Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 мая 2018 г. N Ф04-1659/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А46-2210/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9/2018) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-17351/2017) Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 21.11.2017 по делу N А46-2210/2017 (судья Долгалев Б.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вальтер" (ИНН 5528016689, ОГРН 1025501869810) к 1) Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142), 2) Администрации города Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 11:3930, изложенный в письме от 17.11.2016 N 09/13453, обязании предоставить в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 11:3930, площадью 47 216 кв. м., адрес (местоположение): Омская область, ЛАО, ул. Светловская, для строительства торгового комплекса,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613),
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Омска - Веселкова Ирина Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N Исх-АГ/03-64 от 15.01.0218 сроком действия один год;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс Светлана Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 02/11833 от 07.11.2017 сроком действия один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Вальтер" - Горбунова Любовь Петровна, предъявлено удостоверение, по доверенности б/н от 08.02.2017 сроком действия один год;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Степанов Егор Сергеевич, предъявлено удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/12726 от 03.08.2017 сроком действия один год;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вальтер" (далее - ООО "Вальтер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - ДАГ Администрации г. Омска), Администрации города Омска (далее - Администрация), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - ДИО Администрации г. Омска), о признании незаконным отказа ДАГ Администрации г. Омска в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 11:3930 ООО "Вальтер", изложенного в письме от 17.11.2016 N 09/13453, об обязании Администрации предоставить ООО "Вальтер" в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 55:36:170111:3930 площадью 47 216 кв.м, адрес (местоположение): Омская область, ЛАО, ул. Светловская, для строительства торгового комплекса.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.11.2017 по делу N А46-2210/2017 требования заявителя удовлетворены ввиду незаконности оспариваемого отказа.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 21.11.2017 по делу N А46-2210/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указала следующее:
- в материалы дела были представлены достаточные доказательства того, что спорный земельный участок расположен в границах городских лесов (квартал 57 выдел 39 Ленинского окружного участкового лесничества Омского лесопарка площадью 2, 0489 га);
- в настоящее время предоставление заявителю спорного земельного участка для строительства по ранее действовавшей процедуре предоставления таких участков невозможно, так как трехгодичный срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (распоряжение ДАГ Администрации г. Омска от 15.10.2013 N 2649-р) истек 15.10.2016, соответственно, применение положений статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, неправомерно.
Также с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд обратился ДАГ Администрации г. Омска, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 21.11.2017 по делу N А46-2210/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы ДАГ Администрации г. Омска указал, что поскольку на испрашиваемом земельном участке расположены городские леса, размещение объектов капитального строительства на данном участке запрещено, следовательно, осуществить предоставление ООО "Вальтер" данного земельного участка не представляется возможным.
Также податель жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку заявитель в 2013 году обращался в уполномоченный орган, постановление Администрации г. Омска от 27.01.2015 N 62-п "Об утверждении лесохозяйственного регламента Омского лесопарка" не может быть применено, так как на момент принятия решения об отказе в предоставлении Обществу спорного земельного участка, указанное постановление уже действовало.
Также ДАГ Администрации г. Омска полагает, что являются необоснованными ссылки суда первой инстанции на решения Арбитражного суда Омской области от 22.01.2015 по делу N А46-3716/2014 и от 03.12.2015 N А46-4029/2015.
ООО "Вальтер" в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители Администрации и ДАГ Администрации г. Омска в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Представитель ДИО Администрации г. Омска в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционных жалобах, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ООО "Вальтер" в судебном заседании поддержала доводы отзыва, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционные жалобы, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
27.12.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением об обеспечении выбора земельного участка, площадью 50 000 кв.м, для строительства объекта недвижимости - гипермаркета строительных материалов, с указанием расположения земельного участка на участках с кадастровыми номерами 55:36:170111:129 и 55:36:170111:142, в районе пересечения улицы Светловской и Сибирского проспекта в Ленинском административном округе г. Омска, с приложением технико-экономического обоснования строительства гипермаркета. Впоследствии письмом от 06.02.2013 месторасположение земельного участка уточнено.
24.01.2013 ДАГ Администрации г. Омска в письме N 06/555 сообщил заявителю, что размещение гипермаркета строительных материалов на указанном в заявлении ООО "Вальтер" земельном участке возможно.
Письмом от 28.03.2013 N 06/3170 ДАГ Администрации г. Омска уведомил Общество о том, что материалы по вопросу предоставления земельного участка для строительства гипермаркета строительных материалов по улице Светловская - проспект Сибирский в Ленинском административном округе города Омска рассмотрены на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории города Омска 21.03.2013 и по результатам рассмотрения таких материалов принято решение о возможности строительства торгового комплекса в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
19.06.2013 ДАГ Администрации г. Омска вынес распоряжение N 1233-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска".
15.10.2013 ДАГ Администрации г. Омска вынесено распоряжение N 2649-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска", которым утверждён акт о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска, согласовано место размещения объекта в соответствии со схемой расположения земельного участка и предложено заявителю установить границы земельного участка и осуществить его государственный кадастровый учёт.
Впоследствии заявителем в соответствии с положениями распоряжения N 2649-р от 15.10.2013 определены границы испрашиваемого земельного участка и осуществлен его государственный кадастровый учет.
13.01.2014 Общество обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3930 в аренду для строительства торгового комплекса.
Письмом от 17.01.2014 N 09/15870 ДАГ Администрации г. Омска сообщил ООО "Вальтер", что им вынесено распоряжение от 24.12.2013 N 3552-р, согласно которому распоряжение Департамента от 15.10.2013 N 2679-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска" признано утратившим силу.
Кроме того, 21.02.2014 письмом N 19/809 Администрация уведомила Общество о том, что ему отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3930 в аренду для строительства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2015 по делу N А46-3716/2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015, распоряжение ДАГ Администрации г. Омска от 24.12.2013 N 3552-р в части признания утратившим силу распоряжения ДАГ Администрации г. Омска от 15.10.2013 N 2649-р признано недействительным.
21.01.2015 ООО "Вальтер" обратилось к Мэру города Омска, директору ДАГ Администрации г. Омска с заявлением о рассмотрении обращения от 13.01.2014 о предоставлении соответствующего земельного участка и предоставлении испрашиваемого участка в аренду для строительства торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска.
Постановлением Администрации города Омска от 14.01.2015 N 4-п распоряжение ДАГ Администрации г. Омска от 15.10.2013 N 2649-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска" вновь было признано утратившим силу.
Полагая, что постановление от 14.01.2015 N 4-п в части признания утратившим силу распоряжения от 15.10.2013 N 2649-р является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2015 по делу N А46-4029/2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016, постановление Администрации N 4-п от 14.01.2015 в части признания утратившим силу распоряжения от 15.10.2013 N 2649-р признано недействительным.
10.10.2016 ООО "Вальтер" был получен ответ ДАГ Администрации г. Омска от 09.09.2016 N 09/12553 о том, что подготовлен проект постановления Администрации города Омска "О предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Вальтер" земельного участка в Ленинском административном округе города Омска".
В письме от 17.11.2016 N 09/13453 ДАГ Администрации г. Омска отказал Обществу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3930, сославшись на Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 02.05.2012 N 180 "Об определении количества лесопарков на территории города Омска и установлении их границ", постановление Администрации г.Омска от 27.01.2015 N 62-п "Об утверждении лесохозяйственного регламента Омского лесопарка", и указав, что на планируемом для предоставления в аренду сроком на 3 года земельном участке с кадастровым номером 55:36:170111:3930 расположена часть городских лесов в квартале 57 выдел 39 Ленинского окружного участкового лесничества Омского лесопарка площадью 2,0489 га.
Не согласившись с указанным отказом, ООО "Вальтер" обратилось в Арбитражный суд Омской области с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.11.2017 по делу N А46-2210/2017 требования заявителя удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Администрацией и ДАГ Администрации г. Омска в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как указывалось ранее, в рассматриваемом случае заявителем оспаривается отказ ДАГ Администрации г. Омска в предоставлении ООО "Вальтер" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3930, изложенный в письме от 17.11.2016 N 09/13453.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ является незаконным. При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок, действовавший до внесения в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступления в законную силу названного закона 01.03.2015, включал следующие этапы: выбор земельного участка, который оформляется актом о выборе земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка и являющегося основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства; принятия решения о предоставлении земельного участка.
В силу положений статей 30 - 32 Земельный кодекс Российской Федерации, действовавших в период возникновения спорных отношений, выбор земельного участка проводился с целью формирования земельного участка и дальнейшего его предоставления заинтересованному лицу.
С 01.03.2015 нормы статей, в том числе 30-31 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка, утратили силу на основании Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Законом N 171-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми полностью изменен порядок предоставления земельных участков.
Действующие с 01.03.2015 нормы Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают предоставление в аренду земельных участков для строительства на торгах и без проведения торгов. При этом случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов ограничены и прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, соответствующее предоставление (на торгах, без торгов) осуществляется только в отношении образованного в установленном порядке земельного участка.
В то же время Закон N 171-ФЗ содержит переходные положения.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
В силу пункта 16 статьи 34 Закона N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Таким образом, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Как указывалось выше, 15.10.2013 ДАГ Администрации г. Омска было принято распоряжение N 2649-р "О предварительном согласовании места размещения торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска", которым утверждён акт о выборе земельного участка для строительства торгового комплекса по улице Светловская в Ленинском административном округе города Омска и согласовано место размещения объекта в соответствии со схемой расположения земельного участка.
В соответствии с указанным распоряжением заявителем установлены границы земельного участка и осуществлен его государственный кадастровый учёт.
Законность указанного распоряжения установлена вступившими в законную силу судебными актами по делам N А46-3716/2014 и А46-4029/2015.
Повторно с заявлением о предоставлении земельного участка Общество обратилось 09.09.2016, следовательно, решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в срок до 24.09.2016, т.е., в пределах трехлетнего срока действия указанного распоряжения.
Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению статьи 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшие в редакции до 01.03.2015.
Согласно части 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с частями 1 и 2 статья 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
В данном случае уполномоченным органом не было принято решение о предоставлении Обществу для строительства спорного земельного участка.
При этом, указанные ДАГ Администрации г. Омска в письме от 17.11.2016 N 09/13453 основания для отказа в предоставления ООО "Вальтер" в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3930 суд апелляционной инстанции признает необоснованными на основании следующего.
Так, в письме от 17.11.2016 N 09/13453 ДАГ Администрации г. Омска, сославшись на Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 02.05.2012 N 180 "Об определении количества лесопарков на территории города Омска и установлении их границ", постановление Администрации г.Омска от 27.01.2015 N 62-п "Об утверждении лесохозяйственного регламента Омского лесопарка", указал, что на планируемом для предоставления в аренду сроком на 3 года земельном участке с кадастровым номером 55:36:17 01 11:3930 расположена часть городских лесов в квартале 57 выдел 39 Ленинского окружного участкового лесничества Омского лесопарка площадью 2,0489 га.
Согласно статье 6 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса могут располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
По частям 1, 5 статьи 102 ЛК РФ к защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 названного Кодекса. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
В силу пункта "г" части 2 статьи 102 ЛК РФ городские леса относятся к категории защитных лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).
Как усматривается из материалов дела, в письме от 01.02.2017 N 2 ООО "Вальтер" обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
03.03.2017 Обществу дан ответ о том, что земельный участок с местоположением: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, на котором расположен лесной участок в квартале N 57 (выдел N 39), не сформирован и в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) не учтен. В ЕГРН отсутствуют материалы лесоустройства части городских лесов в квартале 57 выдел 39 Лесного окружного участкового лесничества Омского лесопарка. Для получения вышеуказанной информации рекомендовали обратиться в Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Кроме того, на обращение ООО "Вальтер" о предоставлении материалов лесоустройства, Главное управление лесного хозяйства Омской области письмом от 09.05.2017 N 963-ГУЛХ ответило, что материалы лесоустройства городских лесов в Главном управлении лесного хозяйства Омской области отсутствуют. Для получения вышеуказанной информации рекомендовали обратиться в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ДИО Администрации г. Омска представил Таксационное описание Ленинского окружного участкового лесничества Омского лесопарка (л.д. 105, 106), а также план лесонасаждений Ленинского окружного участкового лесничества Омского лесопарка (л.д. 107, 108), которыми, по мнению ДИО Администрации г. Омска, подтверждается, что на спорном земельном участке расположена часть городских лесов квартала 57 выдела 39 Ленинского окружного участкового лесничества Омского лесопарка. Данный вывод сделан путем наложения схем с использованием компьютерного графического наложения.
Между тем, оценив перечисленные документы, апелляционный суд пришел к выводу о том, что из содержания указанных документов не представляется возможным каким-либо образом установить как нахождение защитных лесов на спорном земельном участке, так и соотношение границ спорного земельного участка с лесопарком.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего до 01.01.2017, в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся также сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
Пунктом 63 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 установлено, что в сведения о земельном участке в Реестре объектов недвижимости вносятся сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка (лесничество (лесопарк)), участковое лесничество, номера лесных кварталов, к которым относится указанный участок (при их наличии), категория лесов (резервная, эксплуатационная, защитная).
Как было указано ранее, согласно письму ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 03.03.2017 земельный участок с местоположением: Омская область, г. Омск, Ленинский АО, на котором расположен лесной участок в квартале N 57 (выдел N 39), не сформирован и в ЕГРН не учтен.
В отсутствие государственного кадастрового учета лесного участка, материалы лесоустройства не являются достаточными доказательствами наложения на спорный земельный участок городских лесов. Иных доказательств того, что на спорном земельном участке расположена часть городских лесов, не представлено.
Кроме того, согласно сведений из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 55:36:170111:3930, последний расположен на землях населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового комплекса.
Иные основания для отказа в предоставлении ООО "Вальтер" спорного земельного участка ДАГ Администрации г. Омска не указывались.
Учитывая указанное, апелляционный суд оспариваемый отказ в предоставлении Обществу земельного участка признает незаконным.
Апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих указанный вывод суда апелляционной инстанции.
Основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционным жалобам не рассматривается апелляционным судом, поскольку Администрация и ДАГ Администрации г. Омска от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 21.11.2017 по делу N А46-2210/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2210/2017
Истец: ООО "Вальтер"
Ответчик: Администрация города Омска, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, специалисту Муниципального предприятия города Омска "Омскархитектура" Старовойтовой Оксане Юрьевне, специалисту Федерального агентства лесного хозяйства Федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" Щеглову Дмитрию Анатольевичу
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1659/18
16.04.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2026/19
18.05.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1659/18
15.02.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-17351/17
21.11.2017 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-2210/17