г. Владимир |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А11-2196/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Логиновой О.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мухиной Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Владимирской области на определение Арбитражного суда Владимирской области от 13.11.2017 по делу N А11-2196/2017, принятое судьей Хитевой А.Н. по заявлению публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053303600019, ИНН 3328103299) о процессуальном правопреемстве по делу N А11-2196/2017, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Владимирской области,
в судебном заседании приняли участие представители:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - не явился, извещен;
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области - не явился, извещен;
от Управления Федерального казначейства по Владимирской области - Вдовина С.А. по доверенности от 29.05.2017 N 28-17-32/34 (сроком до 29.05.2020),
установил:
публичное акционерное общество "Владимирская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Владимирская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о замене Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области (ответчик, УФМС по Владимирской области) на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области (далее - УМВД России по Владимирской области).
Определением арбитражного суда от 09.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Владимирской области.
Определением от 13.11.2017 Арбитражный суд Владимирской области произвел замену ответчика - Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области на его правопреемника - Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области.
Не согласившись с принятым судебным актом, УМВД России по Владимирской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого определения, заявители считают необоснованной ссылку суда первой инстанции на приказ МВД РФ от 27.04.2011 N 278.
Заявитель жалобы отметил, что территориальные органы внутренних дел Российской Федерации несмотря на то, что входят в систему МВД России, в то же время каждый из них является самостоятельным юридическим лицом и выступает истцом и ответчиком в суде только от своего имени и в своих интересах.
Указывают на то, что суд первой инстанции не принял во внимание подпункт "б" пункта 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", согласно которому функции и полномочия упраздняемой ФМС по Владимирской области передаются Министерству внутренних дел Российской Федерации, в том числе и по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.
Полагает, что правоспособность юридического лица согласно части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. Между тем, 21 сентября 2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации УФМС по Владимирской области, однако УМВД России по Владимирской области не было указано правопреемником. Считает, что УМВД России по Владимирской области не может являться правопреемником УФМС по Владимирской области.
Ходатайством от 07.02.2018 УМВД России по Владимирской области просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
В отзыве на апелляционную жалобу от 07.02.2018 истец указал на законность и обоснованность принятого по делу определения, просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Представитель УФК по Владимирской области возразил против доводов апелляционной жалобы.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и ответчика, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу определения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 15.05.2017 по делу N А11-2196/2017 с УФМС по Владимирской области в пользу публичного акционерного общества "Владимирская энергосбытовая компания" взысканы пени в сумме 1046 руб. 31 коп., расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб. Производство по делу в части взыскания пеней в сумме 193 руб. 65 коп. прекращено.
Взыскателю выдан исполнительный лист от 06.06.2017 серии ФС N 015101704.
Из положений статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с одним и тем же материальным правоотношением.
Замена выбывшей стороны ее правопреемником в арбитражном судебном процессе возможна в том случае, если правопреемство произошло в материальном правоотношении, что должно быть подтверждено в соответствии с требованиями статей 65, 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимыми и допустимыми доказательствами.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ N 156) установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (подпункт "б"). Правительству Российской Федерации поручено перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с Указом (подпункт "б" пункта 6 Указа N 156), а Министерству внутренних дел Российской Федерации - обеспечить непрерывность осуществления передаваемых ему функций и полномочий, включая ведение дел об административных правонарушениях, упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (подпункт "а" пункта 7 Указа N 156).
В соответствии с пунктом 5 Указа N 156 предписано завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с его реализацией, до 01.06.2016.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 2896-р продлен срок завершения ликвидационных мероприятий до 01.07.2017.
УМВД России по Владимирской области входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации.
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (пункты 13 и 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699).
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
В силу пункта 2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (далее - Типовое положение), также утвержденного вышеназванным Приказом, установлено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы).
Территориальные органы входят в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняются МВД России (пункт 3 Типового положения).
Согласно пункту 5 Типового положения, территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне (далее - подчиненные органы), а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов (далее - подчиненные организации).
Согласно положениям пункта 22 Типового положения Территориальный орган является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; выступает истцом и ответчиком в суде.
В связи с изложенным УФМС по Владимирской области является упраздненным государственным органом, правопреемником которого является УМВД России по Владимирской области.
Ссылка заявителя на непринятие во внимание судом первой инстанции подпункта "б" пункта 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" отклоняется судом апелляционной инстанции.
Письмом от 14.06.2017 N 1/7025 об оказании максимального содействия ликвидационным комиссиям территориальных органов ФМС России и ФСКН России, заместитель министра Министерства внутренних дел Российской Федерации обращает внимание руководителей территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне на подпункт "б" пункта 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", согласно которому МВД РФ, в том числе территориальный орган МВД РФ, является правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения решения.
Кроме того, УФМС по Владимирской области 21.09.2017 прекратило деятельность связи с ликвидацией юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что УФМС по Владимирской области подлежит замене в рамках процессуального правопреемства на УМВД России по Владимирской области.
Доводы заявителя основаны на неверном толковании нормативно-правовых актов, регламентирующих передачу функций, и отклоняются судом апелляционной инстанции.
В связи с изложенным оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлиной при обжаловании данного определения не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Владимирской области от 13.11.2017 по делу N А11-2196/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел России по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший определение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
О.А. Логинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.