г. Самара |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А55-19893/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В., судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плехановой А.А.,
с участием:
от заявителя - Пахарева Л.В. (доверенность от 30.12.2016),
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сызрани Самарской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2017 года по делу N А55-19893/2017 (судья Харламов А.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Садовод" (ИНН 6355004366, ОГРН 1046301255219), Самарская область, Сызранский район, п. Лесная Поляна,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области (ИНН 6325036635, ОГРН 1056325022742), Самарская область, г. Сызрань,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Садовод" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области (далее ответчик) от 20.04.2017 N 077S19170006113 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.12.2017 г. заявленные ООО "Садовод" требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным, на ответчика возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда от 04.12.2017, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленного требования.
ООО "Садовод" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда от 04.12.2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик, не явился, извещен.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие ответчика не явившегося в судебное заседание, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителя заявителя суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с положениями Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" ООО "Садовод" является страхователем, поставленным на учет в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области, с присвоением ему регистрационного номера - 077-050-100122.
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области в отношении ООО "Садовод" был оформлен Акт от 13 марта 2017 г. N 077S18170003006 "О выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в систем обязательного пенсионного страхования", в котором указано на то, что: страхователем первоначально в установленный Законом срок - 10 июня 2016 г. была представлена по телекоммуникационным каналам связи страховщику форма СЗВ-М (исходная) за май 2016 г. (извещение о доставке от 10 июня 2016 г. на 83 застрахованных лица, а форма СЗВ-М (дополняющая) за май 2016 г. была представлена страхователем по телекоммуникационным каналам связи страховщику только 09 марта 2017 г. (извещение от 09 марта 2017 г. на 36 застрахованных лиц, тогда как следовало представить форму СЗВ-М (дополняющая) за май 2016 г. согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не позднее 10 июня 2016 г.
Акт от 13 марта 2017 г. N 077S18170003006 "О выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в систем обязательного пенсионного страхования", с учетом представленных страхователем письменных возражений, послужил основанием для принятия ответчиком в отношении заявителя решения от 20 апреля 2017 г. N 077S19170006113 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому заявитель был привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за предоставление неполных и недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 18 000 руб.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Необходимость проверки документа СЗВ-М при его приеме подтверждается также и Распоряжением Правления ПФР Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 432р "Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)", в редакции, действовавшей на дату привлечения к ответственности.
Из пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежемесячно не позднее 10(го) числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 ранее действовавшего Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01 февраля 2016 г. N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах" (зарегистрировано в Минюсте России 18 февраля 2016 г. N 41142), согласно которому в пункте 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы: "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как следует из материалов дела, заявителем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок, были представлены страховщику сведения по форме СЗВ-М за май 2016 г. на 83 застрахованных лица.
09 марта 2017 г. в дополнение к ранее представленным в установленный срок сведениям по форме СЗВ-М тип формы "доп" за май 2016 г. заявителем были представлены сведения по форме СЗВ-М в отношении 36 застрахованных лиц.
Данный факт не оспаривается сторонами по делу.
Необходимость представления страховщику дополняющей формы СЗВ-М за май 2016 г. заявитель объясняет представлением сведений по застрахованным лицам - иностранным гражданам Узбекистана, которые в силу действующего законодательства Российской Федерации не являются работающими пенсионерами Российской Федерации, в связи с самостоятельным выявлением самим страхователем неполноты ранее представленных в установленный Законом срок сведений по форме СЗВ-М за май 2016 г.
Как следует из материалов дела, Обществу назначен штраф, предусмотренный частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в размере 18 000 руб.
Диспозиция статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не содержит частей, при этом из текста оспариваемого решения следует, что в отношении заявителя применена финансовая санкция за представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Арбитражный суд первой инстанции указал в решении, что фактически Обществом 09 марта 2017 г. была представлена дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых без замечаний страховщиком сведений о застрахованных лицах за май 2016 г. по форме СЗВ-М.
Таким образом, диспозиция статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение 5(ти) рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Аналогичная норма содержалась в пункте 34 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 16 февраля 2010 г. N 16440), согласно которому в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Материалами дела подтверждается, что представление Обществом дополняющей формы за май 2016 г. по форме СЗВ-М было осуществлено не в связи с обнаружением страховщиком в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а явилось результатом самостоятельного выявления самим страхователем неполноты ранее представленных в установленный Законом срок сведений по форме СЗВ-М за май 2016 г.
В пункте 39 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонофицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Арбитражный суд первой инстанции сделал вывод в решении о том, что оснований для назначения ООО "Садовод" финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление дополняющей формы за май 2016 г. по форме СЗВ-М не имелось.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Заявитель доказал правомерность и обоснованность заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях: арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 апреля 2017 года по делу N А16-1601/2016, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2017 года по делу N А72-254/2017, от 16 августа 2017 года по делу N А65-8976/2017, от 19 июля 2017 года по делу N А65-4305/2017, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2017 года по делу N А53-1526/2017, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2017 года по делу N А46-18841/2016, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2017 года по делу N А54-3773/2017, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2017 года по делу N А07-16148/2017, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2017 года по делу N А60-24770/2017, Шестого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2017 года по делу N А04-5753/2017.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 декабря 2017 года по делу N А55-19893/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.