г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А56-43646/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Голованюк Е.М.
при участии:
от истца (заявителя): Асеева А.В. - доверенность от 06.12.2017;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34378/2017) Комитета по транспорту Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2017 по делу N А56-43646/2017 (судья Пономарева О.С.), принятое
по иску ООО СК "ЭТС"
к Комитету по транспорту Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании
установил:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "ЭТС", место нахождения: 192007, Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 62, корп. 2, лит. Б, часть пом. 1Н, 3Н, ком. 10-13, 37-56, ОГРН 1077847664410 (далее - ООО СК "ЭТС", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, место нахождения: 191167, Санкт-Петербург, ул. Исполкомская, д. 16, лит. А, ОГРН 1027810354516 (далее - Комитет по транспорту, ответчик) 606 619,04 руб. задолженности по государственному контракту от 11.09.2015 N 0172200001115000020-0230041-02 (далее - Контракт по транспорту), составляющей 50% от начисленной ответчиком неустойки, которая подлежит списанию в соответствии с пунктом 3б постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление Правительства N 190).
Определением суда от 23.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов, третье лицо).
Решением суда от 19.11.2017 исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в связи с тем, что у ответчика отсутствует двухсторонний акт сверки, подтверждающий наличие задолженности, списание денежных средств в с соответствии с Постановлением Правительства N 190 ответчиком не производилось.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по транспорту (Заказчик) и ООО СК "ЭТС" (Подрядчик) заключен государственный контракт от 11.09.2015 N 0172200001115000020-0230041-02 (далее - Контракт), в соответствии с условиями которого Заказчик поручил, а Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по реконструкции кабельной сети от т/п N 59 фидеры "Есенина", "Поэтической", "Сиреневый" для нужд Санкт-Петербурга.
Общая цена Контракта составила 23 312 723,72 руб. (пункт 3.1 Контракта).
Согласно пункту 3.6 Контракта оплата работ производится в течение 20 банковских дней с момента подписания акта о приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
В соответствии с разделом 4 Контракта Подрядчик обязался выполнить работы в 2 этапа, этап 2015 года и этап 2016 года с очередностью в соответствии с Календарным планом выполнения работ.
Пунктом 6.4. Контракта предусмотрено, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Установленная разделом 6 Контракта неустойка может быть удержана Заказчиком на основании пункта 2.1.8. Контракта из суммы, подлежащей уплате Заказчиком Подрядчику в соответствии с пунктом 3.1. Контракта. При этом сумма, подлежащая уплате по Контракту Подрядчику в соответствии с пунктом 3.1. Контракта, уменьшается на сумму начисленной неустойки (пункт 6.17. Контракта).
В связи с тем, что часть работ была выполнена истцом с нарушением установленных Контрактом сроков, ответчик направил в адрес истца претензию об уплате неустойки в размере 1 213 238,07 руб. и удержал указанную неустойку из суммы, подлежащей уплате ответчиком истцу в соответствии с Контрактом.
В ответе на претензию от 16.01.2017 N 40/СК-18, истец со ссылкой на Постановление N 190, просил осуществить списание 50% начисленной неустойки в размере 606 639,04 руб. и учесть списание при проведении окончательного расчета по Контракту.
Неисполнение Комитетом по транспорту данного требования, послужило основанием для обращения ООО СК "ЭТС" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными как по праву, так и по размеру, удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя истца, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 390-ФЗ) было предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В 2015 году списание начисленных сумм неустоек осуществлялось в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)", в 2016 году - в соответствии с Постановлением N 190.
Постановления N 196 и 190 аналогичны по содержанию.
Пунктом 1 постановления N 190 на заказчиков возложена обязанность предоставлять отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 и (или) 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
В силу пункта 2 Постановления N 190 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), указанных в пункте 1 Постановления, допускается по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 году в соответствии с частью 1.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующем порядке:
а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик:
предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
При этом заказчик уведомляет в письменной форме поставщика (подрядчика, исполнителя) о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Постановление N 190 подготовлено во исполнение плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, а предоставление отсрочки уплаты неустойки и (или) осуществление ее списания являлось антикризисной мерой, направленной на снижение финансовой нагрузки на поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов.
По смыслу Постановления N 190 списание, отсрочка уплаты начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при соблюдении указанных в них условий является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
Пунктом 3 утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2016 N 44н Порядка осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Порядок) установлено, что списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности. Пунктом 5 Порядка также установлено, что в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.
Порядок направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами; наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов.
Правовая позиция, согласно которой списание и (или) отсрочка начисления поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек является именно обязанностью заказчика сформулирована в определениях Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) от 22.06.2017 N 305-ЭС17-624, от 04.08.2017 N 310-ЭС17-3881, от 14.08.2017 N 303-ЭС17-1652. При этом даже наличие спора относительно начисления неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты.
Списание или предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ является обязанностью заказчика, в связи с чем суд обязан проверить соблюдение им требований указанной нормы. Несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки (пункт 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017).
Судом первой инстанции установлено, что в ответе на претензию от 16.01.2017 N 40/СК-18 ООО СК "ЭТС" выразило согласие с начислением неустойки и просило осуществить списание 50% от начисленной неустойки.
Поскольку в рассматриваемом случае размер начисленной ответчиком неустойки составляет 1 213 238,07 руб., то есть 5,2% от цены Контракта, ответчик должен был предоставить истцу отсрочку неустойки до окончания текущего финансового 2016 года на сумму 606 619,04 руб. (50 % от суммы неустойки) и осуществить списание такой же сумму неустойки, поскольку 50 % от суммы неустойки удержано в 2016 году.
Установив наличие предусмотренных Постановлением N 190 условий для списания Комитетом по транспорту 50 % от начисленной истцу неустойки, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Довод подателя жалобы об отсутствии двухстороннего акта сверки, подтверждающего факт наличия у Комитета задолженности перед ОО СК "ЭТС", отклоняется судом апелляционной инстанции, как несостоятельный. Истцом в материалы дела представлена копия акта сверки по состоянию на 31.12.2016, из которого следует, что истцом выполнены работы на сумму 8 870 526,40 руб., оплата произведена Комитетом в сумме 7 657 288,33 руб. Спорная сумма неустойки (1 213 238,07 руб.) отражена ответчиком в указанном акте в качестве оплаты за выполненные истцом работы.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.11.2017 по делу N А56-43646/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.