г. Владимир |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А11-49/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.02.2018.
Полный текст постановления изготовлен 16.02.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Логиновой О.А., Долговой Ж.А., Вечканова А.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рогановым С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Покров" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.11.2017 по делу N А11-49/2016,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Покров" (ОГРН 1123316000697, ИНН 3321014709) к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (ИНН 3310003494, ОГРН 1023302553064) об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2015 N ВК 15167 в части пунктов 22, 32, Приложения N 7, Приложений 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8 на условиях проекта договора ООО "Водоканал города Покров", при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитета по управлению муниципальным имуществом города Покров (ОГРН 1023301106344, ИНН 3321015075); Администрации Петушинского района Владимирской области (ОГРН 1023301107631, ИНН 3321010729); федерального казенного учреждения "Тюрьма N 1 (туберкулезная больница) Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" (ОГРН 1023301104837, ИНН 3321011602); федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Покровское специальное учебно - воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа" (ОГРН 1023301105255, ИНН 3321003231),
при участии:
от истца - Милюковой С.В. по доверенности от 17.01.2018 N 6; Маркова М.Б. по доверенности от 15.11.2017 N 6;
от ответчика - Беляковой М.И. по доверенности от 29.12.2017 N 66/18;
без участия представителей третьих лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал города Покров" (далее - истец, ООО "Водоканал города Покров") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" (далее - ответчик, ООО "Владимиртеплогаз") об обязании заключить договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2015 N ВК 15167 в части пунктов 22, 32, Приложения N 7, Приложений 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8 на условиях проекта договора ООО "Водоканал города Покров".
Истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял исковые требования и в окончательном варианте просил принять в редакции ООО "Водоканал города Покров" приложение N 1.1 (Котельная N 2), приложение N 1.3 (Котельная N 4), приложение N 1.8 (МИТУ-5) к договору от 01.11.2015 N ВК 15167 холодного водоснабжения и водоотведения.
Истец просил суд принять указанные приложения к договору в следующей редакции:
Приложение N 1.1: "1. На балансе "Организации водопроводно -канализационного хозяйства" находятся: магистральные водопроводные и канализационные сети.
2. В эксплуатационной ответственности "Абонента" находятся:
внутренние системы водопровода и канализации, инженерные сети производственных помещений, присоединенных к централизованному водопроводу и канализации, колодцы и запорная арматура в них.
3. Границы раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон водопроводных и канализационных сетей устанавливаются:
по водопроводным сетям - по двум водопроводным колодцам с северозападной стороны и с южной стороны здания котельной (2 ввода в здание).
по канализационным сетям - по двум канализационным колодцам, находящимся на сети канализации с западной и юго-западной сторон здания.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства производит подачу питьевой воды, прием сточных вод и эксплуатирует сети до границ ответственности. Абонент эксплуатирует водопроводные и канализационные сети от границ эксплуатационной ответственности".
Приложение N 1.3 "1. На балансе "Организации водопроводно -канализационного хозяйства" находятся: магистральные водопроводные и канализационные сети.
2. В эксплуатационной ответственности "Абонента" находятся:
внутренние системы водопровода и канализации, инженерные сети производственных помещений, присоединенных к централизованному водопроводу и канализации, колодцы и запорная арматура в них.
3. Границы раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон водопроводных и канализационных сетей устанавливаются:
по водопроводным сетям - по внешней стороне стены здания проходной.
по канализационным сетям - по внешней стороне стены здания проходной.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства производит подачу питьевой воды, прием сточных вод и эксплуатирует сети до границ ответственности. Абонент эксплуатирует водопроводные и канализационные сети от границ эксплуатационной ответственности".
Приложение N 1.8 "1. На балансе "Организации водопроводно -канализационного хозяйства" находятся: магистральные водопроводные и канализационные сети.
2. В эксплуатационной ответственности "Абонента" находятся: внутренние системы водопровода и канализации, инженерные сети производственных помещений, присоединенных к централизованному водопроводу и канализации, колодцы и запорная арматура в них.
3. Границы раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон водопроводных и канализационных сетей устанавливаются:
по водопроводным сетям - по водопроводному колодцу, находящемуся на сети водоснабжения по ул. Октябрьская у жилого дома N 75, по водопроводному колодцу, находящемуся на сети водоснабжения по ул. Пролетарская у жилого дома N 73".
Решением от 30.11.2017 Арбитражный суд Владимирской области урегулировал разногласия при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2015 N ВК 15167 между обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал города Покров" и обществом с ограниченной ответственностью "Владимиртеплогаз" в редакции ответчика. Приложение N 1 к договору принял в следующей редакции: "границей раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента является внешняя граница фундамента здания котельных".
ООО "Водоканал города Покров", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции и принять его в следующей редакции:
1. Приложение N 1.2 (Котельная 2) принять в следующей редакции: "границы раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон водопроводных и канализационных сетей устанавливаются: по водопроводным сетям - по внешней стороне стены здания с северо-восточной стороны и с южной стороны здания котельной (2 ввода в здание) (схема прилагается); - по канализационным сетям - по внешней стороне стены здания с северной и западной сторон здания (2 выпуска)."
2. Приложение N 1.8. (МИТУ-5) принять в следующей редакции: "границы раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон водопроводных и канализационных сетей устанавливаются: по водопроводным сетям - по водопроводному колодцу, находящемуся на сети водоснабжения по ул. Октябрьская у жилого дома N 75, по водопроводному колодцу, находящемуся на сети водоснабжения по ул. Пролетарская у жилого дома N 73".
3. Приложение N 1.3. (Котельная 4) принять в следующей редакции: "границы раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сторон водопроводных и канализационных сетей устанавливаются: по водопроводным сетям - по внешней стороне стены здания проходной; по канализационным сетям - по внешней стороне стены здания проходной."
Истец в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Ответчик в судебном заседании возразил против доводов жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Администрация Петушинского района Владимирской области в отзыве также указала на законность решения суда.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.09.2015 в адрес истца поступило заявление от муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы Петушинского района" с просьбой подготовить проекты договоров по водоснабжению и водоотведению между ООО "Водоканал города Покров" и ООО "Владимиртеплогаз", в связи с заключением 23.09.2015 концессионного соглашения в отношении системы теплоснабжения на территории муниципального образования "Петушинский район".
ООО "Водоканал города Покров" подготовило проект договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2015 N ВК 15167 между истцом и ответчиком.
10.12.2015 в адрес истца поступил один подписанный со стороны ответчика экземпляр договора холодного водоснабжения и водоотведения от 01.11.2015 N ВК 15167 с протоколом разногласий к нему.
В связи с наличием разногласий, с учетом уточнений, по Приложению N 1.8 (МИТУ-5), Приложению N 1.3 (Котельная N 4), Приложению N 1.1 (котельная N 2) к договору от 01.11.2015 N ВК 15167 холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Водоканал города Покров" обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс) и юридические лица свободны в заключении договора.
Между тем в Кодексе предусмотрена возможность к понуждению заключения публичных договоров. Так, в статье 426 Кодекса установлена обязанность коммерческой организации заключить публичный договор. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
ООО "Водоканал города Покров" является ресурсоснабжающей организацией - организацией водопроводно-канализационного хозяйства, которая обязана заключить договор водоснабжения и водоотведения с любой организацией, обратившейся к ней (публичный договор).
В пункте 1 статьи 445 Кодекса определено, что сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно статье 446 Кодекса в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на усмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Кодекса).
Отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, действующими с 14.08.2013 (далее -Правила N 644), принятыми в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (статья 2 Закона о водоснабжении).
Обязанность организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении, предусмотрена частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Согласно статье 7 N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Из пункта 1 статьи 432 Кодекса следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
С учетом того, что рассматриваемый судом договор является единым договором, предусматривающим урегулирование отношений сторон как по водоснабжению, так и по водоотведению, необходимо руководствоваться нормами, устанавливающими правила для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьями 13, 14 данного N 416-ФЗ - существенными условиями договора водоснабжения и водоотведения являются границы эксплуатационной ответственности по сетям абонента и организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих систем или сетей.
В силу пункта 7 статьи 13 и пункта 7 статьи 14 Закона о водоснабжении именно граница эксплуатационной ответственности определена в качестве места исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение.
В силу пункта 31 Правил N 644 к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
На основании пункта 32 Правил N 644 при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод (пункт 2 Правил N 644).
Как следует из материалов дела, между сторонами отсутствует соглашение в отношении определения границ балансовой и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям и сетям водоотведения.
Стороны не оспаривают, что фактическое присоединение сетей водопровода объекта истца было выполнено до принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1). Доказательств, позволяющих установить обстоятельства строительства сетей, условия присоединения (подключения) к централизованной системе стороны не имеют, суду не представляли.
По утверждению ответчика, не оспоренному истцом, спорный участки водопроводных сетей, эксплуатационную ответственность за которые истец возлагает на ответчика, на балансе ответчика не числятся, и ответчиком не обслуживаются.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" в пункте 2 предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.
В качестве объектов муниципальной собственности в пункте 1 приложения N 3 к данному Постановлению N 3020-1 значатся объекты инженерной инфраструктуры городов.
Наружные сети находятся за пределами принадлежащих ответчику зданий и используемых ответчиком земельных участков, и не являются собственностью ответчика. Отсутствие оформленных в установленном порядке документов на указанные сети, не может являться основанием для возложения обязанности по содержанию таких сетей ответчика.
Нахождение спорных участков сетей не в собственности обеих сторон договора не накладывает обязательств по его эксплуатации на абонента, напротив, законодательство о водоснабжении предоставляет возможность организации водопроводно-канализационного хозяйства урегулировать правоотношения по транспортировке воды и сточных вод с владельцем сетей или использовать их как бесхозяйные (пункт 5 статьи 8 Закона N 416 -ФЗ).
В приложении N 1 (сведения об объектах концессионного соглашения) концессионного соглашения от 16.09.2015, заключенного между муниципальным образованием Петушинский район и ООО "Владимиртеплогаз", отсутствуют участки наружного водопровода и канализации от котельных.
Данный факт также подтвержден администрацией Петушинского района в отзыве по делу от 25.11.2016.
Таким образом, доказательства того, что спорные водопроводно-канализационные сети принадлежат ответчику на каком-либо праве, отсутствуют.
При этом истец, указывая, что внешняя часть водопроводных и канализационных сетей, проходящая вдоль здания котельной N 2, у него на балансе не состоит, не отрицает наличие технологического присоединения спорных участков водопровода к эксплуатируемой им в своей деятельности магистральной муниципальной водопроводной сети.
Вместе с тем, ответчик, предлагая свою редакцию спорных условий договора, нормативно и документально не обосновал возможность установления границы раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводным сетям - место установки прибора учета холодной воды.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд сделал правильный вывод, что в спорное приложение к договору подлежит принятию в следующей редакции: "границей раздела эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента является внешняя граница фундамента здания котельных".
При этом в отношении довода истца о принадлежности части сетей федеральному казенному учреждению "Тюрьма N 1 (туберкулезная больница) Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные истцом и третьим лицом документы, в том числе: государственный контракт от 04.09.2015 N 50, справку о стоимости выполненных работ, инвентарную карточку учета нефинансовых активов N 10113100018, договор о передаче федеральному казенному учреждению федерального имущества в оперативное управление от 22.11.2013 N 11-010, с приложениями, пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих принадлежность спорных сетей какому-либо лицу на праве собственности или ином законном основании, поскольку данные документы не являются правоустанавливающими, на основании которых возникает право собственности и иные вещные права на имущество.
В подтверждение обоснованности требований истцом также представлены Выписки из реестра федерального имущества от 19.03.2014 N 136/19, от 19.03.2014 N 136/17, кадастровые паспорта, свидетельства о государственной регистрации права от 05.09.2012, технические паспорта из которых следует, что федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Покровское специальное учебно - воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа" имеет на праве оперативного управления часть сетей канализации и водопроводной магистрали.
Вместе с тем из указанных документов следует, что федеральному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Покровское специальное учебно - воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа" принадлежит на праве оперативного управления часть сетей канализации и водопроводной магистрали, находящаяся на территории данного Учреждения, в то время как из имеющийся в материалах дела схемы усматривается, что помещение котельной N 4, принадлежащей ответчику непосредственного не примыкает к территории учреждения, следовательно участок сети от котельной до территории учреждения не принадлежат последнему, доказательства принадлежности данного участка сети кому-либо на каком-либо праве в материалы дела не представлены.
Судом также учтено, что в соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под централизованной системой холодного водоотведения (канализацией) понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Из приведенных положений Закона о водоснабжении и водоотведении следует, что деятельность по водоотведению осуществляется только с использованием централизованной системы водоотведения.
Статьей 38 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Покров была утверждена постановлением Администрации города Покров от 23.09.2013 N 376.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, что федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Покровское специальное учебно - воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа" использует принадлежащие ему на праве оперативного управления сети для осуществления регулируемого вида деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения по регулируемым тарифам.
Довод истца о необходимости представления ответчиком акта о разграничении эксплуатационной ответственности от федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Покровское специальное учебно - воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа" и федерального казенного учреждения "Тюрьма N 1 (туберкулезная больница) Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" со ссылкой подпункт "а" пункта 17 Правил N 644 не принят судом, поскольку акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон подписывается на основании соглашения сторон, а в рассматриваемом случае стороны к такому соглашению не пришли, кроме того, обязанность по подписанию акта разграничения эксплуатационной ответственности не является для указанных учреждений публичной по смыслу статьи 426 ГК РФ, в связи с чем, не имеется правовых оснований для понуждения к подписанию такого документа в порядке пункта 4 статьи 445 ГК РФ.
Более того истцом не представлено достоверных доказательств, что объекты ответчика имеют подключение именно к сетям третьих лиц, а не к безхозяйным сетям, а затем уже к сетям, имеющих собственников.
Стороны в судебном заседании в суде апелляционной инстанции пояснили, что собственники инженерных сетей водопровода, к которым непосредственно подключены объекты ответчика не установлены, и являются безхозяйными.
Наличие присоединения объектов потребителя к безхозяйным сетям исключает его обязанность по составлению акта разграничения балансовой принадлежности в силу подпункта "а" пункта 17 Правил N 644.
При этом нахождение спорного участка сетей не в собственности обеих сторон договора не накладывает обязательств по его эксплуатации на абонента. Напротив, законодательство о водоснабжении предоставляет возможность организации водопроводно-канализационного хозяйства урегулировать правоотношения по транспортировке воды и сточных вод с владельцем сетей или использовать их как бесхозяйные (пункт 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 8 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 6 названной статьи Закона расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 32 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при расчете тарифов гарантирующих организаций учитываются расходы, связанные с приобретением необходимых для осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения товаров и услуг организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) систем водоотведения.
Довод ответчика о том, что согласно Приложениям к ранее действовавшему договору, заключенному между истцом и муниципальным унитарным предприятием "Коммунальные системы Петушинского района", спорные участки сетей находились в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента, отклонен судом правомерно, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о принадлежности ответчику спорных участков сетей и наличии у него обязанности содержать и обслуживать их.
На основании изложенного, требования истца удовлетворению не подлежат.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.11.2017 по делу N А11-49/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Покров" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Логинова |
Судьи |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.