г. Саратов |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А12-29186/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прибой"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2017 года по делу N А12-29186/2017 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прибой" (ОГРН 1153435000157, ИНН 3435116831) к Администрации Красноармейского района Волгограда (ИНН 3448905960, ОГРН 1033401197290), Администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
третьи лица: Департамент экономического развития администрации Волгограда ИНН 3444212362, ОГРН 1143443004913
о признании незаконными действий,
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Прибой" (далее - ООО "Прибой", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит:
1. признать действия администрации Красноармейского района Волгограда по не включению в корректировку схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы земельный участок учетный N 8-0-411 моб, по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район на пересечении улиц пр.им. Героев Сталинграда и ул. Пролетарской, незаконными.
2. признать незаконными действия администрации Красноармейского района Волгограда, выразившиеся в составлении уведомления N 14 о фиксации самовольно установленного объекта в отношении павильона расположенного на земельном участке учетный N 8-0-411 моб, по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район на пересечении улиц пр.им. Героев Сталинграда и ул. Пролетарской, а также осуществлении в отношении данного павильона мероприятий по его демонтажу (переносу), предусмотренных Порядком демонтажа (переноса) самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденным постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764.
3. обязать Администрацию города Волгограда включить в корректировку схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы земельный участок учетный N 8-0-411 моб, по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район на пересечении улиц пр.им. Героев Сталинграда и ул. Пролетарской.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2017 года по делу N А12-29186/2017 отказано в удовлетворении требований ООО "Прибой".
ООО "Прибой" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления Администрации Красноармейского района Волгограда от 02.04.2010 N 487-п на основании договора аренды от 08.06.2010 за N 8/16/2010 моб, предоставлены в аренду земельные участки для размещения киосков по продаже продуктов питания и киосков по продаже промышленных товаров.
Нестационарный торговый объект- киоск по продаже промышленных товаров (учетный N 8-0-411) площадью 33, 62 кв.м., расположенный по адресу г. Волгоград, Красноармейский район на пересечении улиц пр.им. Героев Сталинграда и ул. Пролетарской был размещен на основании краткосрочного договора аренды сроком действия с 01.01.2010 по 30.12.2010
Согласно информации департамента земельных ресурсов администрации Волгограда, договор аренды земельного участка от 08.06.2010 за N 8/16/2010 моб для размещения торгового киоска на земельном участке площадью 33,62 кв.м., на пересечении улиц пр.им. Героев Сталинграда и ул. Пролетарской, расторгнут с 28.12.2015.
Администрацией Красноармейского района был подготовлен проект схемы размещения нестационарных торговых объектов на 2017-2021 годы на территории Красноармейского района.
Администрацией Красноармейского района Волгограда заявленное ООО "Прибой" место 1.646 на пересечении улиц пр.им. Героев Сталинграда и ул. Пролетарской было включено в Проект Схемы и направлено на согласование в соответствующие уполномоченные органы.
По результатам рассмотрения на заседании межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда указанное место для размещения нестационарного торгового объекта не включено в Схему.
Не согласившись с действиями Администрации Центрального района Волгограда по невключению в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения киоска, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемые действия соответствуют Закону N 381, Порядку от 04.02.2016 N 14-ОД. Права и охраняемые законом интересы ООО "Прибой" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями не нарушены.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
Решение об исключении или об отказе в исключении места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы принимается в соответствии с Порядком разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утвержденным приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 N 14-ОД (далее - Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
В соответствии с Порядком решение об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта из схемы принимается межведомственной комиссией администрации Волгограда.
Согласно пункту 2.2. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.
Пунктом 2.4. Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что разработка схемы осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления или его структурным подразделением с учетом предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан.
Для организации работы по разработке схемы или внесению в нее изменений уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию, состав и порядок деятельности которой устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.7 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов, комиссия принимает решение о включении мест размещения нестационарных торговых объектов в схему или отказе во включении (пункт 2.13 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов).
Постановлением Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" предусмотрено, что в полномочия администрации районов Волгограда включено осуществление разработки проектов схем размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда, проектов внесения изменений в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях районов Волгограда; согласование проектов схем, проектов изменений схем с отраслевыми (функциональными) структурными подразделениями Администрации Волгограда - Департаментом экономического развития администрации Волгограда, Департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, Департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, Комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда, Комитетом гражданской защиты населения администрации Волгограда, а при необходимости и с органами исполнительной власти Волгоградской области; по результатам согласования - направлять в межведомственную комиссию по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда согласованные (без замечаний) проекты схем и проекты изменений схем по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 4 постановления Администрации Волгограда от 29.06.2016 N 974 "О межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда" Департамент экономического развития администрации Волгограда на основании решения Межведомственной комиссии по формированию схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда осуществляет разработку в установленном порядке проект постановления Администрации Волгограда о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Согласно пункту 3.10 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов правовые акты о внесении изменений в схему подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Не позднее 10 календарных дней после принятия правового акта о внесении изменений в схему актуализированная версия схемы в электронном виде представляется уполномоченным органом в орган исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченный в сфере торговой деятельности.
Пунктом 3.2 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено, что основанием для исключения места размещения нестационарного торгового объекта является также несоответствие места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приложением к письму администрации Красноармейского района Волгограда от 30.08.2017 N 4706и место размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: на пересечении улиц пр.им. Героев Сталинграда и ул. Пролетарской, не соответствуют требованиям законодательства, а именно п. 6.2, 6.3 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 742-ст (размещение на сетях и в их охранных зонах (водопровод, канализация), отсутствие удобного подъезда для разгрузки).
В соответствии с пунктом 6.2 "ГОСТ Р 54608-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Общие требования к объектам мелкорозничной торговли" не допускается размещение объектов мелкорозничной торговли в охранной зоне инженерных сетей, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, а также в 5 -метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы.
При таких обстоятельствах органом местного самоуправления сделан вывод о невозможности включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда нестационарного объекта, расположенного по адресу: пр.им. Героев Сталинграда и ул. Пролетарской.
Таким образом, невключение в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы спорного места размещения нестационарного торгового объекта не является произвольным, обосновано несоответствием указанного места размещения нестационарного торгового объекта требованиям действующего законодательства.
Кроме того, признаки нормативного правового акта приведены в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которому данный акт характеризуется его изданием в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличием в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Схема размещения нестационарных торговых объектов издается органом местного самоуправления в установленном порядке, подлежит официальному обнародованию, содержит предписания субъектам торговой деятельности относительно ассортимента товаров, типов и площади возводимых торговых объектов и по предмету регулирования затрагивает как права лиц, поименованных в схеме, так и права иных субъектов предпринимательской деятельности, имеющих намерение осуществлять данную деятельность на территории муниципального образования, круг которых не определен.
В настоящее время Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы утверждена постановлением Администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. N 132 и является нормативным правовым актом.
Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2016 N 117-АПГ15-8, а также изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2015 N 60-КГ15-2.
В настоящее время категория дел об оспаривании нормативных правовых актов подведомственна судам общей юрисдикции в силу положений пункта 1 части 2 статьи 1 и статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы, утвержденная постановлением Администрации Волгограда от 01 февраля 2017 г. N 132, в установленном порядке заявителем не оспорена.
Исходя из изложенного, требования заявителя, в том числе в части восстановления нарушенного права в виде обязания Администрации включить в корректировку Схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров на территории Волгограда на 2017-2021 годы места размещения киоска, расположенного в пр.им. Героев Сталинграда и ул. Пролетарской являются ненадлежащим способом защиты и попыткой изменить подсудность такого спора.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "Прибой" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 октября 2017 года по делу N А12-29186/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-29186/2017
Истец: ООО "ПРИБОЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Комитет экономического развития администрации Волгограда