г. Киров |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А29-13769/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арбузовой Е.Л.
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сыктывдинская тепловая компания", ИНН 1109010658, ОГРН 1121109000726
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27 октября 2017 года по делу N А29-13769/2016, принятое судом в составе судьи Егоровой Т.В.
по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (ИНН 1101487512 ОГРН 1061101000388)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сыктывдинская тепловая компания" (ИНН 1109010658 ОГРН 1121109000726)
о взыскании задолженности,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" (далее - Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Сыктывдинская тепловая компания" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 633 731 руб. 85 коп. задолженности за период с января по август 2016 года (далее - Спорный период) на основании Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", Распоряжения Правительства Республики Коми от 07.11.2010 N 288-р и Приказа Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 "О порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27 октября 2017 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней заявитель указывает, что в 2016 году ФАС России была проведена проверка в отношении Службы Республики Коми по тарифам, по результатам рассмотрения выявленных в ходе проверки нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) был принят приказ от 11.10.2016 N 1422/16, которым установлено, что с даты начала действия Закона N 261-ФЗ у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую энергию отсутствуют полномочия по определению порядка консолидации средств на энергосбережение. Указанный приказ ФАС России решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2017 по делу N 40-234229/16-144-2178 признан законным и обоснованным. Таким образом, утвержденный Службой Республики Коми по тарифам порядок перечисления на специальный счет энергосбережения отчисления организаций, осуществляющих регулируемую деятельность и учет этих расходов в регулируемых тарифах, неправомерен. Судом не учетно, что пунктом 2 Приказа ФАС России от 11.01.2016 N 1422/16 и пунктом 49 Приложения к нему вышеуказанный приказ Службы Республики Коми по тарифам отменен в связи с тем, что установленный им тариф завышен, поскольку неправомерно включает отчисления на энергосбережение, нарушая тем самым права потребителей. Пунктом 3 Приказа ФАС России от 11.10.2016 N 1422/16 Службе Республики Коми по тарифам предписано в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.11.2016 решения об установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, с учетом исключения из расчета указанных тарифов расходов на отчисления на энергосбережение в Учреждение. Приказом Минстроя Республики Коми от 21.06.2017 N 30/36-Т из тарифа ответчика на тепловую энергию на 2018 год исключены отчисления на энергосбережение в сумме 3 175 руб., учтенные ранее в тарифах на 2016 год. Взыскание денежных средств в пользу истца не приведет к восстановлению прав потребителей, которые фактически уплатили отчисления на энергосбережение, поскольку у истца отсутствуют полномочия на возврат денежных средств потребителям. При этом нормативные правовые акты, регулирующие порядок консолидации отчислений на энергосбережение, отменены Приказом Минстроя РК от 28.07.2017 N 39/5-Т в связи с выводом ФАС России об их незаконности.
Истец отзыв на жалобу не представил.
Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми от 27 октября 2017 года проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Общество является гарантирующим поставщиком.
Тарифы на электрическую энергию (мощность) на 2016 год, установлены и введены в действие Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 21.12.2015 N 83/5, в тарифы включены расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
На основании постановления Правительства Республики Коми от 01.09.2005 N 235 с 01.01.2006 создано ГУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения", являющееся, согласно Уставу, специализированным учреждением Республики Коми в сфере энергосбережения и осуществляющее сбор средств, составляющих затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение.
19.12.2011 ГУ РК "Коми республиканский центр энергосбережения" переименовано в Учреждение.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую Обществом потребителям, установлены и введены в действие Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.11.2015 N 71/4, в тарифы включены расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В спорный период ответчик должен был перечислить истцу средства, составляющие затраты потребителей тепловой энергии на энергосбережение, на общую сумму 704 146 руб. 85 коп., что подтверждается справкой об отпуске тепловой энергии и перечисленных средствах на энергосбережение (л.д. 9-24).
Уведомлениями от 02.02.2016 Служба Республики Коми по тарифам известила Общество о необходимости перечислять денежные средства на специальный счет Учреждения.
Претензией от 07.10.2016 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность в срок до 18.10.2016.
Ответчик частично оплатил задолженность в размере 70 415 руб.
Наличие у ответчика задолженности за затраты потребителей на энергосбережение послужило основанием для обращения истца в суд.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают помимо прочего из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также вследствие иных действий юридических лиц.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункты 65 - 66 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации").
В силу статьи 3 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ (пункт 3 статьи 7 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 261-ФЗ, действующего с 27.11.2009, региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
На основании указанных положений для целей исполнения Региональной программы Служба по тарифам (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) определила Порядок консолидации.
Установленная в республиканском законодательстве обязанность регулируемых организаций перечислять средства на энергосбережение подлежит исполнению, так как указанные выше нормативные правовые акты в установленном порядке не были признаны недействующими, соответственно, устанавливают права и обязанности неопределённого круга лиц, в том числе ответчика.
В соответствии с пунктом 2 Порядка консолидации средств, учитываемых при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию на энергоснабжение, и их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов на территории Республики Коми, определенного Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 (далее - Порядок консолидации средств), при установлении Службой Республики Коми по тарифам (далее - Служба) цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики (далее - регулируемые организации) Службой учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных государственной программой республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности", утвержденной Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 413 (далее - внебюджетные средства на энергосбережение).
Пунктом 5 Порядка консолидации средств установлено, что ставка отчислений на энергосбережение на очередной финансовый год (далее - ставка отчислений на энергосбережение) определяется Службой путем деления совокупного размера внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год на прогнозную базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год по всем регулируемым организациям, рассчитываемую в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования N 1178).
Функции государственного регулирования цен и тарифов с 21.07.2015 переданы ФАС России.
Приказом ФАС России от 11.10.2016 N 1422/16, принятым по результатам внеплановой выездной проверки деятельности Службы Республики Коми по тарифам, установлено, что при установлении сбытовых надбавок в отношении Общества на 2015 и 2016 годы Службой Республики Коми по тарифам были включены экономически необоснованные расходы, данные действия привели к установлению экономически необоснованного уровня сбытовых надбавок и, как следствие, к их завышению.
В результате, данные действия регулирующего органа привели к ущемлению прав конечных потребителей и нарушению законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и электроэнергетики.
Данным приказом Служба Республики Коми по тарифам признана нарушившей законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и электроэнергетики, в части непринятия мер по исключению из расчета регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении и электроэнергетике экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена, также с 01.11.2016 отменен приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20.11.2015 N 71/4 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности Общества для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую Обществом потребителями Республики Коми".
Кроме того, Службе Республики Коми по тарифам предписано принять и ввести в действие с 01.11.2016 решения об установлении новых тарифов в сфере теплоснабжения и электроэнергетики с учетом исключения из расчета указанных тарифов расходов на отчисления на энергосбережение в Учреждение, расходов на возврат заемных средств и расходов на возврат процентов по заемным средствам, сформированных из указанных отчислений.
Закон об электроэнергетике и Основы ценообразования N 1178 не содержат положений, предусматривающих возможность включения в состав затрат регулируемых организаций при установлении для них регулируемых цен (тарифов) средств на реализацию мероприятий по энергосбережению, не проводимых самими регулируемыми организациями.
Таким образом, утвержденный Службой Республики Коми по тарифам порядок
перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и учет этих расходов в регулируемых тарифах, в спорный период являлся неправомерным и не подлежал применению судом.
В соответствии с Порядком консолидации средств источником отчислений на реализацию мероприятий по энергосбережению являются средства, учтенные в тарифах. При этом из тарифов ответчика расходы по статье затрат "отчисления на энергосбережение" исключены, на основании чего источник отчислений у ответчика отсутствовал.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что приказом Министерства от 28.07.2017 N 39/5-Т "О признании утратившими силу некоторых решений Службы Республики Коми по тарифам" признаны утратившими силу приказы Службы Республики Коми по тарифам от 26.10.2015 N 61/1 "О ставке отчислений на энергосбережение на 2016, 2017, 2018 годы" и от 20.10.2010 N 72/1 "О порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения иска. Решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, возлагаются на стороны соответственно результатам судебного рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сыктывдинская тепловая компания" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27 октября 2017 года по делу N А29-13769/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" отказать.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сыктывдинская тепловая компания" 3 000 руб. расходов по оплате госпошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.