Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2018 г. N Ф02-1374/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А19-15953/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2017 года по делу N А19-15953/2017 (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю.),
установил:
Глава КФХ Харлов Александр Андреевич (ОГРНИП 312385006100149, ИНН 381207625401, далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, далее - Росимущество) о признании недействительным решения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 21.06.2017 N ШЕА-38/9814.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: министерство сельского хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001133, ИНН 3808172221, далее - министерство), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2017 года по делу N А19-15953/2017 заявленные требования удовлетворены.
Решение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 21.06.2017 г. N ШЕА-38/9814 признано незаконным.
Суд обязал Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Харлова Александра Андреевича путем рассмотрения по существу заявления от 09.02.2017 о предоставлении в аренду сроком на 5 лет без проведения торгов земельного участка площадью 152 га, кадастровый номер 38:19:060602:0001, имеющего адресные ориентиры: Иркутская область, Усть-Удинский район, в 1,5 км северо-восточнее с. Молька, в соответствии с действующим законодательством в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Росимущество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Предприниматель и министерство в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 19.01.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 09.02.2017 года заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением о предоставлении земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения (т.1 л.д.8).
Решением Росимущества от 21.06.2017 N ШЕА-38/9814 заявителю земельный участок с кадастровым номером 38:19:060602:1, расположенный по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, в 1,5 км северо- восточнее с.Молька, площадью 152 га, с разрешенным использованием: для целей осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, не предоставлен.
Полагая указанное решение не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 09.02.2017 года заявитель обратился в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением о предоставлении земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения.
К заявлению приложено письмо министерства сельского хозяйства Иркутской области от 19.01.2017 N 02-57-180/17, подтверждающее участие заявителя в государственной программе поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
Согласно письму министерства сельского хозяйства Иркутской области от 19.01.2017 N 02-57-180/17 глава КФХ Харлов А.А. является участником государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и ему оказывается государственная поддержка в рамках вышеуказанной программы.
Решением Росимущества от 21.06.2017 N ШЕА-38/9814 заявителю земельный участок с кадастровым номером 38:19:060602:1, расположенный по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, в 1,5 км северо- восточнее с.Молька, площадью 152 га, с разрешенным использованием: для целей осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, не предоставлен.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой 6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Договор аренды земельного участка, находящийся в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в том числе, в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" часть 2 статье 39.6 ЗК РФ.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
В силу части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В оспариваемом решении ответчик указал следующее.
С целью устранения правовой неопределенности при предоставлении земельных участков в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона в инициативном письме Росимущества в адрес Минэкономразвития России о целесообразности внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные правовые акты Российской Федерации Росимущество указало на уместность проработать данный вопрос совместно с министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Кроме того, Росимущество поручило Территориальному управлению:
- осуществить мероприятия, направленные на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:19:060602:0001, способствующего в дальнейшем эффективному вовлечению участка в хозяйственный оборот путем предложения неограниченному кругу лиц;
- возобновить проведение мероприятий, направленных на вовлечение земельного участка с кадастровым номером 38:19:060602:0001 в хозяйственный оборот.
Территориальное управление направило письмо в Усть-Удинское районное муниципальное образование об изменении вида разрешенного использования земельного участка (т.1 л.д.59-60) в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации.
После изменения вида разрешенного использования Территориальное управление продолжит работу по вовлечению земельного участка в хозяйственный оборот.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что сформированную ответчиком в оспариваемом решении позицию нельзя расценить как решение, принятое по результатам рассмотрения заявителя от 09.02.2017 года, по существу.
В нарушение требований части 5 статьи 39.17 ЗК РФ ответчиком не принято одно из должных решений, а именно: не проведена подготовка проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также не направлены проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; не принято решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и не направил принятое решение заявителю; не принято решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правильно установлено, что заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Харлова Александра Андреевича от 09.02.2017 года N 1726 о предоставлении земельного участка для крестьянского (фермерского) хозяйства по существу в установленный законом срок ответчиком не рассмотрено.
Ссылку заявителя жалобы на положения пункта 14 ст. 39.16 ЗК РФ суд отклоняет.
Согласно пункту 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Вместе с тем, применяя по аналогии положения пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия (например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения) суд апелляционной инстанции установил, что в оспариваемом решении такое обстоятельство ответчиком и не указано.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2017 года по делу N А19-15953/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15953/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2018 г. N Ф02-1374/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Харлов Александр Андреевич
Ответчик: Межрегиональное Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальское крае, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства Иркутской области