г. Ессентуки |
|
08 октября 2018 г. |
Дело N А63-18951/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суховеевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тавакаловой Розы Мехтаровны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.01.2018 по делу N А63-18951/2017 (судья Жирнова С.Л.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Тавакаловой Розы Мехтаровны (ОГРНИП 304263514000141)
к администрации города Ставрополя (ОГРН 1022601931901),
о признании незаконным действий администрации города Ставрополя, выразившихся в отказе в предоставлении разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:10 в качестве подъездных путей к земельному участку с кадастровым номером 26:12:012203:9 и расположенному на нем объекту недвижимого имущества, сроком на 10 лет;
об обязании администрации города Ставрополя устранить нарушения прав заявителя путем выдачи разрешения в течении одного месяца с момента вступления решения суда в силу,
третье лицо - комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Тавакаловой Розы Мехтаровны - Кудрявцева С.В. по доверенности от 24.03.2017,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тавакалова Роза Мехтаровна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении разрешения на использование земельного участка площадью 150 кв. м с кадастровым номером 26:12:012203:10, расположенного по адресу (местоположение): г. Ставрополь, ул. Доваторцев, в квартале 437 (далее - земельный участок с кадастровым номером 26:12:012203:10) в качестве подъездных путей к земельному участку площадью 500 кв. м с кадастровым номером 26:12:012203:9, расположенному по адресу (местоположение): г. Ставрополь, ул. Доваторцев, в квартале 437, (далее - земельный участок с кадастровым номером 26:12:012203:9) и расположенному на нем нежилому зданию автомойки (литера А) площадью 125,6 кв. м (далее - нежилое здание) на 10 лет, о понуждении к выдаче соответствующего разрешения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.01.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с недоказанностью представления предпринимателем необходимого пакета документов (схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:10 на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек его границ, доказательства отсутствия необходимости получения разрешения на строительство для размещения подъездной дороги и ее использования для проезда транспортных средств высотой более 4,5 метра от поверхности дороги, согласование сетевой организации).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2018 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.01.2018 отменено, заявление удовлетворено.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2018 апелляционное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Суд кассационной инстанции указал на преждевременность вывода о наличии у администрации обязанности по выдаче заинтересованным лицам именно разрешения на размещение названных объектов. Указал, что суд апелляционной инстанции не оценил обеспеченность земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:9, используемого предпринимателем под нежилым зданием, доступом к территории общего пользования, не установил наличие совокупности условий, предусмотренных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), необходимых для удовлетворения заявления предпринимателя, в том числе противоправность поведения органа местного самоуправления и нарушение таким поведением прав заявителя.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней предприниматель просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решении об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Так как спорный земельный участок ранее являлся предметом договора аренды, все возможные сведения о нем имелись в распоряжении комитета.
Отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступали.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал требования апелляционной жалобы
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей администрации и комитета, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в ходе повторного пересмотра дела все материалы дела в совокупности, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 03.11.2000 предприниматель является собственником нежилого здания (свидетельство о государственной регистрации права от 10.11.2000 серии АВ 26 N 026577), находящегося на земельном участке с кадастровым номером 26:12:012203:0009.
На основании постановления главы города Ставрополя от 08.02.2001 N 637 комитет (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 14.02.2001 N 444 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 26:12:012203:0009 (под нежилым зданием), 26:12:012203:0010 (под подъездной дорогой) на 10 лет. Запись о договоре аренды внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый государственный реестр прав) 30.03.2001.
По истечении срока договора аренды от 14.02.2001 N 444 на основании постановления администрации от 05.07.2011 N 1824 комитет (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 07.10.2011 N 9194 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:0009 (под нежилым зданием) с 05.07.2011 по 04.07.2021. Запись с номером регистрации 26-26-01/022/2012-032 о договоре внесена в Единый государственный реестр прав 13.02.2012.
По результатам обследования главным специалистом отдела муниципального земельного контроля комитета земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:0010, составлен акт от 22.05.2017, в котором отражены использование участка под подъездной дорогой, отсутствие на нем капитальных или временных объектов, ограждения.
Комитет направил предпринимателю уведомление от 07.06.2017 N 08/14-4044с об истечении срока договора аренды от 14.02.2001 N 444 в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:10 и о необходимости освобождения участка в течение четырнадцати дней.
Предприниматель обратился в администрацию с заявлением от 05.09.2017 о предоставлении разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:10 в качестве подъездных путей к земельному участку с кадастровым номером 26:12:012203:9 и расположенному на нем нежилому зданию на 10 лет, приложив копии паспорта и свидетельства о государственной регистрации права собственности на нежилое здание.
Письмом от 13.10.2017 N 08/15-8919 комитет известил предпринимателя о принятом решении об отказе в выдаче названного разрешения ввиду недоказанности отсутствия необходимости получения разрешения на строительство для размещения подъездной дороги, а также пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:10 границ охранной зоны высоковольтной линии электропередачи.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) допускается использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, без их предоставления в случаях проведения инженерных изысканий, капитального или текущего ремонта линейного объекта, строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, осуществления геологического изучения недр, осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (подпункты 1 - 5 пункта 1 статьи 39.33). Только в этих случаях и при определенных условиях (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 39.34) использование земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33), выдаваемого в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.34). Действие такого разрешения прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу (пункт 2 статьи 39.34). Законодатель также допустил возможность использования указанных участков без их предоставления в случаях размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33). В этих случаях порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36).
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применимы только к случаям, перечисленным в пункте 1 статьи 39.34 Земельного кодекса (пункт 1 Правил).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Пунктом 12 Перечня к этим объектам отнесены проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Пунктом 2 Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 01.06.2015 N 236-п предусмотрено размещение данных объектов на основании согласования уполномоченного органа (но не разрешения).
Вышеназванным региональным нормативным актом, так же как и федеральными нормативными актами не установлена необходимость получения какого-либо разрешения на размещение объектов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
По смыслу статей 12 и 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4, главы 24 АПК РФ защита гражданских прав и законных интересов может осуществляться путем признания ненормативного акта недействительным в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего признать акт недействительным.
Предприниматель в порядке статьи 65 АПК РФ не доказал, что принятие администрацией отказа в выдаче испрашиваемого разрешения от 13.10.2017 N 08/15-8919 нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Действия предпринимателя по получению разрешения о предоставлении разрешения на использование земельного участка в качестве подъездных путей не может рассматриваться в качестве достаточного основания для удовлетворения заявленного требования, поскольку законодательством не установлена возможность и процедура выдачи испрашиваемого разрешения, а поэтому отсутствуют основания для признания незаконным решения администрации об отказе в выдаче названного разрешения и удовлетворения требований предпринимателя.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.01.2018 по делу N А63-18951/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-18951/2017
Истец: Тавакалова Роза Мехтаровна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1091/18
10.08.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5449/18
28.04.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1091/18
29.01.2018 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-18951/17