г. Воронеж |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А08-7554/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Письменного С.И.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шелайкиной Е.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТАВТО": Картамышева О.В. - представитель по доверенности от 01.09.2017;
от Министерства транспорта Архангельской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТАВТО" (ИНН 3123341831, ОГРН 1143123005673) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.11.2017 по делу N А08-7554/2017 (судья Линченко И.В.) по иску Министерства транспорта Архангельской области (ИНН 2901229495, ОГРН 1122901020527) к обществу с ограниченной ответственностью "ВЕСТАВТО" (ИНН 3123341831, ОГРН 1143123005673) о взыскании 81 930 руб. 87 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта Архангельской области (далее - МИНТРАНС АО, истец) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВЕСТАВТО" (далее - ООО "ВЕСТАВТО", ответчик) о взыскании обязательной платы за провоз автомобильным транспортом тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, установленной в качестве компенсации ущерба (вреда), наносимого автомобильным дорогам общего пользования в размере 81 930 руб. 87 коп.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 22.11.2017 исковые требований удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ВЕСТАВТО" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По мнению заявителя жалобы, судом не дана оценка доводам ответчика относительно расхождения в весе транспортного средства, имеющихся в акте взвешивания и в документах на груз и само транспортное средство; относительно нарушения процедуры расчета ущерба, а также отсутствию в деле доказательств о способе и приборе, которыми производились замеры расстояний между осями транспортного средства.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение суда без изменения.
В заседании суда представитель ответчика доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Истец явку представителей в судебное заседание не обеспечил, о слушании дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 12.04.2017 в период введения временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа, автотранспортным средством Скания Р340, государственный регистрационный знак Н038ЕВ/31, принадлежащим ответчику, осуществлен провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования в Архангельской области с нарушением Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), нормативно - правовых актов Российской Федерации, Архангельской области, регламентирующих правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, установивших размер, порядок исчисления обязательной платы, взимаемой с владельцев транспортных средств, в целях компенсации ущерба (вреда), причиняемого автомобильным дорогам перевозкой тяжеловесных грузов.
По факту превышения осевых нагрузок составлен акт от N 201 от 12.04.2017 и произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, взимаемой в целях компенсации ущерба (вреда), наносимого автомобильным дорогам в соответствии с "Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов" (утверждены Постановлением Правительства РФ N 934 от 16.11.2009), Постановлением Правительства Архангельской области от 13.04.2010 N109-пп (вступило в силу 22.05.2010).
Первый экземпляр акта со всеми подписями, печатями и реквизитами для оплаты вручен водителю автотранспортного средства под роспись. О факте выявленного нарушения сообщено в ГИБДД. Согласно истребованным из Управления ГИБДД УМВД России по Белгородской области документам, водитель автотранспортного средства Скания Р340, государственный регистрационный знак Н038ЕВ/31, Коломоец Алексей Андреевич привлечен к административной ответственности по ч. 11 ст. 12.21.1 КоАП РФ за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения.
10.05.2017 истцом в адрес ООО "ВЕСТАВТО" была направлена претензия N 139-ю о наличии задолженности по плате за провоз тяжеловесных грузов, которая последним оставлена без удовлетворения.
Размер задолженности по плате за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения в Архангельской области, образовавшийся в результате нарушения ответчиком правил перевозки тяжеловесных грузов, на 01.08.2017 составил 81 930 руб. 87 коп.
Поскольку ответчик не возместил в добровольном порядке причиненный транспортными средствами вред, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области N 106 -пп от 09.03.2017 ("О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или муниципального значения Архангельской области и Ненецкого АО в 2017 году").
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 272 от 15 апреля 2011 года "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом", тяжеловесным грузом является транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в Приложении N1и N2.
Провоз грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения автотранспортным средством, принадлежащим ответчику, 12.04.2017, осуществлен с превышением установленных ограничений по осевым и (или) полным массам автотранспортных средств, несанкционированно (без специальных разрешений), без внесения платы в счет возмещения ущерба (вреда) за провоз тяжеловесного груза, носящей обязательный характер.
В соответствии со статьей 6 Закона N 257-ФЗ: к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов 11, 13, 14 статьи 11 Закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и порядка определения размера такого вреда, а также установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также установление порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Статьей 12 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В соответствии со статьей 29 Закона N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В Архангельской области отсутствует служба весового контроля, которая осуществляет полномочия по государственному контролю (надзору) на дорогах регионального значения. Полномочиями по государственному контролю (надзору) на дорогах общего пользования регионального значения Архангельской области наделены Ространснадзор и Госавтоинспекция.
В соответствии п. 2.2.2.1.2. Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог. Правительством Архангельской области организацией; обеспечивающей взвешивание транспортных средств, уполномочено ГБУ Архангельской области "Региональная транспортная служба", располагающее соответствующим оборудованием. Взвешивание транспортных средств осуществляется при взаимодействии Госавтоинспекции с ГБУ Архангельской области "РТС", либо УГАДН по Архангельской области и НАО (в отношении международных перевозчиков). Пост весового контроля на 297 км автодороги "Усть - Вага -Ядриха" не является стационарным. Это специально оборудованная площадка, обустроенная для взвешивания транспортных средств, на которой фактически применяются переносные платформы для измерения осевых нагрузок транспортных средств (акт N201 от 12.04.2017). В связи с этим, для принятия сотрудником Госавтоинспекции решения об остановке транспортного средства, не нужны данные, предварительных результатов, с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении, что не противоречит требованиям Приказ Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125. Наличие стационарных динамических весов и предварительных результатов взвешивания, системы видеоконтроля применимо только к стационарным постам весового контроля.
Данная площадка находится в полосе отвода автомобильной дороги и оборудована переходно-скоростной полосой, наружным освещением. Параметры ее и тип покрытия соответствуют требованиям паспортов применяемых средств измерения.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Частью 3 указанной статьи Закона N 257-ФЗ предусматривается, что для получения специального разрешения требуется в том числе: 1) согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 названной статьи; 2) возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, "вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 названной статьи.
Согласно части 8 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 9 названной статьи Закона N 257-ФЗ установлено, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется: Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Во исполнение положений частей 8, 9 Закона N 257-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
На основании пункта 3 настоящих Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Согласно пункту 5 Правил N 934 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Закона N 257-ФЗ, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных - дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
В пункте 6 Правил N 934 приводится формула для расчета размера платы в счет возмещения вреда.
В силу пункта 7 названных Правил общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.
Допустимые массы транспортных средств и допустимые осевые нагрузки транспортных средств утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". Действующим законодательством об автомобильных дорогах предусматривается также возможность установления временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Факт принадлежности автомобиля с государственным регистрационным знаком ответчику подтверждается имеющейся в материалах дела копии свидетельства о государственной регистрации транспортного средства.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств, подтверждающих получение ответчиком в установленном порядке разрешения на провоз тяжеловестного груза, в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств передачи во временное пользование транспортного средства иному лицу.
Факт превышения установленных значений предельно допустимых осевых нагрузок на оси принадлежащего ответчику транспортного средства подтверждается актом N 201. При этом указанный акт подписан водителем Коломоец А.А., который подтвердил обстоятельства, связанные с составлением акта N 201 от 12.04. 2017 и прохождением транспортным средством взвешивания. При прохождении взвешивания было установлено превышение транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось, акт N 201 был им лично подписан, при этом в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении.
Также Коломоец А.А. был привлечен к административной ответственности по ч. 11 ст. 12.21.1 КоАП РФ за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения ( л.д. 58-60).
Таким образом, факт причинения ответчиком, как владельцем транспортного средства, ущерба автомобильным дорогам и размер ущерба подтверждаются материалами дела, в том числе показаниями свидетеля Коломоец А.А.
В силу ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
На основании изложенного, суд области правомерно счел исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Довод ответчика о нарушении процедуры расчета ущерба и использования единиц измерения "килограммы", отклоняется судебной коллегией поскольку расчет размера вреда по акту N 201 от 12.04.2017 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось был произведен в строгом соответствии с Правилами N 934 (Таблица I. Нагрузки на ось ТС (тоннасилы), Таблица II. Превышение предельно допустимых осевых нагрузок на ось ТС (тоннасилы).) Расстояние между осями, было указано в акте N 201, после фактического замера средством измерений операторомтюста весового контроля. Фактический замер осевого расстояния производится с целью, избежать искажений документарных результатов в случае самовольных модернизаций транспортных средств.
Ввиду непредставления контррасчета, позволяющего определить данные в указанных единицах измерения, довод заявителя жалобы судебной коллегией отклоняется.
При этом следует учесть, что указанный акт подписан водителем без замечаний и возражений.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 22.11.2017 по делу N А08-7554/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЕСТАВТО" (ИНН 3123341831, ОГРН 1143123005673) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
С.И. Письменный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.