г. Пермь |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А71-7681/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Ижевская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 октября 2017 года по делу N А71-7681/2017,
вынесенное судьей Л.Ф. Мосиной,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ижевская управляющая компания" (ИНН 1832096497, ОГРН 1121832001763)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909)
о признании недействительным приказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ижевская управляющая компания" (далее - ООО "Ижевская УК", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным приказа Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (далее - Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска, заинтересованное лицо) от 25.04.2017 N 770/06-02 о проведении внеплановой документарной проверки.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 октября 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Ижевская УК" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе ее податель выражает несогласие с выводом суда о наличии у Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска (и его должностных лиц) на дату вынесения оспариваемого приказа полномочий на проведение лицензионного контроля в отношении общества.
Заинтересованное лицо по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель в представленных в суд апелляционной инстанции письменных возражениях на отзыв заинтересованного лица выразил несогласие с доводами Управления, приведенными в отзыве на жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03.04.2017, 11.04.2017 и 12.04.2017 в Управление ЖКХ Администрации города Ижевска от МУП г. Ижевска "Ижводоканал" поступили сообщения о наличии задолженности ООО "Ижевская УК" за коммунальные ресурсы, предоставляемые потребителям многоквартирных домов, находящихся под управлением ООО "Ижевская УК".
С целью проверки доводов, изложенных в обращениях, в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, Управлением ЖКХ Администрации г. Ижевска вынесен приказ от 25.04.2017 N 770/06-02 о проведении в отношении ООО "Ижевская УК" внеплановой документарной проверки на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, задачей которой являлась проверка порядка расчета за предоставленные коммунальные ресурсы
Полагая, что изданный Управлением ЖКХ Администрации г. Ижевска приказ от 25.04.2017 N 770/06-02 является незаконным, нарушает права ООО "Ижевская УК" в силу отсутствия у Управления полномочий на проведение лицензионного контроля в отношении общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при разрешении спора не усмотрел оснований для признания оспариваемого приказа незаконным и отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган.
Согласно ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (п. 1). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (пункт 3).
Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 196 Жилищного кодекса РФ).
В ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ установлено, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).
Согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" органы местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, наделяются государственными полномочиями Удмуртской Республики по лицензионному контролю в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, в том числе по проведению проверок соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам и осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
В силу п. 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска" (в редакции от 23.06.2016) Управление ЖКХ Администрации города Ижевска осуществляет отдельные государственные полномочия по государственному жилищному надзору согласно Закону Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ.
Распоряжением Администрации г. Ижевска от 10.10.2014 N 210 утвержден перечень должностных лиц, ответственных за осуществление отдельных государственных полномочий Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю на территории муниципального образования "Город Ижевск", в числе которых заместитель начальника управления - начальник отдела муниципального жилищного контроля - муниципальный жилищный инспектор.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что Управление ЖКХ Администрации города Ижевска наделено полномочиями по лицензионному контролю, вправе осуществлять проверки за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг и правильности определения размера платы за коммунальные услуги, является верным, основан на правильном применении вышеприведенных норм права.
Ссылки апеллянта на внесенные решением Городской Думы города Ижевска от 19.04.2017 N 342 (вступило в законную силу 27.04.2017) изменения в п. 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N314 в части указания на осуществление Управлением ЖКХ Администрации города Ижевска, в том числе полномочий по лицензионному контролю, судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными, поскольку внесение указанных изменений не влияет на исполнение должностными лицами, определенными распоряжением Администрации города Ижевска от 10.10.2014 N 210 (в редакции от 14.05.2015), полномочий по лицензионному контролю в рамках Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ до даты вступления в законную силу решения Городской Думы города Ижевска от 19.04.2017 N 342.
Доказательств того, что в период с 14.05.2015 до 19.04.2017 переданные Законом Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ отдельные государственные полномочия Удмуртской Республики по лицензионному контролю на территории муниципального образования "Город Ижевск" были предоставлены иным должностным лицам муниципального образования "Город Ижевск", являющимся муниципальными жилищными инспекторами, исполняющими полномочия органа государственного жилищного надзора, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии на момент вынесения оспариваемого приказа у Управления ЖКХ Администрации города Ижевска и его должностных лиц полномочий на проведение лицензионного контроля.
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемый приказ Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска от 25.04.2017 N 770/06-02 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, следовательно, оснований для признания его недействительным у суда не имелось, требование заявителя правомерно оставлено судом без удовлетворения (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Апелляционная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 октября 2017 года по делу N А71-7681/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ижевская управляющая компания" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Ижевская управляющая компания" (ИНН 1832096497, ОГРН 1121832001763) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 20.12.2017 N 2722.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.