гор. Самара |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А55-10565/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трифонкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 февраля 2018 года в зале N 6 апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2017 года, принятое по делу N А55-10565/2017 (судья Ануфриева А.Э.)
по иску Открытого акционерного общества "ТЕВИС" (ОГРН 1026301976601)
к Муниципальному образованию городского округа Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054),
с участием третьего лица Закрытого акционерного общества "ЭкоСфера"
о взыскании 8 678 916 руб. 08 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Столярова А.А. представитель по доверенности N 90 от 17.04.2017;
от ответчика - Чеботарева Л.О. представитель по доверенности N 10227/1 от 22.12.2017;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом,
Установил:
Истец - Открытое акционерное общество "ТЕВИС" обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Муниципальному образованию г.о. Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти о взыскании 8 678 916 руб. 08 коп. стоимости оказанных услуг по водоотведению за период с 01 сентября 2016 года по 30 ноября 2016 года.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06 сентября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Закрытое акционерное общество "ЭкоСфера".
В ходе судебного разбирательства от истца поступило ходатайство о частичном отказе от исковых требований в сумме 37 997 руб. 89 коп. Просит взыскать стоимости оказанных услуг по водоотведению за период с 01 сентября 2016 года по 30 ноября 2016 года в сумме 8 640 918 руб. 19 коп.
В порядке части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции принял отказ истца от иска в указанной части, как не противоречащий законам и иным нормативным правовым актам и не нарушающий права других лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Цена иска составляет 8 640 918 руб. 19 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2017 года суд принял частичный отказ от исковых требований в части требований о взыскании 37 997 руб. 89 коп. Производство по делу в этой части прекратил. Взыскал с Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти за счет казны городского округа Тольятти в пользу Открытого акционерного общества "ТЕВИС" 8 640 918 руб. 19 коп., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 66 205 руб. Возвратил Открытому акционерному обществу "ТЕВИС" госпошлину из федерального бюджета в сумме 190 руб.
Заявитель - Муниципальное образование городского округа Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2017 года апелляционная жалоба оставлена без движения, заявителю предложено в срок до 18 декабря 2017 года устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением суда от 19 декабря 2017 года (с учетом определения об исправлении опечаток от 19 декабря 2017 года) срок оставления апелляционной жалобы без движения был продлен до 09 января 2018 года.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 января 2018 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 13 февраля 2018 года на 11 час. 50 мин.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против отмены оспариваемого судебного акта по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 10 мая 2006 года N 32502/2006-2 истцу на праве собственности принадлежит производственно технологический комплекс сооружений сетей ливневой канализации, расположенный в Автозаводском района г.о. Тольятти КН 63:09:0000000:8743, рег. N 63-63-09/094/2006-867 от 14 августа 2006 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии АЛ N 159824 от 11 декабря 2013 года, выданным взамен свидетельства серии 63-АВ N 197553 от 17 августа 2006 года.
Статьей 6 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесена организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении" органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Постановлением мэрии г.о. Тольятти от 04 апреля 2014 года N 1081-п/1 ОАО "Тевис" определено гарантирующей организацией в сфере централизованного водоотведения, зона деятельности N 1 согласно приложению N 2 к постановлению.
01 апреля 2016 года между ОАО "Тевис" и Мэрией г.о. Тольятти (Муниципальный заказчик) заключен муниципальный контракт N 5л на оказание услуг по водоотведению через сети ОАО "ТЕВИС".
Период оказания услуг по муниципальному контракту N 5л от 01 апреля 2016 года составляет с 01 апреля 2016 года по 31 июля 2016 года.
В соответствии с условиями муниципального контракта, ОАО "ТЕВИС" (Организация ВКХ) осуществляло водоотведение ливневых стоков, принимало сточные воды муниципального заказчика в центральную систему водоотведения и обеспечивало их транспортировку и очистку с территории селитебной (жилой) части Автозаводского района городского округа Тольятти и автодорог Промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района городского округа Тольятти, находящихся в ведении мэрии г.о. Тольятти, а Мэрия г. о. Тольятти (Муниципальный заказчик), а Мэрия г.о.Тольятти (муниципальный заказчик) обязалась соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством РФ, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации ВКХ оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем муниципальном контракте.
01 августа 2016 года между ОАО "ТЕВИС" и Мэрией г.о. Тольятти (Муниципальный заказчик) заключен муниципальный контракт N 5л на оказание услуг по водоотведению через сети ОАО "ТЕВИС" с аналогичными условиями.
Период оказания услуг по муниципальному контракту N 5л от 01 августа 2016 года составляет с 01 августа 2016 года по 31 августа 2016 года.
Согласно условиям заключенных муниципальных контрактов сторонами определен объем отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод (ливневых стоков), рассчитанный на основании информации представленной мэрией г.о. Тольятти письмом (исх. N 3138/4.1 от 13 ноября 2013 года, исх. N 4871/4.1 от 16 ноября 2016 года).
21 октября 2016 года ОАО "ТЕВИС" направило Мэрии г.о. Тольятти оферту муниципального контракта N 5л от 01 сентября 2016 года со сроком распространения его действия на период 01 сентября 2016 года по 30 апреля 2017 года.
ОАО "ТЕВИС" получен от Мэрии г.о. Тольятти протокол разногласий к муниципальному контракту N 5л от 01 сентября 2016 года в соответствии, с условиями которого определена дата начала исполнения обязательств с 01 декабря 2016 года.
01 февраля 2017 года между ОАО "ТЕВИС" и Мэрией г.о. Тольятти подписан протокол согласования разногласий к муниципальному контракту N 5л от 01 сентября 2016 года с периодом оказания услуг с 01 декабря 2016 года по 30 сентября 2017 года.
Таким образом период с 01 сентября 2016 года по 30 ноября 2016 года остался не урегулирован условиями заключенных муниципальных контрактов, при этом ОАО "ТЕВИС" продолжало оказывать услуги по водоотведению, в связи с чем между ОАО "ТЕВИС" и Мэрией г.о. Тольятти сложились фактические отношения по водоотведению.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ наименование Мэрии г.о. Тольятти изменено на Администрация г.о. Тольятти.
Как указывает истец, в период с 01 сентября 2016 года по 30 ноября 2016 года он оказал услуги водоотведения ливневых стоков, принимало сточные воды муниципального заказчика в центральную систему водоотведения и обеспечивало их транспортировку и очистку с территории селитебной (жилой) части Автозаводского района городского округа Тольятти и автодорог Промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района городского округа Тольятти на общую сумму 8 640 918 руб. 19 коп. Истец выставил акты оказанных услуг и счета-фактуры.
Ответчик оказанные услуги не оплатил, претензию от 08 февраля 2017 года N 1270 не удовлетворил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Обосновывая решение, суд первой инстанции исходил из того, что объем водоотведения доказан, ответчиком не оспорен. При этом замечаний по объему, качеству и стоимости оказанных услуг у ответчика не имелось, доказательств оплаты не представлено.
Обжалуя судебный акт, заявитель указывает, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права, не применил ФЗ N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года. Также суд не учел, что в спорный период между сторонами отсутствовали подписанные муниципальные контракты, следовательно, взыскание задолженности не может быть.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, заслушав пояснения представителей сторон и изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в сил] общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с требованиями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его веден энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связаны с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, применяются правила о договоре энергоснабжения ( статьи 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении водоотведении", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 416-ФЗ абонентом признается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;
транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;
централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.
Таким образом, заключение договора водоотведения является обязательным для Ответчика. Факт отсутствия заключенного в форме единого документа договора не является основанием для освобождения от оплаты оказанных услуг.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы об отсутствии заключенных муниципальных контрактов, что, по мнению ответчика, является основанием для неоплаты оказанных услуг, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
По смыслу пункта 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 30 17 февраля 1998 года отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 17 февраля 1998 года "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 14 Федерального закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Договор водоотведения является публичным договором.
Пунктом 107 Правил N 644 в зависимости от своего предназначения системы водоотведения подразделяются на следующие виды: г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
В силу статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
Согласно пункту 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в том числе в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ заключение контракта на оказание услуг по водоотведению по водоснабжению по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам) может осуществляться с единственным поставщиком.
Истец, как владелец производственно технологический комплекс сооружений сетей ливневой канализации, расположенный в Автозаводском района г.о. Тольятти, является единственным поставщиком услуг водоотведения поверхностных сточных вод в определенной для него зоне деятельности.
В этих случаях часть 15 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ допускает заключение контракта в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
Доводы заявителя жалобы о неверном применении норм материального права судебной коллегией отклоняются, как необоснованные.
Согласно части 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
На основании указанных норм, ответчик не вправе был уклониться от заключения контракта.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) (утв. Президиумом верховного суда Российской Федерации 25 ноября 2015 года) поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает возможность размещения государственного или муниципального заказа у единственного поставщика.
Судом установлено, и сторонам не оспаривается, что истцом в период с 01 сентября 2016 года по 30 ноября 2016 года оказаны услуги по водоотведению (прием и транспортировки поверхностных ливневых (дождевых) сточных вод) с территории селитебной (жилой) части Автозаводского района городского округа Тольятти и автодорог Промышленно-коммунальной зоны Автозаводского района городского округа Тольятти, находящихся в ведении мэрии г.о. Тольятти.
Объем водоотведения по уточненному иску определен на основании приказа Минстроя России от 17 октября 2014 года N 639-пр "Об утверждении Методических указаний по расчету объеме принятых (отведенных) поверхностных сточных вод. Стоимость оказанных услуг определена на основании вод и тарифов в сфере водоотведения, установленным для ОАО "Тевис" приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области N 527 от 04 декабря 2015 года и составляет 8 640 918 руб. 19 коп., что ответчиком не оспаривается. При этом замечаний по объему, качеству и стоимости оказанных услуг у ответчика не имеется.
Уклонение ответчика от оплаты оказанных услуг нарушает положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В ходе рассмотрения дела ответчик наличие непогашенной задолженности перед истцом в заявленной в иске сумме надлежащим образом не опроверг, доказательств погашения долга в материалы дела не представил.
При указанных обстоятельствах, требование о взыскании задолженности в размере стоимости оказанных услуг водоотведения (прием и транспортировка поверхностных сточных вод) за период сентябрь - ноябрь 2016 года в сумме 8 640 918 руб. 19 коп. законно и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация водоотведения в границах городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом.
Нормами статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, установленная судом первой инстанции задолженность правомерно взыскана с Муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти за счет казны городского округа Тольятти.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с вышеизложенным Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2017 года, принятого по делу N А55-10565/2017 и для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьями 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2017 года, принятое по делу N А55-10565/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образования городского округа Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.