Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2018 г. N Ф04-1264/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А27-15913/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горбачевой А.Г. без использования средств аудиозаписи
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 05 декабря 2017 года по делу N А27-15913/2017 (судья Исаенко Е.В.)
по заявлению Избирательной Комиссии Кемеровской области, Кемеровская область, г.Кемерово (ОГРН 1034205014788, ИНН 4200000679)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (Кемеровская область, г. Кемерово (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040)
о признании недействительным решения от 04.07.2017 N 140 в части
УСТАНОВИЛ:
Избирательная комиссия Кемеровской области (далее - Избирательная комиссия, заявитель, страхователь) обратилась в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, УПФР) о признании недействительным решения от 04.07.2017 N 140 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации страховых взносах в части: привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в размере 36661,61 руб. (пункт 1 резолютивной части решения), начисления пени по состоянию на 31.12.2016 г. в размере 19609,38 руб. (пункт 2 резолютивной части решения), уплаты недоимки в размере 136641,49 руб. (по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР), в размере 46666,59 руб. (по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС), всего в размере 183308,08 руб. (пункт 3.1 резолютивной части решения), уплаты штрафов в размере 36 661,61 руб., указанных в пункте 1 решения N140 (пункт 3.2 резолютивной части решения), уплаты пени в размере 19 609,38 руб., указанные в пункте 2 решения N 140 (пункт 3.3 резолютивной части решения), внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета (пункт 4 резолютивной части решения), предоставления расчета (уточненного расчета) по форме РСВ-1 ПФР за отчетный (расчетный) период -2016 г. с отражением доначисленных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и предоставления корректирующих индивидуальных сведений за отчетные периоды за 9 месяцев 2014 г., 2014 г., полугодие 2015 г. и 2016 г. (подпункт "а" пункта 5 резолютивной части решения).
Решением от 05.12.2017 Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 04.07.2017 N 140 в части действия пункта 1, пункта 2, пункта 3.1, пункта 3.2, пункта 3.3, пункта 4, подпункта "а" пункта 5 резолютивной части решения.
Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
Избирательная комиссия отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена в порядке статей 266, 268 АПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что по результатам выездной проверки в отношении Избирательной комиссии по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за 2014-2016 годы, Пенсионным Фондом вынесено решение N 140 от 04.07.2017 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа размере 36 661,61 руб., с предложением уплатить 183 308, 08 руб. недоимки по страховым взносам и 19 609,38 руб. пеней.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Применительно к доводам апелляционной жалобы основанием для доначисления страховых взносов, соответствующих сумм пени, штрафа, послужил вывод УПФР о занижении Избирательной комиссией базы для начисления страховых взносов в результате неправомерного не отнесения в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами и не включения в базу для исчисления страховых взносов суммы единовременного пособия при увольнении с государственной гражданской службы Зинчук В.А., Плешкань Н.Н., в связи с выходом на пенсию, превышающие трехкратный размер среднего месячного заработка.
Удовлетворяя требования Избирательной комиссии о признании недействительным оспариваемого решения в данной части, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, статьями 16, 41, 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 51, 54 Закона Кемеровской области от 01.08.2005 N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" (далее- Закон КО N 103-ОЗ), во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами, пришел к выводу о неправомерном доначислении Избирательной комиссии страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, исходит из положений норм материального права, указанных в судебном акте, и обстоятельств,
установленных судом.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пункт 1 части 1).
Таким образом, по смыслу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ выплата государственных пособий может предусматриваться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, работники заявителя являлись государственными служащими Кемеровской области, оплата которых, в том числе, регулируется законом Кемеровской области от 01.08.2005 N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области".
Статья 51 Закона КО N 103-ОЗ устанавливает, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - "Должностной оклад") и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Государственным гражданским служащим Кемеровской области также представляется ряд государственных гарантий, не связанных с оплатой труда, в частности, в связи с выходом на пенсию выплачивается единовременное пособие (подпункт 8 пункта 1 статьи 54 ("Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих").
Условия выплаты и размер пособия определяются в порядке, установленном Губернатором Кемеровской области.
Положением о порядке выплаты лицам, замещающим государственные должности Кемеровской области, и государственным гражданским служащим Кемеровской области единовременного пособия в связи с выходом на пенсию, утверждено Постановлением Губернатора Кемеровской области от 01.03.2007 N 4-пг (далее - Положение) в соответствии со статьей 54 Закона КО N 103-ОЗ, выплата единовременного пособия в связи с выходом на пенсию является дополнительной государственной гарантией лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Кемеровской области.
Из указанных норм следует, что выплата государственным служащим единовременного пособия производится из бюджета Кемеровской области и не связана с выполнением государственным служащим своих трудовых обязанностей, не относится к вознаграждению за труд. Единовременное пособие не входит в заработную плату гражданского служащего, не является выплатой стимулирующего характера, носит характер государственной поддержки, выплачиваемой при определенных условиях, вследствие чего, суммы единовременного пособия при увольнении в связи с выходом на пенсию не могут являться объектом обложения страховыми взносами, что согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Доводы Пенсионного Фонда о том, что выплаты, связанные с увольнением работников, превышающие трехкратный размер среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (все выплаты, связанные с увольнением работников независимо от основания увольнения, освобождаются от обложения страховыми взносами в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); не принимаются судом апелляционной инстанции, как основанные на ошибочном толковании норм права, при определении сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ, подлежат установлению обстоятельства того, связаны ли спорные выплаты с трудовыми отношениями, либо носят социальную направленность, не зависящую от характера и результата труда, заработной платы работника.
В данном случае, спорные выплаты единовременного характера, не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 Трудового Кодекса Российской Федерации, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) и не относятся к стимулирующим выплатам; обладают всеми признаками государственного пособия, подпадающие
под регулирование пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, а в данном случае денежным содержанием государственных служащих субъекта Российской Федерации, т.е. носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Пенсионным фондом не представлено.
В этой связи, суд пришел к правильному выводу о том, что эти выплаты (единовременное пособие государственному служащему в связи с выходом на пенсию), не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства о пенсионном и социальном страховании, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права и не являются основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05 декабря 2017 года по делу N А27-15913/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15913/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 мая 2018 г. N Ф04-1264/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Избирательная комиссия Кемеровской области
Ответчик: ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области