г. Вологда |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А66-14185/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бочарова Романа Витальевича на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 марта 2017 года по делу N А66-14185/2016 (судья Карсакова И.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Бочаров Роман Витальевич (место жительства: 170012, г. Тверь; ОГРНИП 306695021500054, ИНН 690200410569; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к муниципальному образованию "Никулинское сельское поселение Калининского района Тверской области" в лице администрации (место нахождения: 170518, Тверская обл., Калининский р-н, д. Никулино, ул. Школьная, д. 1; ОГРН 1126952014705, ИНН 6949008847; далее - Администрация) о возложении обязанности исключить земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000024:902 из зоны жилой застройки, установить для данного земельного участка производственную зону.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра), Валиев Иван Борисович.
Решением суда от 21 марта 2017 года в удовлетворении заявления Предпринимателю отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что отнесение спорного земельного участка к зоне жилой застройки препятствует использованию земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости, принадлежащих Предпринимателю на праве общей долевой собственности, по целевому назначению для производственной деятельности.
Ответчик в отзыве с доводами жалобы не согласился, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Отзывы на жалобу от третьих лиц не поступили.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08 сентября 2017 года производство по делу приостанавливалось в порядке пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до вступления в законную силу решения Тверского областного суда от 30 июня 2017 года по делу N 3а-65/2017. Определением апелляционного суда от 28 декабря 2017 года производство по делу возобновлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с этим судебное заседание состоялось без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, Предприниматель с 2009 года является собственником доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000024:902 площадью 9536 кв. м, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, имеющий вид разрешенного использования - для обслуживания строений, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за переделами участка по адресу: Тверская обл., Калининский р-н, с/п Никулинское, д. Кравцово, а также на расположенные на данном земельном участке склад и столярный цех пилорамы с кадастровым номером 69:10:0241301:419 площадью 677,7 кв. м, административное здание пилорамы с кадастровым номером 69:10:0241301:439 площадью 240,4 кв. м, склад и лесопильный цех пилорамы с кадастровым номером 69:10:0241301:440 площадью 276,7 кв. м. Оставшаяся
доли в праве общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости принадлежит Валиеву И.Б.
По результатам проверок, проведенных Управлением Росреестра о соблюдении действующего законодательства в сфере земельных правоотношений, в отношении Предпринимателя вынесены предписания от 10.08.2015, от 23.11.2016, в которых указывается на использование спорного земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования, предусмотренным для данной территориальной зоны Правилами землепользования и застройки Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области, утвержденными решением Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 27.12.2012 N 96 с изменениями, внесенными решением Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 23.06.2015 N 35 (далее - Правила; размещены на сайте Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области http://nikulinskoe.ru/npp/pzz).
Ранее заявитель обращался в Администрацию с заявлением об изменении зоны жилой застройки "Ж-1", установленной Правилами, в которой располагается принадлежащий Предпринимателю на праве общей долевой собственности земельный участок, на производственную зону "П-1".
Решением от 09.09.2014 N 62 Предпринимателю отказано в изменении территориальной зоны малоэтажной жилой застройки "Ж-1" на зону промышленных предприятий V класса вредности с санитарно-защитной зоной в 50 м "П-1" применительно к земельному участку с кадастровым номером 69:10:0000024:902.
Предприниматель, считая, что нахождение принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000024:902 в зоне жилой застройки препятствует использованию участка для эксплуатации цеха пилорамы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения спора не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных Предпринимателем требований.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки подставляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Как указано в часть 3 статьи 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Согласно части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Порядок утверждения и изменения правил землепользования и застройки урегулирован статьями 31- 33 ГрК РФ.
На основании части 1 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
В силу части 3 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
В соответствии с частью 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 5) планируемых изменений границ земель различных категорий; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; 7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Виды и состав территориальных зон определены в статье 35 ГрК РФ.
Согласно части 1 названной статьи ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов (часть 2 статьи 35 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 35 ГрК РФ в жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Как указано в части 7 статьи 35 ГрК РФ в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: 1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; 2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; 3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (часть 8 статьи 35 ГрК РФ).
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки установлен статьей 33 ГрК РФ.
Основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 33 ГрК РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (пункт 5 статьи 33 ГрК РФ).
В данном случае установлено, что Предпринимателю на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 69:10:0000024:902, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов и имеющий вид разрешенного использования - для обслуживания строений. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 16.07.2008. На земельном участке расположены объекты недвижимости, используемые в производственной деятельности, а именно: административное здание пилорамы, лесопильный цех пилорамы со складом и столярный цех пилорамы со складом.
В соответствии с Правилами спорный земельный участок находится в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами "Ж-1". Вид разрешенного использования земельного участка не соответствует ни основным, ни условно разрешенным видам использования, установленным Правилами для указанной территориальной зоны.
Между тем из материалов дела следует, что решением Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 09.09.2014 N 62 "Об изменении территориальной зоны в д. Кривцово" Предпринимателю отказано в изменении территориальной зоны малоэтажной жилой застройки "Ж-1" на зону промышленных предприятий V класса вредности с СЗЗ в 50 м "П-1" в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000024:902.
Данное решение, как верно указал суд, в установленном законом порядке не оспорено, незаконным не признано. Иных обращений о внесении изменений в Правила в порядке, предусмотренном положениями статьи 34 ГрК РФ, от Предпринимателя не поступало.
Согласно сведениям, содержащимся в отзыве ответчика, вступившим в законную силу решением Калининского районного суда по делу N 2-1743/2015 Предпринимателю отказано в удовлетворении требований о признании незаконным Правил в части включения в границы территориальной зоны "Ж-1" спорного земельного участка.
Кроме того, как установил апелляционный суд, апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 по делу N 35-АПГ17-12 отменено решение Тверского областного суда от 30.06.2017, которым удовлетворен административный иск Бочарова Р.В. и признано недействительным решение Совета депутатов Никулинского сельского поселения Калининского района Тверской области от 27.12.2012 N 96 об утверждении Правил. Указанным апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации Бочарову Р.В. отказано в удовлетворении административного заявления.
С учетом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности Предпринимателем правомерности заявленных требований об исключении земельного участка из зоны жилой застройки "Ж-1" с отнесением к производственной зоне.
Доводы апеллянта о невозможности использования земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости, принадлежащих Предпринимателю на праве общей долевой собственности, по целевому назначению для производственной деятельности, не принимаются апелляционным судом.
В соответствии с частью 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что Предприниматель вправе продолжать использовать спорный земельный участок в соответствии с установленным в отношении его до принятия Правил видом разрешенного использования.
При таких обстоятельствах, поскольку наличие оснований для удовлетворения заявленных Предпринимателем требований последним не доказано, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы, приведенные апеллянтом в жалобе, не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, основаны на иной правовой оценке Предпринимателем обстоятельств спора, что не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Предпринимателя удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 марта 2017 года по делу N А66-14185/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бочарова Романа Витальевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.