г. Москва |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А41-83979/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2017 по делу N А41-83979/16, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области к Управлению Росреестра по Московской области, третьи лица: Территориальное управление Росимущества в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Рослесхоз об оспаривании решения,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - Захарова Е.Ю. по доверенности от 09.01.2018,
от Управления Росреестра по Московской области - Цюрюмов Л.М. по доверенности от 29.12.2017,
от ТУ Росимущества в Московской области - извещено, представитель не явился,
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Давыдова С.А. по доверенности от 14.12.2017,
от Рослесхоза - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 24.10.2016 N МО-16/РКФ-411668; обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 39097 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Кривцовское, дер. Меленки, в соответствии с межевым планом, составленным кадастровым инженером Смагиной И.В. от 10.10.2016.
Судом первой инстанции приняты уточнения требований, согласно которым заявитель просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 25.01.2017 N МО-17/РКФ-7664 об отказе в осуществлении кадастрового учета; обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 39097 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Кривцовское, дер. Меленки, в соответствии с межевым планом от 10.10.2016 по следующим координатам:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
X |
Y |
|
1 |
512494.62 |
2153374.42 |
2 |
512524.17 |
2153427.93 |
H1 |
512496.05 |
2153457.39 |
н2 |
512462.98 |
2153485.56 |
нЗ |
512431.68 |
2153507.23 |
н4 |
512409.58 |
2153509.19 |
н5 |
512383.33 |
2153518.08 |
Н6 |
512372.02 |
2153519.94 |
н7 |
512348.81 |
2153516.50 |
н8 |
512305.11 |
2153523.09 |
н9 |
512288.72 |
2153522.80 |
Н10 |
512279.53 |
2153519.98 |
Н11 |
512229.27 |
2153488.31 |
н12 |
512225.76 |
2153481.85 |
н13 |
512232.00 |
2153463.74 |
н14 |
512258.65 |
2153420.52 |
н15 |
512290.60 |
2153402.75 |
н16 |
512327.07 |
2153360.17 |
3 |
512403.90 |
2153307.21 |
1 |
512494.62 |
2153374.42 |
По ходатайству заявителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области судом первой инстанции заменено на надлежащее заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Московской области; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Росимущества в Московской области, Рослесхоз.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2017 по делу N А41-83979/16 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет лесного хозяйства просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представители Комитета лесного хозяйства Московской области и Управления Росреестра по Московской области в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения их надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного размещения информация о времени и месте судебного заседания на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-16/РКФ-411668 от 24.10.2016 приостановлено осуществление кадастрового учета земельного участка площадью 39 097 кв.м. под кладбищем, поскольку в межевом плане имеются противоречия в части обоснованности отнесения земельного участка к указанной категории земель (земли особо охраняемых природных территорий и объектов), а также отсутствуют сведения о согласовании местоположения образуемого земельного участка со всеми заинтересованными лицами.
Решением Управления Росреестра по Московской области от 25.01.2017 N МО-17/РКФ-7664 отказано в осуществлении кадастрового учета.
Заявитель полагает, что отказ в постановке на кадастровый учет земельного участка осуществлен в нарушение требований действующего законодательства, нарушает права муниципального образования, поскольку препятствует надлежащей эксплуатации объекта недвижимого имущества муниципального образования, в связи с чем заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).
Согласно статье 1 Закона о кадастре, действующего на момент обращения заявителя с заявлением о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Статьей 26 Закона о кадастре предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав.
Статья 27 Закона о кадастре предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, в частности, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Закон о кадастре и Закон о регистрации для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета применительно к земельным участкам называют такие основания, как:
- пересечение одной из границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, одной из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, или границы территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, за исключением установленных случаев (пункты 20, 21, 27, 43 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункты 2, 6, 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);
- поступление возражений в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и отсутствие в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, документов, подтверждающих снятие указанных возражений (пункт 24 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 7 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- нарушение законного порядка согласования местоположения границ земельных участков или отсутствие согласования местоположения границ, за исключением установленных законом случаев (пункт 25 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре);
- отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута (пункт 26 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 2.1 Закона о кадастре);
- несоответствие размера образуемого или измененного земельного участка установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков (пункт 28 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- образование земельного участка из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев (пункт 29 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 6 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- отличие площади земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов (пункт 30 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ, не обусловленное образованием земельного участка или уточнением его границ (пункт 31 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 4 статьи 27 Закона о кадастре);
- превышение площади земельного участка в связи с уточнением сведений на установленную законом величину (пункт 32 части 1 статьи 26 Закона о кадастре и пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре);
- отличие площади земельного участка от площади, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, более чем на десять процентов (пункт 42 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);
- истечение срока действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы (пункт 51 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 9 части 2 статьи 27 Закона о кадастре).
Как следует из материалов дела, Постановлением главы Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 29.10.2015 N 3399 утверждена схема расположения земельного участка площадью 39097 кв. м на кадастровой карте соответствующей территории категории земель: "земли особо охраняемых природных территорий и объектов", с видом разрешенного использования - "ритуальная деятельность".
К заявлению о постановке земельного участка на кадастровый учет заявителем приложены: межевой план, постановление от 29.10.2015, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что соответствует требованиям Закона о кадастре.
Согласно пункту 9 части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено названным законом, за исключением случаев, установленных данным законом.
Пункт 1 части 3 статьи 39 названного закона устанавливает, что согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Согласно протоколу межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 15.10.2015, в состав которой входил уполномоченный представитель Комитета лесного хозяйства Московской области, согласовано предоставление Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области спорного земельного участка площадью 39097 кв. м.
Как следует из материалов дела, на заседании Градостроительного совета Московской области от 20.10.2015 N 39 принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: Московской области, Солнечногорский район, с.п. Кривцовское, д. Меленки с категорией земель - "земли особо охраняемых территорий и объектов" вид разрешенного использования - ритуальная деятельность площадью 39097 кв. м.
Сведений о наличии каких-либо возражений относительно образования спорного земельного участка от Комитета лесного хозяйства Московской области протокол заседания от 20.10.2015, равно как и иные материалы дела, не содержит.
Как указывает заявитель, 27.11.2015 в Территориальное управление Росимущества в Московской области, осуществлявшее право распоряжения землями лесного фонда, направлено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка.
Возражения против согласования местоположения границ представлено не было.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, лесные участки, с которыми, по мнению Комитета лесного хозяйства Московской области, имеется пересечение, на государственный кадастровый учет не поставлены.
Согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, применимой к рассматриваемым отношениям), в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре.
На основании пункта 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
В качестве доказательства отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда Комитет лесного хозяйства представил планшет N 11 лесоустройства 1999 Истринского участкового лесничества (л. д. 139).
Определением суда первой инстанции от 09.08.2017 по делу назначена судебная экспертиза. Перед экспертами поставлены вопросы: определить имеется ли наложение земельного участка площадью 39097 кв. м, адрес: Московской области, Солнечногорский район, сп. Кривцовское, дер. Меленки, кадастровый учет которого приостановлен, с землями лесного фонда, установить площадь и координаты пересечения; как используется участок в границах пересечения; установить причину пересечения границ.
Согласно экспертному заключению за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ лесничества установлено наложение границ выдела N 3 квартала 56 Солнечногорского лесхоза Истринского лесничества. Площадь наложения составляет 3844 кв. м.
Как следует из экспертного заключения, координаты характерных точек границ лесных участков определены картометрическим методом.
В соответствии с частью 13 статьи 22 и частью 13 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90 утверждены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения.
Согласно п. 13 названного приказа от 13.06.2015, при определении местоположения характерных точек, изображенных на карте (плане), величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0005 метра в масштабе карты (плана).
Как указано в самом заключении эксперта, средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек согласно Приказа от 13.06.2015 составляеет не более 5 м.
Вместе с тем, эксперты указывают, что точность определения координат характерных точек по планшету N 11 лесоустройства 1999 года составляет 15,6 м.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выводы экспертизы носят вероятностный характер и не могут достоверно установить или опровергнуть факт, площадь, координаты и причины наложения спорного земельного участка и земель лесного фонда, в связи с чем данное заключение правомерно не было положено судом первой инстанции в основу выводов суда.
В судебном заседании апелляционного суда на вопрос апелляционного суда о необходимости проведения по делу повторной или дополнительной экспертизы представитель Комитета лесного хозяйства положительного ответа не дал.
Ходатайств от лиц, участвующих в деле, о проведении по делу повторной или дополнительной экспертизы, ни в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде заявлено не было.
11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", п. 5 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
- расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
- земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
- земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 69 Закона о регистрации права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Согласно Выписке из реестра объектов муниципальной собственности по состоянию на 04.10.2016 регистрационный номер 3993, муниципальному образованию Солнечногорский муниципальный район на праве собственности принадлежит объект кладбище общей площадью 50000 кв. м.
На основании Решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Кривцовское от 04.02.2010, утвержден Перечень кладбищ, находящихся на территории муниципального образования сельское поселение Кривцовское Солнечногорского муниципального района Московской области, передаваемого безвозмездно в муниципальную собственностью Солнечногорского муниципального района, решено передать на безвозмездной основе имущество, находящееся в муниципальной собственности муниципального образования сельское поселение Кривцовское Солнечногорского муниципального района Московской области, в муниципальную собственность Солнечногорского муниципального района для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации муниципальных услуг согласно утвержденному Перечню.
Согласно утвержденному Перечню, площадь передаваемого объекта по адресу: Московской области, Солнечногорский район, сельское поселение Кривщовское, д Меленки, составляет 5 га (л.д. 31).
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае основаниями для возникновения права собственности являются Решение Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области N 137/14 от 22.03.2010 "Об утверждении перечня имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования сельское поселение Кривцовское Солнечногорского муниципального района Московской области, безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность Солнечногорского муниципального района Московской области для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг", передаточный акт N 1 от 01.04.2010 г., Постановление главы Солнечногорского муниципального района от 12.05.2010 N 1278 "О включении в состав муниципальной казны Солнечногорского муниципального района Московской области имущества, принятого в собственность Солнечногорского муниципального района Московской области от муниципального образования сельское поселение Кривцовское для содержания на территории Солнечногорского муниципального района Московской области межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг", Акт о приеме-передаче здания (сооружения) N 2 от 04.06.2010, Постановление главы Солнечногорского муниципального района от 20.05.2014 N 1016 "О передаче объектов недвижимого имущества кладбищ из муниципальной казны Солнечногорского муниципального района на баланс муниципального унитарного предприятия Солнечногорского муниципального района "Ритуал", Постановление главы Солнечногорского муниципального района от 28.05.2014 N 1152 "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению главы Солнечногорского муниципального района от 20.05.2014 г. N 1016 "О передаче объектов недвижимого имущества кладбищ из муниципальной казны Солнечногорского муниципального района на баланс муниципального унитарного предприятия Солнечногорского муниципального района "Ритуал", Акт о приеме-передаче от 28.05.2014 N 9.
В соответствии с п. 2 статьи 14 названного Закона от 21.12.2004 в случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 29.10.2015 N 3399 утверждена схема расположения земельного участка площадью 39097 кв. м на кадастровой карте соответствующей территории категории земель: "земли особо охраняемых природных территорий и объектов", с видом разрешенного использования - "ритуальная деятельность".
Данный ненормативный акт недействительным не признан, в установленном законом порядке не отменен.
В соответствии со п. 11 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.
В соответствии со п. 12 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Доказательств того, что спорный земельный участок предназначен для использования в иных целях, ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду не представлено. Юридических значимых документов, подтверждающих невозможность использования сформированного земельного участка в заявленных целях, в деле не имеется.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что, несмотря на то, что при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 50000 кв. м, земельный участок сформирован в площади 39097 кв. м., правоустанавливающие документы недействительными не признаны, не отменены, право муниципальной собственности не оспорено. С учетом фактического использования земельного участка, в дело не представлено доказательств возможности формирования земельного участка в заявленных целях в иных границах и конфигурации.
Закон о регистрации, устанавливая особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при образовании объекта недвижимости, предусматривает, что, если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства (пункт 15 статьи 41 Закона о регистрации).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый акт не соответствует положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", нарушает права заявителя, в связи с чем подлежит отмене.
Требование об обязании Управления Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 39097 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, сельское поселение Кривцовское, дер. Меленки, в соответствии с межевым планом от 10.10.2016 по приведенным в межевом плане, представленном в орган регистрации прав координатам, также правомерно удовлетворено судом первой инстанции как надлежащий, необходимый и достаточный способ восстановления права.
Довод апелляционной жалобы о недобросовестности действий заявителя при образовании спорного земельного участка, мотивированный тем, что площадь земельного участка под кладбищем по фактическому пользованию меньше, чем по сведениям межевого плана на 13 826 кв.м. апелляционный суд находит несостоятельным, так как не усматривает признаков недобросовестности действий заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что на спорном земельном участке не может быть образовано кладбище в связи с отсутствием заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы не имеет отношения к рассматриваемому спору с учетом предмета и основания заявления, равно как и довод об отсутствии проекта кладбища.
Иные доводы апелляционной жалобы апелляционным судом также рассмотрены и отклонены, как не влияющие на правильность выводов суда первой инстанции, на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2017 по делу N А41-83979/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.