город Воронеж |
|
10 августа 2018 г. |
Дело N А36-16195/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д., Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Управления лесного хозяйства Липецкой области: Кашина И.В., представителя по доверенности от 25.02.2016;
от Общества с ограниченной ответственностью "СИНЕРГИЯ": Зайцева И.Н., представителя по доверенности от 29.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесного хозяйства Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.04.2018 по делу N А36-16195/2017 (судья Крылов А.Г.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СИНЕРГИЯ" к заинтересованному лицу- Управлению лесного хозяйства Липецкой области, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СИНЕРГИЯ" (далее - ООО "СИНЕРГИЯ", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению лесного хозяйства Липецкой области (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления лесного хозяйства Липецкой области в выдаче разрешения на использование лесов, оформленный письмом от 16.10.2017 N 32-1482И32-2152 и обязать Управление лесного хозяйства Липецкой области выдать разрешение на использование земельных участков для проведения капитального ремонта линейного объекта - кабельная линия "Кабельная линия связи КМ-90 и КМ-90Э" согласно схем размещения и каталогов координат частей земельных участков для эксплуатации кабеля: в Донском лесничестве Липецкой области общей площадью 14889,2 кв.м., из которых площадь земельного участка Рогожино составляет 7246,6 кв.м., площадь земельного участка Верхний Студенец составляет 7642,6 кв.м., в Елецком лесничестве Липецкой области площадью 6210,1 кв.м., в Задонском лесничестве Липецкой области площадью 11586 кв.м. сроком действия тридцать дней. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 25.04.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что обязав Управление выдать разрешение на использование лесных участков для капитального ремонта линейно объекта - кабельная линия связи КМ-90 и КМ 90Э", суд нарушил положения Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" N 1244 от 27.11.2014
ООО "СИНЕРГИЯ" возражало на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 15.08.2017 ООО "СИНЕРГИЯ" обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения, приложив необходимые документы.
Отправленное по почте заявление от 15.08.2017 было возвращено заявителю по причине истечения срока хранения.
19.09.2017 ООО "СИНЕРГИЯ" по электронной почте, указанной на официальном сайте Управления, обратилось с заявлением от 18.09.2017 о выдаче разрешения, приложив копию договора купли-продажи N 06/17/СН от 19.06.2017, копию справки ПАО "Ростелеком", схемы размещения частей земельных участков, каталоги координат части земельных участков и кабельных линий, копии актов натурного технического обследования.
Согласно данному заявлению Общество просило выдать в порядке статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земельных участков категории земель лесного фонда, расположенных на территории Донском лесничестве Липецкой области, Елецком лесничестве Липецкой области и Задонском лесничестве Липецкой области, с целью проведения работ по капитальному ремонту линейных объектов - кабельной линии "Кабельная линия связи КМ-90 и КМ-90Э" сроком с 11.09.2017 по 30.09.2017.
Управление письмом 16.10.2017 N 32-1482И32-2152 отказало в выдаче разрешения, с указанием на статью 45 Лесного кодекса Российской Федерации и необходимость оформления прав на земли лесного фонда путем заключения с Комитетом долгосрочного договора аренды для эксплуатации линейных объектов, дающего возможность проведения капитальных ремонтов.
Не согласившись с отказом Управления, ООО "СИНЕРГИЯ" обратилось в арбитражный суд
Разрешая настоящий спор по существу, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, 6 решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу п.3.3., п.3.4 Приказ Минприроды России от 25.10.2016 N 559 "Об утверждении Административного регламента предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по предоставлению лесных участков в безвозмездное пользование" основанием для начала административной процедуры является получение уполномоченным органом заявления о предоставлении в пределах земель лесного фонда лесного участка в безвозмездное пользование. Заявители имеют право направить документы почтовым отправлением, представить документы лично либо через уполномоченного представителя или направить в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Портал.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленное ООО "СИНЕРГИЯ" заявление N 23 от 18.09.2017 соглашается с выводом суда области в том, что заявление было подано в надлежащей форме в электронном виде с приложением всех необходимых документов, доказательств получения иных заявлений ООО "СИНЕРГИЯ" в сентябре 2017 года Управлением не представлено.
Из текста письма Управления от 16.10.2017 следует, что им было рассмотрено обращение ООО "СИНЕРГИЯ" о выдаче разрешения на использование земель в целях проведения капитального ремонта линейного объекта, следовательно, именно в оспариваемом ООО "СИНЕРГИЯ" письме от 16.10.2017 N 32-1482И32-2152 содержится отказ в выдаче разрешения на заявление от 18.09.2017.
Согласно статье 39.33 ЗК РФ, введенной в действие с 01.03.2015, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе при капитальном или текущем ремонте линейного объекта, а также размещение объектов согласно перечню, установленному Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, в качестве объектов предусмотрены, в том числе подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство; нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Нормы ЛК РФ в совокупности с нормами ЗК РФ предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов без оформления прав на земельные участки.
В силу статьи 39.34 ЗК РФ выдается разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года.
Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - разрешение), в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244.
Согласно пункту 2 Правил N 1244, заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Как следует из Положения об Управлении Лесного хозяйства Липецкой области, утвержденном Распоряжением Администрации Липецкой области от 29.01.2010 N 26-р, Управление является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере лесных отношений и лесной промышленности.
Согласно статье 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса;
6.1) утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда;
7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах;
8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
В силу статьи 8 ЛК РФ, испрашиваемые Обществом земельные участки, расположенные на землях лесного фонда, относятся к федеральной собственности.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.12.2015 N 565 утверждены формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Приложением N 4 к данному приказу утверждена форма N 4-ОИП полугодовая, которая содержит сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков (статьи 39.33 - 39.35 ЗК РФ), подаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области лесных отношений.
Из приведенных положений следует вывод о наличии полномочий Управления по выдаче разрешений на использование земельных участков в порядке статьи 39.34 ЗК РФ.
Довод относительно необходимости заключения договора аренды лесного участка как единственно существующей возможности для капитального ремонта линейного объекта обоснованно отклонен судом области, ввиду противоречия нормам ЛК РФ и ЗК РФ.
В соответствии со статьей 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно статье 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
Под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п.2 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утверждены Приказ Рослесхоза от 10.06.2011 N 223).
Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Как указано в статье 21 ЛК РФ на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Кроме того, в части 3 статьи 39.36 ЗК РФ указано, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Линейные объекты, в том числе линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, поименованы в указанном Перечне.
Следовательно, положения ЛК РФ в совокупности с положениями земельного законодательства, предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов (статья 39.34 ЗК РФ), без оформления прав на земельный участок.
Кроме того, исключение, сделанное в пункте 5 части 1 статьи 39.34 ЗК РФ, относительно земель и земельных участков в границах земель лесного фонда, свидетельствует об отсутствии такого исключения при использовании земельных участков для капитального или текущего ремонта линейного объекта.
С целью обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушит нормальную работу сети связи Российской Федерации, нанесет ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578 утверждены "Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации" (далее-Правила N 578).
Соблюдение данных Правил N 578 является обязательным для всех физических и юридических лиц вне зависимости от места нахождения, ведомственной принадлежности и формы собственности. Более того, организации - владельцы сетей связи на основании Правил N 578, норм и правил технической эксплуатации сетей связи общего пользования разрабатывают порядок эксплуатации, охраны, ремонта линий и сооружений связи.
Предприятия, в ведении которых находятся линии связи и радиофикации, обязаны содержать трассы линий связи в безопасном в пожарном отношении состоянии, расчищать их от кустарников и деревьев. Кроме того, они должны поддерживать установленную подпунктом "б" пункта 4 Правил N 578 ширину просек.
При этом в соответствии с пунктом 40 Правил N 578 техническому персоналу предприятий, эксплуатирующих линии связи и линии радиофикации, предоставляется право беспрепятственного прохода, а при проведении ремонтно-восстановительных работ право беспрепятственного проезда в охранные зоны независимо от формы собственности на землю.
Если линии связи и линии радиофикации проходят по территориям запретных (пограничных) полос и специальных объектов, а также по землям собственников землевладельцев, землепользователей, арендаторов), то они должны выдавать техническому персоналу пропуска (разрешения) для проведения осмотров и работ в любое время суток без взимания платы за право прохода (проезда).
Законом не разрешено препятствовать организации - собственнику линий связи в выполнении им работ по обслуживанию и ремонту объектов связи.
Доводы Управления о необходимости заключения с ним договора аренды участков лесного фонда для эксплуатации линий связи также противоречит статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Нормативно-правовыми актами в Российской Федерации не предусмотрена обязанность по заключению договора аренды лесного участка при условии нахождения в земле кабеля связи.
Согласно пункт 9 Правил, решение об отказе в выдаче разрешения принимается только в трех случаях:
заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;
в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Однако, Управление в своем отказе не указало, кокой пункт Правил нарушен заявителем.
С учетом вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что, действия Управлением по отказу в выдаче разрешения на использование лесов, привели к нарушению прав и законных интересов ООО "СИНЕРГИЯ", выразившихся в невозможности получить предусмотренное законом разрешение и осуществить капитальный ремонт линейного объекта.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и признает требования ООО "СИНЕРГИЯ" законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению, а отказ Управления лесного хозяйства Липецкой области в выдаче разрешения на использование лесов, оформленный письмом от 16.10.2017 N 32-1482И32-2152 незаконным.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.04.2018 по делу N А36-16195/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-16195/2017
Истец: ООО "СИНЕРГИЯ"
Ответчик: Управление лесного хозяйства Липецкой области