город Омск |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А46-12954/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-16277/2017) индивидуального предпринимателя Агабекова Рустама Рашидовича на решение Арбитражного суда Омской области от 24.10.2017 по делу N А46-12954/2017 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Агабекова Рустама Рашидовича (ИНН 550368128324, ОГРН 311554302100061) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (ИНН 5504097777, ОГРН 1045507036816) о признании незаконными требования, решения,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Омской области, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Агабекова Рустама Рашидовича - Гаевой Игорь Андреевич, предъявлен паспорт, по доверенности N 55АА 1427298 от 21.04.2016 сроком действия 10 лет;
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска - Акопян Маринэ Геворговна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 03-01-22/00281 от 11.01.2018 сроком действия по 31.12.2018;
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Даренская Ольга Михайловна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 01-17/01290 от 30.01.2018 сроком действия по 31.01.2019;
установил:
индивидуальный предприниматель Агабеков Рустам Рашидович (далее -предприниматель, ИП Агабеков Р.Р., заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением об отмене решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) от 17.04.2017 N 173842 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств. Заявление судом первой инстанции принято к производству, делу присвоен номер А46-12954/2017.
Одновременно ИП Агабеков Р.Р. обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением об отмене требования Инспекции N 065S01170022580 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.01.2017. Заявление судом первой инстанции принято к производству, делу присвоен номер А46-12955/2017.
Определением Арбитражного суда Омской области от 21.09.2017 названные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А46-12954/2017.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.10.2017 по делу N А46-12954/2017 предпринимателю отказано в удовлетворении требований, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых ненормативных актов Инспекции.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель при оплате страховых взносов допустил неверное указание кода бюджетной классификации (КБК), в связи с чем, обязанность по уплате страховых взносов нельзя признать исполненной.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 24.10.2017 по делу N А46-12954/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что ошибочное указание предпринимателем КБК не свидетельствует о неуплате им страховых взносов, поскольку указанная ошибка не влечет неперечисление страховых взносов в бюджет.
Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Инспекция и Управления Федеральной налоговой службы по Омской области в судебном заседании поддержали доводы отзывов на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции просили оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность требования Инспекции N 065S01170022580 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.01.2017.
Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Во исполнение части 1 статьи 4 Федерального законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска 28.02.2017 передана информация в Инспекцию об имеющейся у предпринимателя задолженности по страховым взносам, а также о принятых мерах по ее взысканию.
Инспекцией в адрес предпринимателя направлено требование N 065S01170022580 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.01.2017, в котором ИП Агабекову Р.Р. предложено в срок до 01.04.2017 оплатить задолженность по пеням, начисленным на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 5 709 руб. 16 коп. и страховые взносы на накопительную пенсию в сумме 1 604 руб. 65 коп.
В требовании налоговый орган указал, что по состоянию на 09.01.2017 за предпринимателем числится задолженность в сумме 43 145 руб. 14 коп., в том числе, по налогам (сборам) - 32 475 руб. 68 коп.
Поскольку указанное требование в добровольном порядке предпринимателем не исполнено, 17.04.2017 Инспекцией принято решение N 173842 о взыскании с предпринимателя налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, на основании которого решено произвести взыскание пеней в сумме 7 313 руб. 81 коп.
Считая, что указанные решение и требование являются незаконными, предприниматель обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.10.2017 по делу N А46-12954/2017 предпринимателю отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются в силу положений подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, плательщиками страховых взносов.
Частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 19 указанного Федерального закона установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее по тексту - Закон N 243-ФЗ) с 01.01.2017 Налоговый Кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации".
При этом функции по администрированию страховых взносов возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 243-ФЗ органы управления Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов обязаны сообщить до 1 февраля 2017 года в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщиков страховых взносов международных организациях, обособленных подразделениях российских организаций, которые наделены полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, патентных поверенных и иных физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, по состоянию на 1 января 2017 года в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон.
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ предусмотрено, что взыскание недоимки и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Как указывалось ранее, в рассматриваемом случае Инспекцией в адрес предпринимателя направлено требование N 065S01170022580 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.01.2017, в котором ИП Агабекову Р.Р. предложено в срок до 01.04.2017 оплатить задолженность по пеням, начисленным на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 5 709 руб. 16 коп. и страховые взносы на накопительные пенсии в сумме 1 604 руб. 65 коп.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктами 1 - 3 и 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов и пеней в установленный срок обязанность по их уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства плательщика страховых взносов на счетах в банках по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога, сбора, страхового взноса признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Прежде всего, необходимо указать, что суд апелляционной инстанции установил, что требование 065S01170022580 не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку из его содержания невозможно установить момент образования недоимки по обязательным платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также период начисления пеней, так как не указана сумма страховых взносов несвоевременно уплаченных предпринимателем в Пенсионный фонд Российской Федерации, на которую начислены пени; размер просрочки их уплаты.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
По данным Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее- Пенсионный фонд) по состоянию на 01.01.2017 задолженность предпринимателя по страховым взносам, пени и штрафам за 2013 - 2014 годы составляет 42 88 руб. 01 коп., в том числе, страховые взносы по страховой части (СЧ) - 24 979 руб. 28 коп.; страховые взносы по накопительной части (НЧ) - 7 495 руб. 20 коп.; пени по СЧ - 7 939 руб. 12 коп.; пени по НЧ - 2 472 руб. 41 коп.
Так, за 2013 год начислено в размере фиксированного платежа страховых взносов в сумме 35 664 руб. 66 коп.:
- обязательное пенсионное страхование (ОПС) - 32 479 руб. 20 коп.;
- обязательное медицинское страхование (ОМС) - 3 185 руб. 46 коп.
11.04.2014 в адрес ИП Агабекова Р.Р. Пенсионный фонд направил требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 06500314TН0065330 на сумму 33 381 руб. 31 коп.:
- страховые взносы по СЧ - 24 984 руб.;
- страховые взносы по НЧ - 7 495 руб. 20 коп.;
- пени по СЧ -693 руб. 93 коп.;
- пени по НЧ - 208 руб. 18 коп.
Оплачено по указанному требованию предпринимателем 4 333 руб. в счёт страховых взносов на СЧ.
30.05.2014 Пенсионный фонд вынес постановление N 06500314СП0013500 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) на сумму 29 048 руб. 31 коп.:
- страховых взносов по СЧ - 20 651 руб.;
- страховых взносов по НЧ - 7 495 руб. 20 коп.;
- пени по СЧ 693 руб. 93 коп.;
- пени по НЧ - 208 руб. 18 коп.
22.04.2016 в адрес предпринимателя повторно направлялось требование N 06500314TН0065330 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов.
Неоплаченный остаток по требованию N 06500314TН0065330 составил 29 047 руб. 11 коп., из них:
- страховых взносов по СЧ -20 649 руб. 80 коп.;
- страховых взносов по НЧ - 7 495 руб. 20 коп.;
- пени по СЧ - 693 руб. 93 коп.;
- пени по НЧ - 208 руб. 18 коп.
За отчетный период 2014 год начислено предпринимателю в размере фиксированного платежа страховых взносов в сумме 20 727 руб. 53 коп.:
- ОПС 17328 руб. 48 коп.
- ОМС 3 399 руб. 05 коп.
В установленный срок предпринимателем перечислено страховых взносов на ОМС в сумме 3 399 руб. 05 коп.
25.02.2015 в адрес предпринимателя направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 06500315TН0032175 на сумму 19 524 руб. 09 коп., из которых:
- страховые взносы по СЧ -17 328,48 руб.;
- пени по СЧ - 1 536 руб. 03 коп.;
- пени по НЧ - 659 руб. 58 коп.
По указанному требованию оплачено предпринимателем 12 999 руб. страховых взносов по СЧ.
31.05.2016 Пенсионный фонд вынес постановление N 065S04160009469 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней штрафов со страхователя - индивидуального предпринимателя на сумму 6 525 руб. 09 коп.:
- страховых взносов по СЧ - 4 329 руб. 48 коп.;
- пени по СЧ - 1 536 руб. 03 коп.;
- пени по НЧ - 659 руб. 58 коп.
Постановлением от 06.06.2016 возбуждено исполнительное производство N 18753/16/55006. Постановление об окончании исполнительного производства принято 18.06.2016.
Неоплаченный остаток по требованию N 06500315TН0032175 составил 6 525 руб. 09 коп., из которых:
- страховых взносов по СЧ - 4 329 руб. 48 коп.;
- пени по СЧ - 1 536 руб. 03 коп.;
- пени по НЧ - 659 руб. 58 коп.
Также Пенсионный фонд указывает на то, что у ИП Агабекова Р.Р. имеется переплата по страховым взносам, в том числе,:
- на ОПС, определяемым, исходя из стоимости страхового года, зачисляемых на выплату страховой пенсии, в сумме 25 544 руб. 31 коп. (2011 год - 558,71 руб., 2012 год - 1,60 руб., 2013 год - 24 984 руб.);
- на ОПС, определяемым, исходя из стоимости страхового года, зачисляемых на выплату накопительной пенсии в сумме, 7 666 руб. 09 коп. (2011 год - 170,01 руб., 2012 год - 0,08 руб., 2013 год - 7 496 руб.).
При этом, Пенсионный фонд указал, что данная переплата образовалась у предпринимателя в связи с неверным указанием заявителем в платежных документах КБК.
Таким образом, из указанного апелляционным судом установлено, что по данным Пенсионного фонда за предпринимателем имеется задолженность по страховым взносам на ОПС за 2013-2014 года в размере 32 474 руб. 48 коп, которая сложилась следующим образом:
задолженность по страховым взносам по СЧ 20 649 руб. 80 коп. (2013 год) + по страховым взносам по НЧ 7 495 руб. 20 коп. (2013 год) + по страховым взносам по СЧ - 4 329 руб. 48 коп. (2014 год).
При этом, по подтвержденным Пенсионным фондом данным, переплата предпринимателя по страховым взносам на ОПС, зачисляемых на выплату страховой пенсии, за 2013 год составила 24 984 руб.; на ОПС, определяемым, исходя из стоимости страхового года, зачисляемых на выплату накопительной пенсии за 2013 год - 7 496 руб.
Факт наличия у предпринимателя указанной переплаты подтверждается справкой от 10.04.2014 (т.2 л.д. 47).
Таким образом, переплата предпринимателя по страховым взносам составила 32 480 руб., что превышает указанную в оспариваемом требовании Инспекции сумму задолженности по налогам (сборам).
Пенсионный фонд, признавая наличие у предпринимателя переплаты по страховым взносам, указывает на то, что в 2013 году в Пенсионном фонде РФ имела место смена КБК, в связи с чем, у предпринимателя образовалась спорная переплата по страховым взносам ввиду неверного указания им КБК в платежных документах на перечисление страховых взносов.
Между тем, в соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Таким образом, при наличии в платежном документе каких-либо недостатков плательщик страховых взносов признается неисполнившим обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени только при условии непоступления соответствующей суммы денежных средств в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на определенный счет Федерального казначейства. Согласно пункту 1 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными данным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (пункту 2 статьи 40 Бюджетного кодекса).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса, пунктом 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" администратором доходов бюджета в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в спорный период выступал Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Таким образом, учитывая право Пенсионного фонда самостоятельно распределять страховые взносы, поступившие на единый счет, открытый в органе Федерального казначейства, между бюджетами соответствующих внебюджетных фондов, администрируемых им, сам по себе факт неправильного указания КБК в платежном поручении плательщиком страховых взносов не может являться основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 04.07.2002 N 202-О, следует, что пеня по своей природе является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в установленный срок.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, а именно, платежные документы (т.1 л.д. 114-121), суд апелляционной инстанции установил, что предпринимателем полностью оплачены страховые взносы на ОПС в размере, начисленном Пенсионным фондом (фиксированный платеж):
- за 2013 год - 24 984 руб. по КБК 39210202100061000160 (страховая часть) и 7 496 руб. по КБК 39210202110061000160 (накопительная часть);
- за 2014 год - 17 332 руб. по КБК 39210202140061000160 (страховая часть).
Указанные в платежных документах об уплате страховых взносов за 2013 КБК 39210202100061000160 и КБК 39210202110061000160 согласно Приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н, применялись при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года).
Относительно платежей на ОПС за 2014 год доводы Пенсионного фонда о неверном указании КБК суд апелляционной инстанции находит противоречащими материалам дела, поскольку КБК 39210202140061000160 предусмотрен при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии.
Таким образом, апелляционный суд установил, что указанными документами подтверждается исполнение предпринимателем обязанности по уплате страховых взносов в установленный для уплаты страховых взносов срок за спорные периоды, и то, что денежные средства в полном объеме поступили в бюджетную систему Российской Федерации на единый счет Федерального казначейства, в связи с чем, в результате неправильного указания предпринимателем КБК (в 2013 году) у него не возникло задолженности перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Потери государственной казны в рассматриваемом случае отсутствуют.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали правовые основания для начисления предпринимателю спорной суммы пеней, и соответственно, направлению оспариваемого требованию и принятию оспариваемого решения.
Суд первой инстанции в рассматриваемом случае неполно исследовал материалы дела и неверно применил нормы материального права, что привело к принятию им неправомерного судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба предпринимателя признается обоснованной и подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу указанного, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с Инспекции в пользу предпринимателя надлежит взыскать 750 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Агабекова Рустама Рашидовича удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 24.10.2017 по делу N А46-12954/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные индивидуальным предпринимателем Агабековым Рустамом Рашидовичем, удовлетворить.
Требование N 065S01170022580 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 09.01.2017 и решение от 17.04.2017 N 173842 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств, принятые Инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска, признать недействительными.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска в пользу индивидуального предпринимателя Агабекова Рустама Рашидовича 750 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.