, что исключило бы возможность для принятия решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны соблюдена процедура исключения юридического лица ООО "ТЕХПРОМ ПК" (ИНН 1639041595) из ЕГРЮЛ, действия Инспекции полностью соответствуют действующему законодательству. Сообщения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации", находятся в свободном информационном доступе, в том числе в сети Интернет на сайтах журнала "Вестник государственной регистрации" и ФНС России.
Министерством пропущен срок, установленный п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ.
Арбитражным судом не установлены причины для восстановления пропуска срока, процессуальный срок на обжалование не восстановлен, что является самостоятельным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Инспекции, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны 04.09.2015 было принято решение N 434 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "ТЕХПРОМ ПК" (ИНН 1639041595, ОГРН 1091682002037) из Единого государственного реестра юридических лиц на основании следующих документов:
- справки N 466-0 "о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" в отношении ООО "ТЕХПРОМ ПК" (ИНН 1639041595, ОГРН 1091682002037);
- справки N 466-С "об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов" в отношении ООО "ТЕХПРОМ ПК" (ИНН 1639041595, ОГРН 1091682002037).
Сообщение о предстоящем исключении ООО "ТЕХПРОМ ПК" (ИНН 1639041595, ОГРН 1091682002037) было опубликовано Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны в журнале "Вестник государственной регистрации" N 35(547) от 09.09.2015/544.
Заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица - ООО "ТЕХПРОМ ПК", направленные в регистрирующий орган в соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, не поступали.
В соответствии с требованиями ст. 22 Закона N 129-ФЗ 31.12.2015 за государственным регистрационным номером 2151650259792 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО "ТЕХПРОМ ПК" из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
Из материалов дела следует, что между Министерством лесного хозяйства Пермского края (правопреемник - Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, далее - арендодатель, Министерство) и ООО "Техпром ПК" (далее - арендатор, Общество) заключены договоры аренды лесных участков от 12.11.2009 N 426, N 427.
В силу названных договоров арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесные участки, определенные в п. 2 договоров. В соответствии с условиями договоров арендатор принял на себя обязательства по своевременному и полному внесению арендной платы.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.01.2012 по делу N А50-22563/2011 исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворены в полном объеме. С Общества в пользу Министерства взыскана сумма задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 12.11.2009 N 426 в размере 9 636 513, 75 руб., договор аренды лесного участка расторгнут.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.12.2012 по делу N А50-20418/2012 исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворены в полном объеме. С Общества в пользу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края взыскана сумма задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 12.11.2009 N 426 в размере 2 339 465, 76 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-20419/2012 исковые требования Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края удовлетворены в полном объеме. С Общества взыскана сумма задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 12.11.2009 N 427, договор аренды лесного участка расторгнут.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ООО "ТЕХПРОМ ПК" имеет непогашенную задолженность перед Министерством.
Однако налоговый орган, исключая общество из ЕГРЮЛ по признакам недействующего лица, не произвел проверку его имущественного положения, наличия соответствующих обязательств имущественного характера. Таким образом, действия регистрирующего органа по исключению ООО "Техпром ПК" из ЕГРЮЛ лишили Министерство возможности предъявить требования о взыскании задолженности.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц регистрирующий орган принимает при наличии одновременно всех указанных в п. 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица (далее - решение о предстоящем исключении).
Исходя из положений п.п. 3, 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Такие заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Федеральная налоговая служба приказом от 16.11.2005 N САЭ -3-09/591@ "Об организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц" утвердила порядок организации такой работы налоговых органов (далее - Порядок).
Согласно п. 1.1 Порядка отдел камеральных проверок ежеквартально формирует списки налогоплательщиков - юридических лиц, не представляющих в течение последних двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - юридические лица).
В соответствии с п. 1.2. Порядка указанное в п. 1.1 настоящего Порядка структурное подразделение налогового органа при наличии в налоговом органе информации о счетах юридических лиц в банках, направляет в соответствующие банки мотивированные запросы об операциях, осуществляемых по счетам вышеуказанных юридических лиц в течение последних двенадцати месяцев.
Пунктом 1.3 Порядка определено, что в случае поступления в налоговый орган информации из банков об отсутствии операций по банковским счетам юридического лица структурное подразделение налогового органа, поименованное в п. 1.1 настоящего Порядка, оформляет в отношении указанного юридического лица Справку об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
Указанная Справка оформляется также в случае отсутствия в налоговом органе информации о банковских счетах юридического лица.
Одновременно оформляется Справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При получении справок структурное подразделение налогового органа по месту нахождения юридического лица, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц, оформляет проект решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (п. 2.1. Порядка).
Как было указано выше, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны 04.09.2015 было принято решение N 434 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "ТЕХПРОМ ПК" (ИНН 1639041595, ОГРН 1091682002037) из Единого государственного реестра юридических лиц на основании следующих документов:
- справки N 466-0 "о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" в отношении ООО "ТЕХПРОМ ПК" (ИНН 1639041595, ОГРН 1091682002037);
- справки N 466-С "об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов" в отношении ООО "ТЕХПРОМ ПК" (ИНН 1639041595, ОГРН 1091682002037).
Сообщение о предстоящем исключении ООО "ТЕХПРОМ ПК" (ИНН 1639041595, ОГРН 1091682002037) было опубликовано налоговым органом в журнале "Вестник государственной регистрации" N 35(547) от 09.09.2015/544.
При этом в отношении ООО "ТЕХПРОМ ПК" имеются судебные акты о взыскании с Общества в пользу Министерства задолженности по арендной плате.
Согласно п. 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438, непосредственными основаниями для принятия регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ являются: документ налогового органа, подтверждающий непредставление юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации; документ налогового органа, подтверждающий отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или подтверждающий отсутствие у юридического лица открытых банковских счетов, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Как установлено судом, заявления кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица - ООО "ТЕХПРОМ ПК", направленные в регистрирующий орган в соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, не поступали.
31.12.2015 Инспекция, исходя из требований ст. 22 Закона N 129-ФЗ, внесла запись в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ООО "ТЕХПРОМ ПК" из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа за государственным регистрационным номером 2151650259792.
Суд первой инстанции не согласился с действиями Инспекции по внесению такой записи, исходя при этом из следующего.
Согласно п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
При этом суд правомерно указал, что по смыслу и содержанию ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе исключить юридическое лицо из реестра лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права.
Наличие данных признаков влечет исключение юридического лица из реестра только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Взаимосвязанные положения ст. 21.1 и п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, предусматривающие упрощенный (внесудебный) порядок исключения из ЕГРЮЛ, предусматривают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.
Названные нормы применяются с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, из положений ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ не вытекает, что непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету само по себе является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.
Названная норма предполагает исключение из реестра фактически прекративших свою деятельность юридических лиц.
Между тем на момент внесения записи об исключении ООО "ТЕХПРОМ ПК" из Единого государственного реестра юридических лиц у ООО "ТЕХПРОМ ПК" имеется непогашенная задолженность перед Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Налоговый орган, исключая Общество из ЕГРЮЛ по признакам недействующего лица, не произвел проверку его имущественного положения, наличия соответствующих обязательств имущественного характера.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, действия регистрирующего органа по исключению ООО "ТЕХПРОМ ПК" из ЕГРЮЛ лишили заявителя возможности предъявить требования о погашении задолженности Общества.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" указано, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что в рассматриваемом случае регистрирующий орган при принятии решения и исключении ООО "ТЕХПРОМ ПК" как недействующего юридического лица при наличии денежных обязательств перед кредитором - Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края нарушил требования действующего законодательства и права и законные интересы заявителя.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что заявитель пропустил срок на обращение в арбитражный суд с заявленными требованиями, при этом суд не рассмотрел ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Данный довод подлежит отклонению в силу следующего.
В силу п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Заявитель действительно обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями с пропуском установленного п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ срока.
Между тем заявитель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока, при этом суд первой инстанции, рассмотрев спор по существу заявленных требований, фактически восстановил указанный срок.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.11.2017 по делу N А65-13791/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.