город Воронеж |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А36-10438/2017 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Ольшанской Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Областного государственного унитарного предприятия "Липецкая областная коммунальная компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 16.10.2017 (резолютивная часть) по делу N А36-10438/2017 рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Серокурова У.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области (ОГРН 1074823008501, ИНН 4822001396) к Областному государственному унитарному предприятию "Липецкая областная коммунальная компания" (ИНН 4825036020, ОГРН 1034800563710) о взыскании 107 500 руб.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - Управление, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Областному государственному унитарному предприятию "Липецкая областная коммунальная компания" (далее - Предприятие, ОГУП "ЛОКК") о взыскании финансовой санкции в сумме 107 500 руб. за непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за октябрь 2016 года.
Данное дело было рассмотрено Арбитражным судом Липецкой области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением арбитражного суда Липецкой области от 30.10.2017 требования Управления были удовлетворены в полном объеме, с Предприятия взыскано 107 500 руб. финансовых санкций и 4225 руб. судебных расходов в виде государственной пошлины.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Липецкой области от 16.10.2017 (резолютивная часть), ссылаясь на его вынесение без учета фактических обстоятельств дела, ОГУП "ЛОКК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Предприятие ссылается, что поскольку отчет по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года был подан в установленный срок, то наличие ошибки в наименовании отчетного периода и последующее представление в течение пяти рабочих дней исправленных сведений не свидетельствует, что спорный отчет был представлен несвоевременно.
В соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса апелляционная жалоба рассматривалась в порядке упрощенного производства судьей единолично, без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, Управление провело проверку правильности заполнения и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета ОГУП "ЛОКК", результаты которой отражены в акте от 02.12.2016 N 02-17/14393.
Органом Пенсионного фонда установлено, что Общество представило сведения в отношении 215 застрахованных лиц за октябрь 2016 года - 14.11.2016, то есть с нарушением срока (не позднее 10.11.2016), установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
По итогам рассмотрения материалов проверки Управлением принято решение от 09.01.2017 N 058S19170000025 о привлечении Предприятия к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах, в виде штрафа в размере 107 500 рублей.
Управлением в адрес ОГУП "Липецкая областная коммунальная компания" 15.02.2017 направлено требование N 058S01171241388 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в сумме 107 500 руб. в срок до 07.03.2017.
В связи с неисполнением требования в установленный в нем срок орган Пенсионного фонда обратился в Арбитражный суд Липецкой с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Арбитражный суд Липецкой области, рассмотрев заявленное требование без вызова сторон, решением от 30.10.2017 удовлетворил заявленные Управлением требования в полном объеме, взыскав с Предприятия финансовую санкцию в сумме 107 500 руб.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса.
При рассмотрении в порядке упрощенного производства дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, применяются также особенности, установленные разделом III Кодекса (пункт 2 части 1 статьи 226 АПК РФ).
В частности, частью 6 статьи 215 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Таким образом, при рассмотрении в порядке упрощенного производства требования о взыскании санкций суд на основании представленных сторонами документов должен установить основания взыскания санкций, то есть факт нарушения лицом, привлекаемым к ответственности, соответствующих норм законодательства, за которое предусмотрена ответственность, и проверить правильность расчета примененных санкций.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, Предприятие представило предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах за октябрь 2016 года 10.11.2016, то есть в установленный срок, но допустило ошибку в указании месяца представления отчетности.
Указанная отчетность была получена Управлением 10.11.2016, что подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств и представленных сторонами: скриншотом журнала учета приема сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) (т. 1, л. 12), скриншотом реестра выгрузки отчетов СЗВ-М (т.1, л. 13), письмом ОГУП "ЛОКК" (вх. N 21346 от 15.11.2016).
Однако, в указанной отчетности была допущена ошибка - вместо наименования отчетного периода "за октябрь", указано "за сентябрь". Самостоятельно обнаружив указанную ошибку, ОГУП "ЛОКК" повторно 14.11.2016 направило в адрес органа Пенсионного фонда соответствующую отчетность, в которой правильно был указан отчетный период "октябрь".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что сведения за октябрь 2016 года, представленные 10.11.2016, имеют техническую ошибку в указании отчетного периода - 09, представленные 14.11.2016 сведения (с правильным указанием отчетного периода - 10) дублируют сведения, представленные 10.11.2016. Доказательств обратного Управлением в материалы дела не представлено.
В данном случае наличие указанной ошибки не свидетельствует о нарушении срока представления сведений за октябрь 2016 года. Кроме того, отсутствуют основания считать, что представленные сведения о застрахованных лицах неполны и (или) недостоверны.
Следовательно, исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерном привлечении Управлением к ответственности Общества по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ, так как нарушения срока представления сведений Обществом не допущено, основания для применения указанной правовой нормы отсутствуют.
Наличие обозначенной выше ошибки в своевременно представленных, полных и достоверных сведениях не может являться основанием для привлечения к ответственности за нарушение срока представления сведений.
Таким образом, оснований для взыскания штрафа не имеется. При этом в силу имущественного характера рассматриваемого требования по настоящему делу и исходя из приведенных положений ст. 215 АПК РФ, суд обязан осуществить проверку законности основания для доначисления взыскиваемого штрафа вне зависимости от того обстоятельства, что Предприятие не оспаривало решение Управления ПФ о его доначислении.
В указанной связи решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.10.2017 по делу N А36-10438/2017 подлежит отмене.
Доводы о наличии оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в апелляционной жалобе отсутствуют.
В суде первой инстанции лицами, участвующими в деле, не приводилось доводов о том, что настоящее дело подлежало рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.
С учетом результата рассмотрения спора, предоставленной ОГУП "ЛОКК" отсрочки по уплате государственной пошлины и того, что Управление, являясь государственным органом, освобождено от уплаты государственной пошлины, суд апелляционной инстанции определил, что в данном случае вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления (апелляционной жалобы) не подлежит разрешению.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Областного государственного унитарного предприятия "Липецкая областная коммунальная компания" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.10.2017 по делу N А36-10438/2017 отменить.
Отказать Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке Липецкой области в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.