город Ростов-на-Дону |
|
17 февраля 2018 г. |
дело N А32-34648/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Ванина В.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от ИП Микаелян А.Ю.: представитель Еременко А.А., доверенность от 31.08.2017;
остальные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 по делу N А32-34648/2017 по иску Департамента имущественных отношений Краснодарского края к индивидуальному предпринимателю Микаелян Артуру Юрьевичу при участии третьего лица: Кавказского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения путем продажи с публичных торгов, принятое в составе судьи Данько М.М.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - истец, департамент) обратился в арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением, в котором просит изъять у индивидуального предпринимателя Микаеляна Артура Юрьевича (далее - ответчик, ИП Микаелян А.Ю., предприниматель) путем продажи с публичных торгов земельные участки:
- земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:32:0101000:152, общей площадью 9,36 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, с/о Братский, секция 2, контур 25;
- земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:32:0101000:153, общей площадью 8,41 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, с/о Братский, секция 2, контур 29;
- земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:32:0101000:154, общей площадью 7,39 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, с/о Братский, секция 2, контур 32.
Исковые требования мотивированы тем, что предприниматель земельные участки не использует, участки находятся в ненадлежащем состоянии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Кавказский межрайонный отдел ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - третье лицо, отдел).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить, удовлетворить заявленные требования. В апелляционной жалобе заявитель настаивает на обоснованности исковых требований. Доводом относительно выводов суда первой инстанции жалоба не содержит.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, указывая на то, что все выявленные нарушения были устранены, основания для изъятия земельных участков отсутствуют.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Остальные лица. Участвующие в деле. Извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:
23:32:0101000:152 общей площадью 9,36 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, с/о Братский, секция 2, контур 25;
23:32:0101000:153, общей площадью 8,41 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, с/о Братский, секция 2, контур 29;
23:32:0101000:154, общей площадью 7,39 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, с/о Братский, секция 2, контур 32.
В акте административного обследования объекта земельных отношений Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 18.02.2016 N 6 установлено, что на спорных земельных участках расположен старый фруктовый сад, должного ухода за плодовыми деревьями и занятой ими территорией не проводится. Часть плодовых деревьев засохла и упала на почву, что привело к захламлению сельскохозяйственных угодий и может привести к появлению болезней. Междурядья сада заросли сорной и кустарниковой растительностью. Не проводятся обязательные мероприятия, направленные на сохранение почв и их плодородия, не обеспечивается проведение обязательных мероприятий направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация почв.
Как указывает департамент, при проведении административного обследования объектов земельных отношений на спорных земельных участках выявлены признаки нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации: а именно правообладателем спорных земельных участков не проводится комплекс обязательных мероприятий, и не выполняются обязанности, направленные на охрану земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, является основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований Законодательства Российской Федерации.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а также ч..2 ст. 8.8 КоАП РФ, неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.
Кавказским межрайонным отделом ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 26.02.2016 ответчик уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки 01.03.2016 в 11 час. 00 мин. и ознакомлен с распоряжением Управления Россельхознадзора но Краснодарскому краю и Республике Адыгея о проведении внеплановой выездной проверки физического лица от 24.02.2016 N 09-09/ВПФ89, что подтверждается отметкой о получении уведомления и копии распоряжения ответчиком лично.
Распоряжением Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о проведении внеплановой выездной проверки физического лица от 24.02.2016 N 09-09/ВПФ89 проверка проводится с целью проверки (установления) фактов нарушений Микаеляном А.Ю. земельного законодательства Российской Федерации на земельных участках, принадлежащих ему на праве собственности, выявленных при проведении должностными лицами Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея административного обследования (акт административного обследования объекта земельных отношений от 18.02.2016 N 6) в части зарастания спорных земельных участков кустарниковой, сорной растительностью.
Согласно пункту 7 статьи 71 Земельного кодекса РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В акте проверки Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 01.03.2016 N 09-09/ВПФ 89 указано, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:32:0101000:152; 23:32:0101000:153; 23:32:0101000:154 общей площадью 25,16 га, находится старый фруктовый сад. В результате непроведения обязательных мероприятий по уходу за плодовыми деревьями, часть деревьев засохла и упала на почву, что привело к захламлению сельскохозяйственных угодий. Междурядья сада заросли сорной, кустарниковой растительностью. Не проводятся обязательные мероприятия по сохранению почв и их плодородия, что ведет к деградации земель. Распространение сорных растений негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земельного участка, освоение которых невозможно без применения значительного количества пестицидов и агротехнических мероприятий.
Государственным инспектором государственного земельного надзора Кавказского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Бубновым Ю.А. составлен протокол об административном правонарушении от 01.03.2016 N 21 ф-21 /2016-36 о совершении ответчиком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответчику 01.03.2016 вручено предписание Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 01.03.2016 N 21 ф-21/2016-36, согласно которому ответчику предписано устранить выявленные нарушения, провести комплекс агротехнических мероприятий по очистке земельных участков сельскохозяйственного назначения в административных границах Братского сельского поселения Тихорецкого района с кадастровыми номерами 23:32:0101000:152, 23:32:0101000:153, 23:32:0101000:154 от сорной, кустарниковой растительности и захламления павшими деревьями.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 03.07.2016 N 21 ф-21/2016-36 начальник Кавказского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора О.Ю. Заболотских рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ответчика, признал ответчика виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Копия постановления получена ответчиком 23.03.2016, что подтверждается его подписью в постановлении.
Кавказским межрайонным отделом ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея 07.12.2016 ответчик уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки 19.12.2016 в 10 час. 00 мин. и ознакомлен с распоряжением Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о проведении внеплановой выездной проверки физического лица от 06.12.2016 N 09-09/ВПФ 960, что подтверждается подписью ответчика.
В акте проверки Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 19.12.2016 N 09-09/ВПФ 960 указано, что предписание об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации от 01.03.2016 N 21ф-21/2016-36 не выполнено в установленный срок, а именно: не проведен комплекс агротехнических мероприятий, направленных на очистку части земельных участков от павших и выкорчеванных деревьев старого не плодоносящего сада, который выработал свой ресурс, спорные земельные участки захламлены остатками порубочного материала (ветки, корни деревьев) на площади 5 га.
Государственным инспектором государственного земельного надзора Кавказского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Эрфурт Д.А. составлен протокол об административном правонарушении от 19.12.2016 N 21 ф-21 /2016-616 о совершении ответчиком административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о передаче дел по подведомственности от 20.12.2016 материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ответчика направлены мировому судье судебного участка N 214 Тихорецкого района Краснодарского края.
Постановлением мирового судьи по делу об административном правонарушении N 5-5/2017 от 19.01.2017 ответчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 статьи 19.5 КоАП РФ.
Ссылаясь на неиспользование земельных участков по целевому назначению, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статьям 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда он не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В силу статьи 285 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) (в редакции от 13.07.2015) предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 6 названного Закона принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ в редакции от 13.07.2015).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона N 101-ФЗ в редакции от 13.07.2015 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 6 Закона N 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В этот срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Исходя из системного толкования положений Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 4 и 5 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, следует, что для целей названного закона срок неиспользования земельного участка может увеличиваться до 5 лет (3+2) в связи с освоением земельного участка.
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Согласно пункту 6 статьи 6 Закона N 101-ФЗ принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям не использования по своему назначению осуществляться при условии не устранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
Пунктом 5 статьи 6 Закона N 101-ФЗ установлено, что принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи нарушений после назначения административного наказания.
На основании подпункта 1 пункта 6 статьи 6 Закона N 101-ФЗ Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея направило материалы в отношении ответчика в Департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Согласно пункту 3.62 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" департамент имущественных отношений Краснодарского края осуществляет полномочия по принудительному изъятию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращению прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Случаи, когда допускается принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, описанные в пунктах 2 и 3 статьи 6 Закона N 101-ФЗ, по сути, представляют собой составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена как статьей 8.8 КоАП РФ, так и статьей 8.7 КоАП РФ. Соответственно совершение правообладателем земельного участка любого из указанных правонарушений может служить основанием для его изъятия в порядке, предусмотренном статьей 6 Закона N 101-ФЗ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего. Право собственности Меликяна А.Ю. на спорные участки зарегистрировано 02.02.2016. До этого с 29.12.2015 ему в этих участках принадлежали 1/2 доли. Проверка Управлением Россельхознадзора проведена 01.03.2016. Актом внеплановой проверки от 19.12.2016 (л.д. 62) и предписанием от 19.12.2016 (л.д. 76-78) установлено, что требование и предписание от 01.03.2016 не выполнено, а именно: на земельных участках 23:32:0101000:152, 23:32:0101000:153, 23:32:0101000:154 общей площадью 25,16 га, не проведен комплекс агротехнических мероприятий на площади 5 га. Предписанием от 19.12.2017 Микаеляну А.Ю. установлен срок до 15.06.2017 на устранение допущенного нарушения (л.д. 77). 19.01.2017 Микаелян А.Ю. был привлечен в административной ответственности по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ. Актом проверки от 19.06.2017 нарушения не выявлены. Установлено, что Микаелян А.Ю. провел комплекс агротехнических мероприятий направленных на очистку земельных участков на площади 5 га (оставшейся не приведенными в надлежащее состояние от всей площади участков 25,16 га) от остатков порубочного материала. То есть Микаелян А.Ю., владея участками с 02.02.2016, до 19.06.2017 устранил в полном объеме выявленное 01.03.2016 нарушение, очистил от старого фруктового сада земельные участки на площади 25,16 га. Проверкой от 19.12.2016 было выявлено, что срубленные деревья не убраны с частей участков на площади 5 га, то есть на момент ее проведения деревья были выкорчеваны и готовы к удалению с земельных участков.
Ответчик указывает, что в зимний период осуществить уборку участков от остатков растительности было затруднительно, а в части и невозможно.
Суд первой инстанции верно указал, в отсутствие доказательств того, что исполнение предписаний по очистке участков от растительности могло быть проведено в более короткие сроки, поведение предпринимателя признается разумным и добросовестным. С учетом того, что на праве собственности предпринимателю принадлежат земельные участки значительной площади - 25,16 га, вся площадь участка была занята многолетними деревьями, с момента первой проверки в марте 2016 года до декабря 2016 года предприниматель очистил 20,16 га, до следующей проверки в июне 2017 года, то есть до даты принятия судом рассматриваемого в настоящем деле искового заявления, привел в надлежащее состояние оставшиеся 5 га, то есть всю площадь земельных участков, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 по делу N А32-34648/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.