г. Хабаровск |
|
13 февраля 2018 г. |
А04-7639/2017 |
Резолютивная часть постановления от 06 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Гричановской Е.В., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Администрации города Благовещенска - представитель не явился;
от Министерства финансов Амурской области - представитель не явился;
от третьих лиц: Министерства финансов Российской Федерации, управления Федерального казначейства по Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Андреева Б.С. - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 18.10.2017
по делу N А04-7639/2017
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Лисовской Г.В.
по иску Администрации города Благовещенска
к Министерству финансов Амурской области
о взыскании 2 140 400 руб.
третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации, управление Федерального казначейства по Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области, Андреев Борис Семенович
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015, далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (ОГРН 1072801008928, ИНН 2801123618, далее - ответчик) о взыскании с Амурской области за счет казны Амурской области в пользу Администрации города Благовещенска убытков городского бюджета муниципального образования города Благовещенска в размере 2 140 400 руб
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Амурской области (ОГРН 1072801009148, ИНН 2801123865), Министерство финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), управление Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800516771, ИНН 2801030434), Андреев Борис Семенович.
Решением суда от 18.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что полномочие по обеспечению инвалидов жилыми помещениями, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2015 года, относится к полномочию и к расходному обязательству субъекта Российской Федерации, применительно к настоящему спору, к полномочию и расходному обязательству Амурской области. Заявитель жалобы считает, что инвалиды, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2015 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях, предусмотренных частью 2 статьи 49 ЖК РФ, как категория малоимущих граждан, обеспечение жильем которой отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Кроме того считает, что размер убытков, возникших у муниципального образования города Благовещенска, вследствие предоставления жилого помещения Андрееву Б.С. производится с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров.
В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее Администрации города Благовещенска и Министерства социальной защиты населения Амурской области, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, во исполнение решения Благовещенского городского суда от 12.04.2016 Администрация города Благовещенска предоставила Андрееву Б.С. жилое помещение, расположенное по адресу: г. Благовещенск, п. Моховая Падь, ДОС 16 кв. 9.
Согласно отчету ООО "АмурОценка" от 01.06.2017 N 081-17/12-1 рыночная стоимость данного жилого помещения составляет 2 138 000 руб.
Ссылаясь на то, что в результате приобретения вышеуказанной квартиры Администрация понесла убытки в размере 2 140 400 руб. (с учетом стоимости услуг по оценке имущества - 2 400 руб.), которые ей не компенсированы, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции признал заявленные убытки обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет средств казны Амурской области.
В соответствии со статьёй 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 ГК РФ).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 17 этого Закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Положениями статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статей 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Статьёй 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В связи с наличием у Андреева Бориса Семеновича заболеваний, указанных в перечне, утвержденном Постановлением Правительства от 16.06.2006 N 378, перечне, утвержденном Постановлением Правительства от 21.12.2004 N 817, он относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения и на дополнительную жилую площадь.
Законом Амурской области от 01.09.2005 N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" к полномочиям органов местного самоуправления отнесены учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, предоставление жилых помещений по договорам социального найма. В отдельный список включаются граждане, имеющие право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (пункт 8 статьи 10 Закона). При этом пунктом 4 части 1 статьи 6 названного Закона предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, в составе семьи которых имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного в перечне, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что предоставление жилья инвалиду по договору социального найма во внеочередном порядке не является дополнительной обязанностью Администрации.
Согласно статье 19 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными и (или) региональными законами и не отнесенными к вопросам местного значения, в соответствии с настоящим Федеральным законом являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Переданные государственные полномочия являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Установив, что из бюджета Амурской области в 2016, 2017 годах субвенции на реализацию полномочий по обеспечению жильём граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения и на дополнительную жилую площадь, вставших на учет после 1 января 2005 года истцу не выделялись, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности совокупности обстоятельств для применения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, возникших у Администрации в связи с реализацией отдельных государственных полномочий, необеспеченных по вине субъекта Российской Федерации, источниками финансирования.
С учетом изложенного, исковые требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права с учетом сложившейся практики их применения, и отклоняются судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения жалобы Министерства финансов Амурской области не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со статьёй 270 АПК РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы, который от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.10.2017 по делу N А04-7639/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.