г. Москва |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А40-107733/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Сазоновой Е.А., |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сасюком Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СпецКоммунПроект"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2017 года по делу N А40-107733/17,
принятое судьей Девицкой Н.Е. (шифр судьи 122-930)
по иску Общества с ограниченной ответственностью
Управляющая компания "СпецКоммунПроект" (ОГРН 5087746439248)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284),
к Федеральному государственному казенному учреждению
"Специальное территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035006114208),
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика 1: Гуляев П.В. по доверенности от 17.10.2017;
от ответчика 2: Горохова Е.В. по доверенности от 09.01.2018.
УСТАНОВИЛ:
ООО УК "СпецКоммунПроект" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, задолженности за коммунальные услуги в сумме 1 966 228 руб. 74 коп., пени в сумме 503 961 руб. 40 коп..
Решением суда от 17.10.2017 года в удовлетворении заявленных требований ООО УК "СпецКоммунПроект" отказано.
ООО УК "СпецКоммунПроект" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на наличие оснований, предусмотренных положениями ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта.
ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России представили письменные отзывы, в котором считают доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя истца, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п.1 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО УК "СпецКоммунПроект" является управляющей организацией, осуществляет функции по управлению, обслуживанию и эксплуатации, а также предоставлению коммунальных услуг в многоквартирных жилых домах по адресам: Московская область, г.Подольск, ул. Академика Доллежаля, дом 2 корп. 1, 2, дом 4, дом 6, дом 7 корп. 1, дом 8, дом 15, дом 29. дом 31, дом 42; бульвар 65-летия Победы, дом 9; ул. Генерала Варенникова, дом 4, ул. Генерала Стрельбицкого, дом 9, в которых расположены принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации на праве собственности жилые (нежилые) помещения, оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в домах.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 31.05.2017 года по делу N А40-241723/2016 года установлено, что в период с ноября 2015 года по август 2016 года спорные жилые (нежилые) помещения, расположенные по адресу: г. Подольск ул. Академика Доллежаля, дом 2 корп. 1, 2, дом 4, дом 6, дом 7 корп. 1, дом 8, дом 15, дом 29, дом 31, дом 42; бульвар 65-летия Победы, дом 9; ул. Генерала Варенникова, дом 4, ул. Генерала Стрельбицкого, дом 9, находились на праве оперативного управления ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, что было подтверждено в рамках дела N А40-241823/2016 выписками из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости представленными в материалы дела.
По утверждению истца ответчик имеет задолженность по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений за период с 01.11.2015 года по август 2016 года в сумме 1 966 228 руб.74 коп., которая рассчитана согласно площади ответчика, в соответствии с утвержденными тарифами и заключенными истцом договорами.
Признавая требования истца необоснованными суд первой инстанции сослался на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы по делу А40-241723/16 от 31.05.2017 года, которым в пользу ОАО "УК "СпецКоммунПроект" с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации уже взыскана задолженность за оказанные управляющей организацией в спорный период услуги в сумме 8 950 516 руб.76 коп., а также неустойка в сумме 2 109 144 руб.12 коп..
Между тем выводы суда первой инстанции сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорная задолженность в полном объеме взыскана в рамках дела N А40-241723/2016 противоречит материалам дела. Отыскиваемая в настоящем деле задолженность по оплате коммунальных услуг представляет собой задолженность по оплате коммунальных ресурсов (электроэнергия, холодная вода, подогрев холодной воды - горячая вода), потребленных при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах, относящихся к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации. В деле N А40-241723/2016 с ответчиков взыскана плата за содержание и ремонт жилых и нежилых помещений, а также за услуги отопления.
Согласно части 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом;
2) плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
3) плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
4) взнос на капитальный ремонт;
5) плату за коммунальные услуги, потребленные при использовании и содержании помещения, принадлежащего собственнику.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Исходя из п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Факт оказания услуг в полном объеме подтвержден документально, доказательств, опровергающих расчет истца, ответчиками не представлено, контррасчет в материалах дела отсутствует.
Составление корректировочных счетов-фактур прямо предусмотрено частью 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 года N 402-ФЗ, в редакции от 18.07.2017 года "О бухгалтерском учете". Порядок составления корректировочных счетов-фактур урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 года N 1137, в редакции от 19.08.2017 года "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Отсутствие в заключенном сторонами договоре N 23 от 01.11.2015 года условий, предусматривающих составление корректировочных счетов-фактур, не может лишать истца права требовать взыскания с ответчиков стоимости фактически оказанных коммунальных услуг.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, при этом, односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не допускаются.
Как установлено нормами пункта 14 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Расчет пени проверен судом апелляционной инстанции, является правильным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела, и требованиям действующего законодательства. Оснований для применения положений ст.333 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или
В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, обязательства по содержанию спорных жилых (нежилых) помещений, должно нести ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, у которого данные объекты в рассматриваемый период находились в оперативном управлении. Субсидиарную ответственность несет собственник имущества - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.10.2017 г. по делу N А40-107733/17 отменить.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" (ОГРН 1035006114208), а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СпецКоммунПроект" (ОГРН 5087746439248) задолженность по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме в сумме 1 966 228 (один миллион девятьсот шестьдесят шесть тысяч двести двадцать восемь) руб. 74 коп., пени в сумме 503 961 (пятьсот три тысячи девятьсот шестьдесят один) руб. 40 коп., расходы по оплате государственной пошлины по иску в сумме 19 407 (девятнадцать тысяч четыреста семь) руб. и по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб..
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.