Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30 мая 2018 г. N Ф10-1540/18 настоящее постановление оставлено без изменения
14 февраля 2018 г. |
Дело N А83-2755/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В.,
при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Денисюк М.М.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью "Фортуна-Плюс" - Юрий В.И. по доверенности от 01.12.2017 N 94, от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - Каган Р.М. по доверенности от 10.01.2018 N 07/01/14, от Министерства обороны Российской Федерации - Широков Я.В. по доверенности от 19.12.2016 N 212/1/251, от Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - Кравец А.Н. по доверенности от 01.12.2017 N 556,
в отсутствии Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна-Плюс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 сентября 2017 года по делу N А83-2755/2017 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фортуна-Плюс" о признании незаконными действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по регистрации права собственности, при участии заинтересованных лиц - Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Совета министров Республики Крым, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Федерального агентства по управлению государственным имуществом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фортуна-Плюс" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее по тексту - комитет) по регистрации права собственности за Российской Федерацией на здание с кадастровым номером 90:22:010302:1179 площадью 4359,4 кв.м, а также здание с кадастровым номером 90:22:010302:1178 площадью 5608,8 кв.м, расположенные по адресу: ул. Субхи, 1б, г. Симферополь, а также права оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" на указанные здания. В качестве способа устранения допущенных нарушений просит обязать комитет исключить из Единого государственного реестра недвижимости записи о регистрации за Российской Федерацией права собственности на здание с кадастровым номером 90:22:010302:1179 площадью 4359,4 кв.м, а также здание с кадастровым номером 90:22:010302:1178 площадью 5608,8 кв.м, расположенные по адресу: ул. Субхи, 1б, г. Симферополь и записи о регистрации за Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" права оперативного управления на указанные здания.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объёме.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 сентября 2017 года, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней.
До начала судебного разбирательства от комитета, Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России (далее по тексту - ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России) поступили отзывы на апелляционную жалобу, в судебном заседании их представители просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
От Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым поступили пояснения по апелляционной жалобе, согласно которым Министерство просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Федерального агентства по управлению государственным имуществом м, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.11.2016 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления за ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России на здания военного городка N 267, расположенного по адресу: ул. Субхи, 1б, г. Симферополь, по ГП N 18 (общежитие) площадью 4359,40 кв.м и N 19 (общежитие) площадью 5688,80 кв.м.
Полагая, что указанные действия комитета по регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления за ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России на здания военного городка N 267, расположенного по адресу: ул. Субхи, 1б, г. Симферополь являются незаконными и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не доказал чем именно нарушены его права указанными действиями комитета, а также отметил, что зарегистрированное право на объекты недвижимости может быть оспорено исключительно в порядке искового производства с избранием соответствующего способа восстановления нарушенного права.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 17.03.2014 между Квартирно-эксплуатационным отделом г. Симферополя Министерства обороны Украины (арендодатель) и ООО "Фортуна-Плюс" (арендатор) заключен дополнительный договор N 2д/2014 к договору аренды недвижимого имущества N 112/2001/ГлавКЭУ, в силу п. 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в срочное платное пользование недвижимое имущество - нежилые помещения площадью 1096,70 кв.м военного городка N 267, расположенное по адресу: ул. Субхи, 1б, военный городок N 267, г. Симферополь, которое находится на балансе Квартирно-эксплуатационного отдела г. Симферополя. Пунктом 10.1 дополнительного договора стороны установили срок действия договора до 29.12.2016.
В соответствии с пунктами 2.2 и 11.4 дополнительного договора передача имущества в аренду не влечет за собой возникновения у арендатора права собственности на это имущество. Собственником имущества остается государство (Украина), а арендатор пользуется им на протяжении срока аренды. Арендатор не имеет права на приватизацию арендованного имущества.
Заявленные требования мотивированны тем, что с 2001 года общество, являясь пользователем помещений, расположенных по адресу: Республика Крым, г.Симферополь, ул. Субхи, 1б, осуществило за это время значительные денежные вложения в капитальное строительство и реконструкцию занимаемых помещений, что предполагает возникновение у него права собственности на такое имущество.
В свою очередь, судом установлено, что договор аренды недвижимого имущества N 112/2001/ГлавКЭУ окончил свое действие 29.12.2016 согласно п. 10.1 дополнительного договора N 2д/2014.
Постановлением Государственного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" определено, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014, Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь" (далее по тексту - Закон N 6-ФКЗ).
В соответствии со статьей 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно ч. 1, 3, 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам.
Указом Главы Республики Крым от 03.09.2014 N 242-У "Об уполномоченном органе" определено, что исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
05.03.2015 в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 2580-р создано ГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России как территориальное подразделение Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации по осуществлению функции распоряжения недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации в Республике Крым и г. Севастополе.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6дсп "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" (в редакции распоряжения от 14.10.2016 N 1243-р/70дсп) определен Перечень военных городков, в границах которых недвижимое имущество, в том числе земельные участки, которые передаются в федеральную собственность и закрепляются на праве оперативного управления за ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России. Уполномоченным органом на осуществление необходимых мероприятий, связанных с передачей в федеральную собственность указанного имущества, определено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
В указанный Перечень включено недвижимое имущество военного городка N 267, расположенного по адресу: ул. Субхи, 1б, г. Симферополь, в составе общежития (здание по ГП N 18) площадью 4359,4 кв.м, кадастровый номер 90:22:010302:1179, и общежития (здание по ГП N 19) площадью 5608,8 кв.м, кадастровый номер 90:22:010302:1178 (пункт 19 Перечня).
Во исполнение указанного распоряжения 18.10.2016 между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России подписан уточенный акт приема-передачи имущества, согласно которому военный городок N 267, расположенный по адресу: ул. Субхи, 1б, г. Симферополь, передан в федеральную собственность и закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России.
28.11.2016 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления за ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России на здания военного городка N 267, расположенного по адресу: ул. Субхи, 1б, г. Симферополь, по ГП N 18 (общежитие) площадью 4359,40 кв.м и N 19 (общежитие) площадью 5688,80 кв.м.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статьей 4 Закона N 122-ФЗ установлена обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.
Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость. Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.
В данном случае требования заявителя фактически направлены на оспаривание зарегистрированных прав Российской Федерации и ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России в отношении зданий военного городка N 267, расположенного по адресу: ул. Субхи, 1б, г. Симферополь, по ГП N 18 (общежитие) и N 19 (общежитие), поэтому не подлежат рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Поскольку изменение в ЕГРП повлечет нарушение прав Российской Федерации и ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, суд не вправе принять такое решение в порядке главы 24 АПК РФ.
Исходя из изложенных обстоятельств, доводы апелляционной жалобы являются не состоятельными, а выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушенных прав и законных интересов общества действиями комитета по регистрации права собственности за Российской Федерацией и права оперативного управления за ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России на здания военного городка N 276, расположенного по адресу: ул. Субхи, 1б, г. Симферополь, а также об избрании неверного способа восстановления нарушенного права, являются обоснованными.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 сентября 2017 года по делу N А83-2755/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2755/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30 мая 2018 г. N Ф10-1540/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ФОРТУНА-ПЛЮС"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство обороны Российской Федерации, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРЫМСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ