г. Санкт-Петербург |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А42-10663/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Е. А. Царегородцевым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17403/2018) ПАО Банк "Возрождение"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2018 по делу N А42-10663/2017 (судья Кабикова Е.Б.), принятое
по заявлению ПАО Банк "Возрождение"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: Гумерова А. С. (доверенность от 21.12.2017); Субочева О. М. (доверенность от 21.12.2017)
установил:
Публичное акционерное общество Банк "Возрождение" (ИНН 5000001042, ОГРН 1027700540680; далее - Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области (ИНН 5108900937, ОГРН 1045100076471; далее - инспекция, налоговый орган) от 20.07.2017 N 11.
Решением суда от 15.05.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Банк просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель Банка, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией в соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в адрес Банка направлен запрос от 21.04.2017 N 02-29/1961 о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) Иванова Кирилла Валерьевича за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в связи с осуществлением в отношении указанного лица мероприятий налогового контроля. Согласно почтовому уведомлению запрос инспекции получен Банком 02.05.2017.
Письмом от 03.05.2017 N 5702-02/8888 Банк сообщил, что юридическое лицо Иванов Кирилл Валерьевич (ИНН 519036783834), указанное в запросе, в Банке не зарегистрировано. В отношении физического лица Иванов Кирилла Валерьевича (далее - Иванов К. В.) заявитель сообщил, что в связи с отсутствием в запросе информации о Ф.И.О., должности лица, согласовавшего направление запроса в банк, N согласия, Банк не вправе исполнить запрос налогового органа.
В связи с непредставлением Банком в налоговый орган выписки по операциям на счетах Иванова К.В., решением от 20.07.2017 N 11 Банк привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 135.1 НК РФ, в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Решение инспекции от 20.07.2017 N 11 обжаловано Банком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 13.10.2017 N 436 решение инспекции от 20.07.2017 N 11 оставлено без изменения, а жалоба Банка - без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения инспекции от 20.07.2017 N 11, Банк обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал Банку в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ утвержден порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Указанный порядок применяется, в том числе в отношении открытых в банках счетов, вкладов (депозитов) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, счетов, открытых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств (подпункт 1 пункта 2 Порядка).
Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@ утверждены формы и порядок направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о предоставлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе.
Данный порядок применяется, в том числе в отношении открытых в банках счетов организаций, индивидуальных предпринимателей, счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств (подпункт 1 пункта 2 Порядка).
При реализации своих полномочий используется запрос о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) по форме по КНД 1123203.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 4 формы по КНД 1123203 в соответствующих полях формы запроса указываются следующие сведения:
а) полное наименование банка (оператора по переводу денежных средств), в который представляется запрос, адрес его места нахождения, ИНН, КПП, БИК;
б) полное наименование организации, в отношении которой запрашиваются выписки, ее ИНН, КПП, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя (нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), в отношении которого запрашиваются выписки, его ИНН;
в) номера счетов (номера специальных банковских счетов) организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет), по операциям на которых запрашиваются выписки, либо указание на необходимость предоставления выписок по всем счетам (специальным банковским счетам), открытым данным лицом в банке (у оператора по переводу денежных средств);
г) период времени, за который запрашиваются выписки;
д) наименование и адрес налогового органа, направляющего запрос, в адрес которого должны быть представлены запрашиваемые выписки;
е) контактный телефон должностного лица налогового органа.
Согласно материалам дела, запрос от 21.04.2017 N 02-29/1961 составлен налоговым органом по форме КНД 1123203, в графе "полное наименование организации, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет)" указано Иванов Кирилл Валерьевич, в графе "ИНН" указано 519036783834, а также имеется отметка о том, что выписку необходимо предоставить за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в отношении указанных счетов, по которым истребуются сведения. Однако, поле с номерами счетов налоговым органом не заполнено.
Указание адреса и даты рождения лица, в отношении которого запрашиваются сведения, независимо от наличия или отсутствия статуса индивидуального предпринимателя формой КНД 1123203 не предусмотрено.
Таким образом, инспекцией соблюдена форма запроса в отношении счетов Иванова К. В., утвержденная Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@.
До внесения изменений в данный документ, налоговым органам при направлении запросов в банки рекомендуется в формах в мотивировочной части соответствующих запросов (в том числе с учетом рекомендаций, доведенных письмом ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22680@ указывать основания, используя шаблоны, согласно приложению 1 к Письму ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322 (Письмо ФПС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322).
Из письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22680@ "Об информации о вкладах (депозитах) с 1 января 2013 года" следует, что банки, кроме информации по счетам и об электронных денежных средствах, обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на вкладах (депозитах), выписки по вкладам (депозитам) при наличии условий, предусмотренных этой нормой.
До внесения изменений в приказы ФНС России от 25.07.2012 N N ММВ-7-2/518@, ММВ-7-2/520 налоговым органам при направлении запросов в банки рекомендуется использовать формы соответствующих запросов, согласно приложениям к настоящему письму.
В Письме ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322 (редакция от 20.06.2014) "О запросах в банки с 01.07.2014 и об ответственности банков с 02.05.2014" указано, что соответствии с подпунктом "б" пункта 7 статьи 10, пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", пункт 2 статьи 86 НК РФ изложен в новой редакции, вступающей в силу с 01.07.2014.
Согласно новой редакции названной нормы введены новые правовые основания для получения налоговыми органами от банков справок (выписок) по счетам, вкладам (депозитам) и об электронных денежных средствах: в части организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет - в случае истребования у этих лиц документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 Кодекса; в части физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями - в случае наличия согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса.
До внесения изменений в приказы ФНС России от 25.07.2012 N N ММИ-7-2/518@, ММВ-7-2/520@ налоговым органам при направлении запросов в банки по указанным основаниям рекомендуется в формах в мотивировочной части соответствующих запросов (в том числе с учетом рекомендаций, доведенных письмом ФНС России от 29.12.2012 АС-4-2/22680@) указывать основания, используя шаблоны, согласно приложению 1 к настоящему письму.
Так, в соответствии с рекомендованными формами запрос в банк в мотивировочной части должен содержать ссылку на статус налогоплательщика (организация, индивидуальный предприниматель, физическое лицо), вид проводимой налоговой проверки (выездная, повторная выездная, камеральная), а также в случае направления запроса в отношении физического лица - согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Письмом от 26.01.2017 N ЕД-4-2/1267@ Федеральная налоговая служба России разъяснила, что порядок и процедура такого согласия регулируются внутренними документами налоговых органов как письменное обращение нижестоящего налогового органа в адрес вышестоящего налогового органа либо как служебная записка структурного подразделения центрального аппарата ФНС России в адрес руководителя (заместителя руководителя) ФНС России (в случае проведения повторной выездной налоговой проверки Федеральной налоговой службой).
Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает обязательную письменную форму согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, предусмотренного пунктом 2 статьи 86 НК РФ. Вместе с тем, учитывая возможное инициирование налогоплательщиком налогового спора в суде по данному вопросу, письменная форма такого согласия является целесообразной.
Обязанность индивидуального предпринимателя открывать банковский счет при осуществлении предпринимательской деятельности законодательно не закреплена.
В письме от 10.07.2013 N 03-02-07/1/26643 Минфин России указал, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, что документы (информация), перечисленные в пункте 2 статьи 86 НК РФ, могут быть запрошены налоговыми органами у банков исключительно только по тем счетам, вкладам (депозитам) индивидуальных предпринимателей, которые используются ими при осуществлении предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, банки обязаны представлять налоговым органам по их мотивированным запросам документы (информацию) по счетам, вкладам (депозитам) индивидуальных предпринимателей, в том числе открытым им как физическим лицам.
Довод Банка об открытии трех текущих счетов физических лиц под фамилией Иванов Кирилл Валерьевич в рассматриваемом случае не может являться основанием для освобождения Банка от ответственности по статье 135.1 НК РФ, поскольку указанная информация в ответе Банка на запрос инспекции не содержится.
Отказывая в предоставлении выписок по счету, Банк указал исключительно на отсутствие согласования запроса с вышестоящим налоговым органом или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Кроме того, каких-либо мер по уточнению у налогового орган полученного от него запроса Банком не предпринято.
Таким образом, Банк был правомерно привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) в отношении Иванова К. В., оснований для признания недействительным решения налогового органа не имеется.
Правомерно отклонен судом довод заявителя о том, что инспекцией не заполнены поля с номерами счетов, в отношении которых необходимо представить выписки, поскольку все необходимые сведения в запросе указаны, и отсутствие указанных счетов не накладывает на заявителя дополнительных обязанностей, а, соответственно, не нарушает его права и законные интересы.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2018 по делу N А42-10663/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.