г. Саратов |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А12-35903/2017 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веряскиной С.Г.,
без вызова сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВолжскТеплоЭнерго" (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 11, ИНН 3444198809, ОГРН 1123444008544)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 01 декабря 2017 года по делу N А12-35903/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Е.В. Пономарёва)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВолжскТеплоЭнерго" (400131, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 11, ИНН 3444198809, ОГРН 1123444008544)
к комитету тарифного регулирования Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. им. Скосырева, д. 7, ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВолжскТеплоЭнерго" (далее - ООО "ВолжскТеплоЭнерго", общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 24.08.2017 N 03-03/17-150 (далее - Комитет тарифного регулирования, административный орган) о признании ООО "ВолжскТеплоЭнерго" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 01 декабря 2017 года ООО "ВолжскТеплоЭнерго" в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ВолжскТеплоЭнерго", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Комитетом тарифного регулирования представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба ООО "ВолжскТеплоЭнерго" рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 22 декабря 2017 года.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела, следует, что по результатам выполнения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и (или) очистки сточных вод теплоснабжающими организациями, тепло сетевыми организациями по передаче тепловой энергии, организациями коммунального комплекса, субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, и субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии на территории Волгоградской области по заданию на проверяемый период с 01.04.2017 по 30.06.2017 Комитетом тарифного регулирования установлено, что ООО "ВолжскТеплоЭнерго" допущено нарушение требований стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения в части нарушения срока опубликования информации, а именно:
информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения за 1 квартал 2017 года, предусмотренная пунктом 22 постановления Правительства РФ от 05.07.2013 N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" (далее - Стандарты N 570), опубликована с нарушением установленного срока 03.05.2017.
10.08.2017 Комитетом тарифного регулирования в отношении ООО "ВолжскТеплоЭнерго" составлен протокол N 03-03/17-150 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Постановлением Комитета тарифного регулирования от 24.08.2017 о назначении административного наказания N 03-03/17-150 заявитель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая постановление о назначении административного наказания незаконным, ООО "ВолжскТеплоЭнерго" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что факт административного правонарушения и вина общества в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, не опубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону данного административного правонарушения составляет непредоставление сведений о деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса, неопубликование сведений об указанной деятельности, нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм её предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, осуществляющий услуги по передаче тепловой энергии, а также водоснабжение с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры.
Приказом Комитета тарифного регулирования от 19.11.2015 N 48/51 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для потребителей ООО "ВолжскТеплоЭнерго" на 2016-2018 годы" установлены и введены в действие тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение).
Приказом Комитета тарифного регулирования от 19.11.2015 N 48/50 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "ВолжскТеплоЭнерго" на 2016-2018 годы" установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию (мощность).
Таким образом, ООО "ВолжскТеплоЭнерго" является субъектом естественной монополии, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о регулируемой деятельности. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, утверждены Стандартами N 570.
Согласно пункту 22 Стандартов N 570 информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения содержит сведения:
а) о количестве поданных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала;
б) о количестве исполненных заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в течение квартала;
в) о количестве заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, по которым принято решение об отказе в подключении (технологическом присоединении) (с указанием причин) в течение квартала;
г) о резерве мощности системы теплоснабжения в течение квартала.
В силу пункта 32 Стандартов N 570 информация, указанная в пункте 22 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.
Как следует из материалов дела, информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения за 1 квартал 2017 года должна была быть раскрыта ООО "ВолжскТеплоЭнерго" в течение 30 календарных дней по истечении квартала (31.03.2017), то есть не позднее 30.04.2017.
Между тем, указанная информация раскрыта 03.05.2017.
Факт наличия указанного нарушения, а также вина ООО "ВолжскТеплоЭнерго" в его совершении установлены судом апелляционной инстанции, обществом по существу не оспариваются, подтверждаются взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств и свидетельствует о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.
В апелляционной жалобе, как и в заявлении, ООО "ВолжскТеплоЭнерго", ссылаясь на статью 4.1 КоАП РФ и на позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, указывает на наличие тяжелое финансовое положение, характер хозяйственной деятельности и его значимости для городского поселения.
Вместе с тем в рассматриваемом случае апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции об отсутствии оснований для снижения штрафа ниже установленного санкцией размера.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание характеризуется как мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушения в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П указано на признание положений части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающих минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Впоследствии Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ. Указанная норма дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Апелляционный суд считает, что рассматривая возможность снижения размера административного штрафа ниже низшего предела в каждом конкретном случае необходимо учитывать все имеющиеся обстоятельства в совокупности, и с учетом этого приходит к выводу, что общество не привело подтвержденной надлежащим и достаточным образом в порядке статьи 65 АПК РФ исключительности обстоятельств для назначения наказания ниже низшего предела.
Об отсутствии исключительных обстоятельств в рассматриваемом случае свидетельствует также характер и степень общественной опасности правонарушения, поскольку раскрытие информации теплосетевыми организациями осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы.
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав общества, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, апелляционным судом не установлены, назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Достаточных доказательств того, что взыскание штрафа при имеющемся финансовом положении ООО "ВолжскТеплоЭнерго" повлечет за собой для общества необратимые финансовые последствия, заявителем в материалы дела не представлено.
Кроме того, тяжелое финансовое положение юридического лица не является безусловным основанием для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела.
Назначенный административным органом штраф является справедливым и соразмерным административным наказанием с учетом объекта посягательства, характера и последствий правонарушения, высокой степени его общественной опасности, степени вины правонарушителя, а также того, что ранее общество уже привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение (постановления от 07.04.2015 N 03-03/15-168, от 23.07.2015 N 03-03/15-459, от 02.08.2016 N 03-03/16-366).
При таких обстоятельствах оснований для снижения наказания ниже низшего предела санкции у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 01 декабря 2017 года по делу N А12-35903/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВолжскТеплоЭнерго" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-35903/2017
Истец: ООО "ВОЛЖСКТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: Комитет тарифного регулирования Волгоградской области