Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 мая 2018 г. N Ф04-1254/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А46-13753/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.,
судей Веревкина А.В., Аристовой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-17181/2017) Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Омской области" на решение Арбитражного суда Омской области от 15 ноября 2017 года по делу N А46-13753/2017 (судья Целько Т.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Омская ритуальная компания Память - В" (ИНН 5504214113, ОГРН 1095543026864) к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Омской области" (ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270) о взыскании 836 602 руб. 77 коп.,
при участии в судебном заседании:
от Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Омской области" - Шмаковой Н.А. по доверенности N ППР/3543 от 05.09.2017 сроком действия один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Омская ритуальная компания Память - В" - Янченко В.В. по доверенности б/н от 20.09.2017 сроком действия один год,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омская ритуальная компания Память - В" (далее - ООО "Омская ритуальная компания Память - В", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Омской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Омской области", ответчик), уточненной в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 182 801 руб. 11 коп., из которых 149 452 руб. 80 коп. - задолженность, 33 348 руб. 31 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащих начислению на сумму долга в размере 149 452 руб. 80 коп., начиная с 06.10.2017 г., рассчитанных по ключевой ставке Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, по день фактической оплаты долга.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15 ноября 2017 года по делу N А46-13753/2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Возражая против принятого по делу судебного акта, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование поданной жалобы заявитель указал, что при проверке документов, поступивших в адрес военного комиссариата Омской области было установлено, что все договоры подряда на изготовление и установку надгробного памятника подписаны не директором общества Абайдулиным Х.Г., а иными лицами (приемщиками заказа), однако локальный нормативно-правовой акт, устанавливающий право приемщику заказа заключать договоры от имени общества, ответчику не были представлены, в связи с чем возник вопрос о недействительности указанных договоров.
Кроме того, ссылаясь на положения статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", податель жалобы считает, что расходы, в том числе на изготовление и установку надгробных памятников, понесенные субъектом предпринимательской деятельности, и не возмещенные военным комиссариатом, являются убытками, причиненными в результате бездействия государственных органов; момент, с которого возникает обязательство уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами - дата вступления в законную силу решения суда; ссылаясь на пункт 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), ответчик полагает, что обязанность по уплате процентов за пользование чужими денежными средствами не наступила.
Со стороны истца представлен отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ФКУ "Военный комиссариат Омской области" поддержаны доводы жалобы. Представитель ООО "Омская ритуальная компания Память-В" просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке, установленном статьями 266, 270 АПК РФ, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что ООО "Омская ритуальная компания Память - В" на основании договоров с физическими лицами были выполнены работы по изготовлению надгробных памятников.
Согласно заключённым ООО "Омская ритуальная компания Память - В" договорам на изготовление и установку надгробных памятников (типовые договоры), исполнитель гарантирует заказчику своевременно изготовить, доставить и установить по выбранному проекту типовой надгробный памятник на месте погребения умершего (погибшего) (п. 2.1 договора).
Согласно п. 2.2.3 договора заказчик доверяет исполнителю получение (истребование) от его имени денежных средств для возмещения расходов, связанных с изготовлением, доставкой и установкой надгробного памятника на месте погребения умершего (погибшего).
Истец исполнил свои обязательства по изготовлению надгробных памятников и обратился в военный комиссариат Омской области с заявлением и прилагаемыми к нему документами о возмещении в установленном размере понесённых расходов на изготовление надгробных памятников (исх. N 4/1 от 20.02.2017 г., исх. N 4/2 от 20.02.2017 г.).
Военный комиссариат Омской области возвратил документы в связи с тем, что истец не подтвердил наличие права обращения в военный комиссариат Омской области с требованием о взыскании соответствующих расходов.
13.04.2017 истец повторно направил в военный комиссариат Омской области документы с претензиями для возмещения задолженности по изготовлению надгробных памятников (вх. N 1745, N 1746). Ответчику было предложено в добровольном порядке погасить задолженность в срок до 21.04.2017 в размере 393 542 руб. 80 коп. и 421 718 руб., в общей сумме 815 260 руб. 80 коп.
Документы военным комиссариатом Омской области вновь были возвращены (исх. N ЦСО/1466 и N 1468 от 20.04.2017), что явилось причиной обращения ООО "Омская ритуальная компания Память - В" в суд с настоящим иском.
Удовлетворение исковых требований послужило основанием для обжалования решения суда в апелляционной инстанции.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд отмечает следующее.
Основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельно и гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего регулируются положениями Федерального закона N 8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ).
Статьей 11 Федерального закона N 8-ФЗ предусмотрено, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников.
Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Согласно статье 24 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 "О ветеранах", статье 18 Федерального закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" погибшим (умершим) военнослужащим, погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам войны, ветеранам военной службы гарантируется оплата расходов, оказание похоронных услуг по погребению.
Федеральным законом N 8-ФЗ обязанность по возмещению расходов на изготовление и установку надгробных памятников возложена на Министерство обороны Российской Федерации. Возмещение названных расходов является государственной гарантией родственникам умерших и лицам, взявшим на себя обязанность по увековечиванию памяти умерших.
Приказом Министерства обороны Российской Федерации N 5 от 13.01.2008 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
На основании пункта 35 Порядка оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 утвержденного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
В соответствии с пунктом 36 Порядка родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 утвержденного Порядка.
В силу пункта 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 утвержденного Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Указанными выше законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая изготовление и установку памятника. Истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной войны и другим перечисленным категориям лиц.
Перечисленные выше нормативные правовые акты не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на изготовление и установку памятника.
В соответствии с пунктом 39 Порядка оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после изготовления. Оплата расходов по установке надгробного памятника производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 460 от 06.05.1994 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников" установлены следующие нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения:
- погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 25 269 руб.;
- остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, - до 31 541 руб.
Оплата стоимости услуг по установке надгробных памятников, предоставляемых за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), не должна превышать 20 процентов от норм расходов денежных средств, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Оценив с учетом правил статьи 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы сторон по существу спорного вопроса, доводы апелляционной жалобы ФКУ "Военный комиссариат Омской области", суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения ввиду подтвержденности материалами дела факта несения истцом заявленных ко взысканию с ответчика расходов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, истец представил ответчику и затем в суд первой инстанции надлежащие доказательства, подтверждающие факт изготовления надгробных памятников и наличие оснований для компенсации данных расходов. В свою очередь, заявив о недоказанности данных обстоятельств, ФКУ "Военный комиссариат Омской области" не опровергло представленные обществом доказательства (статьи 9, 65 АПК РФ).
Общая сумма задолженности именно за изготовление памятников, подлежащая выплате ответчиком, составляет 149 452 руб. 80 коп. Произведенный истцом и принятый судом первой инстанции расчет задолженности находит подтверждение материалами дела и является арифметически верным.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) на сумму расходов 149 452 руб. 80 коп. истцом начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 22.04.2017 (срок исполнения обязательства, установленный в претензии) по 03.08.2017 и далее по дату фактической уплаты указанной суммы.
Правоотношения по компенсации затрат на изготовление и установку памятников относятся к гражданско-правовым отношениям. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) военнослужащих осуществляется также в соответствии с нормами гражданского законодательства.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий недопустимы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 401 Г КРФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Оплата понесенных истцом расходов на изготовление и установку надгробных памятников является денежным (долговым) обязательством ответчика, возникшим в силу закона в результате наступления предусмотренных таким законом событий (факт выполнения соответствующих подрядных работ обществом и последующее предоставление необходимых документов ответчику для возмещения затрат). Неисполнение такого обязательства влечет возникновение задолженности перед истцом, и является основанием для начисления на сумму основного долга процентов в соответствии со статьей 395 ГК РФ.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.09.2015 N 309-ЭС15-11416 по делу N А71-9400/2014.
Довод заявителя о том, что проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию в порядке, установленном статьей 242.2 БК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Сумма, на которую начислены проценты за пользование чужими денежными средствами, является задолженностью ответчика, возникшей в результате ненадлежащего исполнения своих обязательств, в связи с чем порядок начисления процентов подлежит установлению по общим правилам статьи 395 ГК РФ, в данном случае пункт 6 статьи 242.2 БК РФ применен быть не может, поскольку правоотношения сторон по настоящему делу возникли не из публично-правовых, а из гражданско-правовых отношений.
Обязательства по возврату неосновательно удерживаемых денежных средств не регулируются статьей 242.2 БК РФ, посвященной особенностям исполнения судебных актов по искам к публично-правовым образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Следовательно, названные особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание средств за счет бюджетов только по предъявлении исполнительного листа, не подлежат применению к данным отношениям.
Равным образом, особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с должника - публично-правового образования за счет средств бюджетов бюджетной системы, установленные статьями 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, не освобождают должника от обязанности своевременно исполнить обязательство по возврату полученной денежной суммы неосновательного обогащения и не являются основанием для освобождения от уплаты процентов, начисляемых в соответствии со статьей 395 ГК РФ (пункт 1 статьи 1, статья 124 ГК РФ).
При этом, по настоящему делу взыскивается задолженность по оплате расходов на изготовление надгробных памятников, изготовленных для увековечивания памяти участников военных действий, то есть по категории споров, не предусмотренной статьей 242.2 БК РФ.
Следовательно, статья 242.2 БК РФ в данном случае применению не подлежит.
Указанные выводы соответствуют позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.09.2017 по делу N 310-ЭС17-6768.
В силу части 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору (пункт 3 статьи 395 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Претензия получена ответчиком 13.04.2017, истец требует взыскать сумму процентов за период с 22.04.2017, что не противоречит статье 314 ГК РФ.
Повторно проверив период начисления и расчет взыскиваемых процентов, суд апелляционной инстанции признал его верным, произведенным в соответствии с действующим законодательством.
Ответчиком контррасчет процентов за пользование чужими денежными средствами не представлен.
Принимая во внимание установленный факт просрочки оплаты расходов, требование истца о взыскании процентов правомерно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном истцом размере.
Доводов относительно несогласия с взысканной судом суммой процентов апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Удовлетворив исковые требования общества, суд первой инстанции принял обоснованное и законное решение по делу.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 15 ноября 2017 года по делу N А46-13753/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.