г. Челябинск |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А76-13874/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Кузнецова Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СМУ Ремстроймонтаж" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2017 по делу N А76-13874/2017 (судья Командирова А.В.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "СМУ Ремстроймонтаж" - Клевцова Е.В. (доверенность N 1856 от 21.12.2017, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "СМУ Ремстроймонтаж" (далее - заявитель, ООО "СМУ Ремстроймонтаж", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекции Челябинской области" (далее - ответчик, инспекция, ГУ "ГЖИ Челябинской области) о признании незаконным и отмене предписания N 17-453-1300 от 04.05.2017, выданное Златоустовским территориальным отделом Главным управлением Государственной жилищной инспекции Челябинской области в части перерасчета платы за электроэнергию при содержании общего имущества многоквартирного дома N 30а в 3-м микрорайоне пр.им.Ю.А. Гагарина в г.Златоусте за март 2017 (с учетом ходатайства заявителя об уточнении заявленных требований, принятого арбитражным судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2017 (резолютивная часть решения объявлена 16.11.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С указанным решением суда не согласилось ООО "СМУ Ремстроймонтаж", обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что норматив коммунальной услуги по электроснабжению при содержании общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
В судебном заседании представитель ООО "СМУ Ремстроймонтаж" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 123, 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей ГУ "ГЖИ Челябинской области".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ГУ "ГЖИ Челябинской области" на основании распоряжения от 18.04.2017 N 17-453 1300 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "СМУ Ремстроймонтаж".
По результатам проверки был составлен акт проверки от 04.05.2017 N 17-453 1300 и выдано предписание от 04.05.2017 N 17-453 1300.
В соответствии с предписанием от 04.05.2017 N 17-453 1300 заявителю вменяется нарушение лицензионных требований, установленных пп. "а" и "б" п. 3 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; неисполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, и не соблюдение требований, предусмотренных пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354, и предписано в срок до 15.06.2017 произвести перерасчет платы за электроэнергию и воду при содержании общего имущества всем жителям многоквартирного дома N30а по адресу: г.Златоуст, пр.им.Ю.А. Гагарина за март 2017 г. с учетом требований пункта 48 Правил N354.
Не согласившись с предписанием от 04.05.2017 N 17-453 1300 в части перерасчета платы за электроэнергию при содержании общего имущества многоквартирного дома N30а в 3-м микрорайоне пр.им.Ю.А. Гагарина в г.Златоусте за март 2017, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет платы за электроэнергию на содержание общего имущества производится без учета площадей чердачных и подвальных помещений.
Оценивая позицию суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
ООО "СМУ Ремстроймонтаж" осуществляет управление многоквартирным домом N 30а по адресу: пр.им.Ю.А.Гагарина, 3-й мкр в г.Златоусте на основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2015.
Как следует из представленных в инспекцию в ходе внеплановой проверки документов и отражено в акте проверки от 04.05.2017 N 17-453 1300, при расчете расходов на электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества, по многоквартирному дому N 30а по адресу: пр.им.Ю.А.Гагарина, 3-й мкр. в г.Златоусте общество использует площади помещений, входящих в состав общего имущества, с учетом подвала.
Применение в расчетах ООО "СМУ Ремстроймонтаж" размера площади помещений входящих в состав общего имущества (включая подвал) в части электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества к нормативам, которые были установлены на площадь помещений без подвала, приводит к увеличению расходов потребителей на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества.
Указанные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о нарушении ООО "СМУ Ремстроймонтаж" пп. "б" п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" - исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды утверждены постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24.12.2015 N 64/1.
Согласно пункту 9 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Привила N 306) норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по соответствующей формуле, одним из элементов которой является общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
При этом, перечня, расшифровки или конкретизации площадь каких именно помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, указанная выше норма не содержит.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
В силу пунктов 13 и 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам.
При этом, следует учитывать, что действующее законодательство не предусматривает возможность включать те или иные площади общего имущества в расчет нормативов коммунальных услуг в зависимости от метода таких расчетов - метода аналогов или расчетного метода. Указание на конкретные площади (объекты) общего имущества многоквартирного дома возможно только в зависимости от вида коммунальной услуги (горячее и холодное водоснабжение или электроснабжение).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 N 42868- ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Эта позиция была подтверждена и в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Министерство в данном письме, кроме того, указало, что имеют место случаи установления уполномоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с нарушениями Правил N 306 в части неверного применения в расчетах площадей общего имущества в многоквартирном доме. В этом случае уполномоченному органу следует незамедлительно принять меры по устранению нарушений действующего законодательства, а органам государственного жилищного надзора в рамках исполнения возложенных на них полномочий обеспечить надлежащий контроль.
В рассматриваемой же спорной ситуации орган жилищного надзора усматривает нарушение управляющей организации во включении в расчет платы за услугу электроснабжения, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, площади подвала, входящего в состав общего имущества МКД.
В соответствии с частью 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" в случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит оспариваемое предписание несоответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации, поскольку возлагает на общество не предусмотренные действующим законодательством обязанности, и соответственно нарушающим права общества в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Поскольку предусмотренная статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупность условий для признания оспариваемого ненормативного правового акта установлена, данный акт подлежит признанию недействительным.
По мнению суда апелляционной инстанции, спор подлежал разрешению с учетом правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2016 N 64-АПГ15-6, от 05.05.2017 N302-КГ17-4861, от 06.07.2017 N 14-АПГ17-6, от 07.09.2017 N 83-АПГ17-11.
Соответственно, применение в расчетах ООО "СМУ Ремстроймонтаж" размера площади помещений входящих в состав общего имущества (включая подвал) в части электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества, к утвержденным нормативам, не противоречит действующему законодательству, в том числе тем нормативным правовым актам, которые перечислены инспекцией в предписании от 04.05.2017 N 17-453 1300.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права).
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2017 по делу N А76-13874/2017 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "СМУ Ремстроймонтаж" удовлетворить.
Признать недействительным предписание Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 04.05.2017 N 17-4531300 в части перерасчета платы за электроэнергию при содержании общего имущества многоквартирного дома N 30а в 3-м микрорайоне пр.им.Ю.А.Гагарина в г.Златоусте за март 2017 года.
Взыскать с Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "СМУ Ремстроймонтаж" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.