г. Москва |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А41-60240/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Гараевой Н.Я., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от Министерства транспорта Красноярского края: представитель не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Геоинформ": представитель не явился, извещен,
от краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Геоинформ" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2017 года по делу N А41-60240/17, принятое судьей Верещак О.Н., по иску Министерства транспорта Красноярского края к обществу с ограниченной ответственностью "Геоинформ", с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю",
о возмещении вреда,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Геоинформ" о взыскании 933 090 рублей 30 копеек в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и (или) межмуниципального значения Красноярского края транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза (т. 1, л.д. 2-6).
Иск заявлен на основании статей 15, 307, 309, 1064, 1068, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" (КГКУ "КрУДор").
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2017 года с ООО "Геоинформ" в пользу Министерства транспорта Красноярского края было взыскано 933 090 рублей 30 копеек в возмещение вреда (т. 1, л.д. 142-143).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Геоинформ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоблюдение истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора (т. 2, л.д. 2-3).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей истца, ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Геоинформ" на праве собственности принадлежат автомобиль МАН TGS 33.480 6x4 BBS-WW, государственный регистрационный знак С 005 РО 55, с полуприцепом П/П 994HD, государственный регистрационный знак АО 5351 55 (т. 1, л.д. 124).
01.10.15 водитель Кукоба Виктор Павлович на указанных транспортных средствах следовал с грузом по автомобильной дороге общего пользования Красноярского края "Октябрьский -Чунояр - Осиновый Мыс - Такучет", "Канск - Абан - Богучаны", "Глубокий Обход г. Красноярска" по маршруту: "Октябрьский - Боготол" (протяженность - 259 км.).
По результатам взвешивания указанного транспортного средства, было зафиксировано превышение предельно допустимых значений, а именно: полная масса составила: 86,76 (предельно допустимая - 40.00), нагрузки на ось: ось N 2 - 9,56 (предельно допустимая 8,00 ), ось N 3- 8.61 (предельно допустимая 8,00), ось N 4-24,99 (предельно допустимая - 7.50), ось N 5- 17,72 (предельно допустимая - 7,50), ось N 6 - 20,32 (предельно допустимая - 8.00), что отражено в акте N 96 от 01.10.15 (т. 1, л.д. 63).
В отношении водителя Кукоба В.П. был составлен протокол об административном правонарушении от 01.10.15 (т. 1, л.д. 64).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, Министерство транспорта Красноярского края указало, что в результате превышения допустимых нагрузок автомобильным дорогам был причинен ущерб в сумме 933 090 рублей 30 копеек, который должен быть устранен собственником транспортного средства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что они подтверждены документально.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо ином законном основании.
Правила использования автомобильных дорог определены Федеральным законом N 257-ФЗ от 08.11.07 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об автомобильных дорогах" закреплено, что пользователям автомобильными дорогами запрещено осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах" порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с пунктом 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 от 16.11.09 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (Правила N 934), владелец транспортного средства обязан возместить вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Согласно пункту 5 Правил N 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Во исполнение Федерального закона "Об автомобильных дорогах" и Правил N 934 Постановлением Совета администрации Красноярского края N 178-п от 15.04.08 был утвержден размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, находящимися в собственности Красноярского края.
Как указывалось выше, 01.10.15 в ходе весового контроля был установлен факт перевозки на автомобиле ответчика тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края с превышением установленных предельных значений осевой и общей массы транспортного средства, что отражено в акте N 96 от 01.10.15, который подписан водителем Кукоба В.П. без разногласий (т. 1, л.д. 63).
Таким образом, факт нарушения ответчиком порядка провоза тяжелых грузов по дорогам общего пользования подтвержден документально.
Дороги общего пользования Красноярского края закреплены на праве оперативного управления за КГКУ "КрУДор", которое осуществляет, в том числе, функции расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Красноярского края.
Согласно произведенному КГКУ "КрУДор" расчету вреда, причиненного автодороге, ущерб составляет 933 090 рублей 30 копеек (т. 1, л.д. 7-11).
Расчет ущерба был осуществлен истцом в соответствии с формулой, определенной в пункте 6 Правил N 934, его правильность проверена судом первой инстанции и сторонами не опровергнута.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком норм действующего законодательства в области организации перевозок тяжеловесных грузов, повлекшем причинение ущерба автомобильным дорогам Красноярского края, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несоблюдении истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора подлежит отклонению.
В силу пункта 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Из материалов дела следует, что 11.05.17 Министерство транспорта Красноярского края направило ООО "Геоинформ" по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ и апелляционной жалобе: 142700, Московская область, Ленинский район, г. Видное, ул. Ольховская, д. 3, офис 14, претензию от 11.05.17 о возмещении причиненного вреда (т. 1, л.д. 125-128).
Согласно отметке в карточке почтового уведомления названное отправление было получено ответчиком 22.05.17 (т. 1, л.д. 130).
Доказательств обратного не представлено.
Поскольку претензия была направлена по юридическому адресу ответчика, который получил ее 22.05.17, а настоящий иск был подан в суд 10.07.17, оснований полагать несоблюдение истцом обязательного досудебного порядка урегулирования спора не имеется.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 08 ноября 2017 года по делу N А41-60240/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
Н.Я. Гараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.