г. Киров |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А28-5149/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Момотовой Я.Е., действующей на основании доверенности от 28.10.2016,
представителя ответчика Министерства финансов Кировской области Кузьминых М.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 (до перерыва),
представителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области Чернобровкиной О.Н., действующей на основании доверенности от 23.11.2017 N 11 (до перерыва),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ОГРН 1034316517839, ИНН 4345000249)
на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.11.2017 по делу N А28-5149/2017, принятое судом в составе судьи Шилоносовой В.А.
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ОГРН 1034316517839; ИНН 4345000249)
к Кировской области в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ОГРН 1154350003257, ИНН 4345422106) и Министерства финансов Кировской области (ОГРН 1034316505497, ИНН 4347015963),
с участием в деле третьих лиц: муниципального образования "Город Киров" в лице администрации города Кирова (ОГРН 1024301340238, ИНН 4348005534), Региональной службы по тарифам Кировской области (ОГРН 1024301340238; ИНН 4348005534), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (ОГРН 1084345135478, ИНН 4345239742)
о взыскании 501 313 рублей 82 копеек,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - истец, Предприятие, заявитель) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 196 112 рублей субсидии на возмещение части неполученных доходов в связи с предоставлением в период с октября по декабрь 2015 года коммунальной услуги по отоплению потребителям, проживающим в доме N 12 по ул. Советский тракт (г. Киров), при размере подлежащей внесению платы граждан за коммунальную услугу, приведенном в соответствие с утвержденными стандартами уровня платежей населения, проживающего на территории муниципального образования "Город Киров".
Определениями от 16.05.2017, от 08.06.2017, от 20.09.2017 Арбитражный суд Кировской области привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Кировской области, муниципальное образование "Город Киров" в лице администрации города Кирова (далее - Администрация), Региональную службу по тарифам Кировской области (далее - РСТ Кировской области), общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ленинского района города Кирова" (далее - ООО "УК Ленинского района города Кирова").
По ходатайству истца Арбитражный суд Кировской области протокольным определением от 28.08.2017 произвел замену ответчика на Кировскую область в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и Министерства финансов Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 05.10.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Предприятие с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что применение мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь. По утверждению истца, так как договор теплоснабжения был заключен между ООО "УК Ленинского района города Кирова" только 01.03.2016, истец не мог представить данный договор к пакету документов, предусмотренных постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146, заявить о предоставлении субсидии за период с октября по декабрь 2015 года истец не имел возможности. Также Предприятие ссылается на непринятие ООО "УК Ленинского района города Кирова" счетов за тепловую энергию по тарифу, утвержденному РСТ Кировской области.
Министерство финансов Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу от 19.01.2018 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, полагает, что основания для привлечения Кировской области к деликтной ответственности вследствие бездействия самого истца отсутствуют, указывает, что у истца была возможность получения субсидии за октябрь-декабрь 2015 года в установленном порядке. Полагает, что, учитывая выделение Кировской областью в рассматриваемом периоде достаточных бюджетных средств для возмещения потерь ресурсоснабжающих организаций, возникающих в связи с межтарифной разницей, а также заявительный характер предоставления субсидий, убытки, понесенные истцом, обусловлены исключительно грубой неосторожностью самого потерпевшего, своевременно не внесшего изменения в перечень домов, по которым он предоставляет услуги теплоснабжения, не представившего дополнительные ежемесячные расчеты ответчику.
Министерство строительства Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу также просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, указывает, что предоставление субсидий осуществлялось в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146. В 2015 году между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и Предприятием было заключено соглашение о предоставлении субсидий, в соответствии с которым Предприятие предоставляло ежемесячные расчеты субсидий, которые были выплачены истцу в полном объеме за период с октября по декабрь 2015 года. В конце декабря 2015 года Предприятием были направлены в Министерство уточненный ожидаемый расчет субсидий, в котором был представлен дополнительно объем субсидий по отоплению от котельной в сл. Талица 1-2 этажных домов до 1999 года постройки, копия постановления администрации города Кирова от 24.12.2015 N 4705-п, а также перечень потребителей коммунальных услуг, предоставление которым осуществляет Предприятие, согласованный с администрацией города Кирова, в котором пунктом 4 дополнительно был включен МКД по адресу г. Киров, сл. Талица, д. 30. МКД по адресу г. Киров Советский тракт, 12 в данном перечне отсутствовал. Таким образом, ответчик полагает, что убытки, понесенные Предприятием, обусловлены исключительно грубой неосторожностью истца.
Администрация города Кирова в мнении на апелляционную жалобу от 05.02.2018 полагает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, так как Предприятию необоснованно отказано в предоставлении субсидии по компенсации выпадающих доходов за оказание услуг теплоснабжения гражданам, проживающим в спорном жилом доме.
РСТ Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Также РСТ Кировской области заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителя.
Также в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, в котором содержится ходатайство о замене Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области на Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в связи с передачей последнему полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.
В соответствии с положениями статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В связи с тем, что на момент рассмотрения дела Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с соответствующим Положением осуществляло полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, судом первой инстанции указанное министерство было привлечено к участию в деле в качестве уполномоченного органа ответчика - Кировской области, наряду с Министерством финансов Кировской области.
При этом, как указано в ходатайстве о процессуальном правопреемстве, а также следует из приложенных к нему документов, 22.11.2017 во исполнение Указа Губернатора Кировской области от 20.10.2017 N 26 "О структуре органов исполнительной власти Кировской области" министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области переименовано в министерство строительства Кировской области, а министерство промышленности и энергетики Кировской области - в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области. Полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства переданы в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в соответствии с пунктом 3.1.6.10 Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 21.11.2017 N 67-П.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (ОГРН 1154350003257) было переименовано в Министерство строительства Кировской области, вместе с тем, какой-либо реорганизации указанного министерства, с наличием чего процессуальное законодательство связывает возможность замены стороны на правопреемника, не производилось; министерство, выступавшее от имени Кировской области, продолжает действовать.
В силу полномочий, предусмотренных положениями статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность вынесения судебного акта на момент его принятия.
Из представленных документов следует, что передача полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области была осуществлена после вынесения решения по делу.
В силу пункта 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Соответственно, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции невозможна замена министерства, представляющего интересы Кировской области, ввиду чего, суд апелляционной инстанции продолжил рассмотрение дела с имеющимся составом лиц, приняв во внимание данные о переименовании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области в Министерство строительства Кировской области применительно к положениям статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного заседания представители истца и ответчика поддержали заявленные в процессуальных документах доводы.
В судебном заседании 05.02.2018 объявлялся перерыв до 12.02.2018, затем перерыв в течение дня (до 16 часов) 12.02.2018.
После перерыва представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, письмом от 07.09.2015 N 8267-04-01, направленным в адрес Предприятия, Администрация города Кирова поручило предприятию провести работу по устройству альтернативного теплоснабжения данного дома, установив в нем электрически котлы для выработки тепловой энергии для нужд отопления в связи с отказом собственника котельной ИП Коковихина от теплоснабжения многоквартирного жилого дома N 12 по Советскому тракту города Кирова (далее также - спорный жилой дом) (т. 1 л.д. 67).
В соответствии с представленными документами, а именно договором подряда от 29.09.2015 на монтаж котлов (т. 1 л.д. 69-71), справкой по форме КС-3, актом о приемке выполненных работ (т. 2 л.д. 20-26) спорный жилой дом в целях отопления был оборудован электрокотлом.
По окончании выполнения работ Предприятие 02.10.2015 осуществляло подачу тепловой энергии в многоквартирный жилой дом N 12 по ул. Советский тракт г. Кирова, что подтверждается составленным истцом с участием ООО "УК Ленинского района г. Кирова" актом на запуск теплоносителя для нужд отопления объекта теплоснабжения от 02.10.2015 (т. 2 л.д. 28).
Решением Правления РСТ Кировской области от 27.11.2015 N 45/119-тэ-2016 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Предприятия (г. Киров, Советский тракт, 12), действующие с 27.11.2015 по 31.12.2018 (т. 1 л.д. 36-37). Для потребителей Предприятия по указанному адресу категории "Население" с 27.11.2015 по 31.12.2015 установлен тариф 7 873,90 руб./Гкал.
С учетом начала осуществления регулируемого вида деятельности с 02.10.2015 письмом от 08.12.2015 Предприятие обратилось в РСТ Кировской области с просьбой дать разъяснение о сроках применения утвержденного тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям Предприятия, в том числе по адресу: г. Киров, Советский тракт, 12 (т. 1 л.д. 38).
Рассмотрев обращение истца, РСТ Кировской области в письме от 18.12.2015 N 5761-66-01-09 сообщило заявителю, что действующее законодательство не регулирует вопрос о том, какие тарифы подлежат применению с начала осуществления регулируемой деятельности до момента установления тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение; вместе с тем, учитывая, что величины тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение для потребителей Предприятия рассчитана исходя из годовых финансовых показателей деятельности с учетом параметров социально-экономического развития Российской Федерации, РСТ Кировской области считает ее экономически обоснованной ценой поставки тепловой энергии с начала осуществления регулируемой деятельности (т. 1 л.д. 39).
Постановлением администрации города Кирова от 24.12.2015 N 4705-п в стандарт уровня платежей населения, проживающего на территории муниципального образования "Город Киров", за коммунальные услуги с 01.07.2015 внесены изменения: в таблицу N 1 "Теплоснабжение" внесены строки 20.3, 20.4, 20.5, которыми установлен стандарт уровня платежей населения - 17,28 % и плата за отопление для населения с учетом стандарта - 1360 рублей 63 копейки/Гкал (т. 1 л.д. 40).
Между Предприятием (теплоснабжающая организация) и ООО "УК Ленинского района города Кирова" (потребитель) в редакции протокола разногласий (т. 1 л.д. 51) заключен договор теплоснабжения от 01.03.2016 N 16-45 в отношении спорного жилого дома, в соответствии с пунктом 1.1 которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю тепловую энергию (мощность) и теплоноситель (совместно именуемые энергетические ресурсы), а потребитель обязуется принимать и оплачивать поставляемые энергетические ресурсы, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления.
Потребитель является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов, указанных в приложении N 3 к договору, и приобретает тепловую энергию по договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальной услуги отопления (пункт 1.2 договора).
Пунктом 4.6 договора установлено, что стоимость тепловой энергии (мощности), теплоносителя определяется исходя из тарифов, установленных органами регулирования.
Согласно пункту 7.1 договора он вступает в силу с момента подписания сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2016, и действует по 31.12.2016 включительно.
31.03.2016 ООО "УК Ленинского района города Кирова" и Предприятием заключено дополнительное соглашение к договору (т. 1 л.д. 52), которым пункт 4.6 договора изложен в следующей редакции: "Расчет размера платы за коммунальный ресурс (тепловую энергию) осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам, в соответствии со стандартом уровня платежей граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением органа местного самоуправления г. Кирова. В случае изменения тарифа новый тариф действует с момента вступления в силу постановления органа местного самоуправления г. Кирова".
Также договор дополнен пунктом 4.6.1 следующего содержания: "По настоящему договору субсидии на возмещение части неполученных доходов в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Киров, ул. Советский тракт, д. 12, получает теплоснабжающая организация в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146.
Пункт 7.1 договора изложен в следующей редакции: "Договор вступает в силу с момента подписания сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 07.10.2015, и действует по 31.12.2016 включительно".
На 2015 год для целей получения субсидий для возмещения части недополученных доходов Министерством и Предприятием в редакции дополнительного соглашения от 21.08.2015 N 2 заключено соглашение о предоставлении субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами от 13.03.2015 N 15/в (далее - Соглашение).
Пунктом 1.2 Соглашения определено, что субсидия предоставляется ежемесячно, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 (далее - Порядок предоставления субсидий), с учетом расчетов, предоставляемых Предприятием в Министерство.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Соглашения Предприятие ежемесячно, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Департамент расчет субсидии с нарастающим итогом по утвержденной Департаментом форме.
Пунктом 2.1.1.-1 определено, что организация, предоставляющая коммунальные ресурсы исполнителям коммунальных услуг, кроме документов, указанных в пункте 2.1.1 Соглашения, ежемесячно представляет в Департамент:
- копию счета, подтверждающего фактический отпуск и тариф коммунального ресурса;
- справочную информацию, подтверждающую объем отпущенных коммунальных услуг населению (по видам коммунальных услуг), согласованную с исполнителем коммунальных услуг.
Для получения субсидии по итогам работы за декабрь представляет в Департамент в срок до 15 февраля следующего финансового года документы, указанные в пункте 2.1.1, 2.1.1.-1 Соглашения (пункт 2.1.2 Соглашения).
Согласно пункту 3.1 Соглашения субсидии предоставляются Предприятию в соответствии с Порядком предоставления субсидий при следующих условиях:
в пределах объемов финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующие цели в 2015 году;
при наличии нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами на соответствующий финансовый год;
включении организации в перечень ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг, имеющих право на предоставление субсидии, утвержденный распоряжением Министерства;
при наличии расчета субсидии, составленного по утвержденной Министерством форме;
при наличии соглашения, заключенного в соответствии с пунктом 3.5 Порядка предоставления субсидий.
Для оплаты поставленной в октябре-декабре 2015 года тепловой энергии потребителям Предприятия по адресу: г. Киров, ул. Советский тракт, д. 12 истец выставил счета-фактуры от 30.11.2015 N 260, от 31.12.2015 N 2800, применив для расчета ее стоимости тариф 7 873 рубля 77 копеек/Гкал.
Акты поданной-принятой тепловой энергии за указанный период были подписаны ООО "УК Ленинского района города Кирова" с разногласиями на сумму, составляющую разницу между тарифом 7 873 рубля 77 копеек/Гкал и тарифом, рассчитанным в соответствии со стандартом уровня платежей граждан за коммунальные услуги (т. 1 л.д. 106-108, 137-138).
Впоследствии истец выставил ООО "УК Ленинского района города Кирова" корректировочные счета-фактуры от 31.03.2016 N К00000000005, от 31.03.2016 N К00000000006 по тарифу 1 360 рублей 63 копейки/Гкал.
Предприятие направило в адрес Министерства претензию от 11.08.2016 с просьбой возместить убытки в сумме 501 313 рублей 82 копейки, приложив к претензии свод расчета субсидий и ежемесячный расчет субсидий на возмещение части неполученных доходов за октябрь-декабрь 2015 года (т. 1 л.д. 139-140).
В ответе на претензию от 24.10.2016 N 3456-56-02-01 (т. 1 л.д. 147-149) Министерство указало, что в представленном истцом перечне потребителей коммунальных услуг по теплоснабжению, предоставление которым осуществляет Предприятие, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Киров, ул. Советский тракт, д. 12, отсутствует; названный перечень не был дополнен указанным многоквартирным домом и в течение срока действия Соглашения. Для получения субсидий за октябрь-декабрь 2015 года по указанному многоквартирному дому Предприятие в соответствии с пунктом 3.6 Порядка предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 могло обратиться с ежемесячными (дополнительными) расчетами до 15.12.2015, однако с указанными расчетами на предоставление субсидий Предприятие не обращалось ни в рамках действия Соглашения, ни в последующий год.
Также Предприятие направило в адрес Министерства финансов Кировской области письмо от 25.11.2016 с просьбой компенсировать затраты, понесенные истцом в результате разницы между тарифами на тепловую энергию и коммунальные услуги для граждан в размере 501 313 рублей 82 копейки (т. 1 л.д. 141-142).
Письмом от 27.12.2016 N 4420-53-08-07/ (т. 1 л.д. 143) Министерство финансов Кировской области сообщило Предприятию об отсутствии оснований для компенсации указанных затрат, указав, что прием и проверку документов для перечисления субсидии, а также непосредственное перечисление субсидий осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, а также отметив, что по состоянию на декабрь 2014 года тарифа на тепловую энергию для потребителей, проживающих в доме N 12 по ул. Советский тракт г. Кирова, установлено не было, а значит отсутствует сопоставимость набора услуг и, следовательно, необходимость приведения платы граждан за тепловую энергию и установления стандартов уровня платежей граждан за тепловую энергию.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что убытки, понесенные истцом, обусловлены исключительно грубой неосторожностью самого потерпевшего, своевременно не внесшего изменения в перечень домов, по которым он предоставляет услуги теплоснабжения, не представившего дополнительные ежемесячные расчеты ответчику.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу названной нормы права лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда и размер понесенных убытков, виновность причинителя вреда, а также наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и незаконными действиями (бездействием) лица, по вине которого эти убытки возникли.
В силу статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации или казны муниципального образования.
Между тем, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия полагает, что наличие таких элементов как незаконность действий (бездействия) ответчика, а также причинно-следственная связь между возникшими убытками и действиями (бездействием) ответчика в рассматриваемом случае не находит своего подтверждения.
В силу статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии отнесены к естественно-монопольным видам деятельности, подлежащим государственному ценовому регулированию, осуществляемому посредством установления цен (тарифов).
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципом обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Вместе с тем, согласно частям 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Администрацией города Кирова принято постановление от 24.12.2015 N 4705-п, которым с 01.07.2015 внесены изменения в стандарт платежей, утвержденный постановлением администрации города Кирова от 02.03.2015 N 762-п, в том числе впервые установлен стандарт платежей за отопление по адресу: г. Киров, ул. Советский тракт, 12 - 1360 рублей 63 копейки/Гкал, составляющий 17,28 % от экономически обоснованного тарифа Предприятия (7 873,90 руб./Гкал).
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Согласно пункту 2 Постановления N 87 при рассмотрении дел о взыскании ресурсоснабжающими организациями возмещения потерь, вызванных межтарифной разницей, судам следует учитывать, что в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан представить расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу. Ответчик - соответствующее публично-правовое образование - вправе возражать против представленного расчета, ссылаясь в том числе на то, что при установлении тарифа в размере ниже экономически обоснованного были приняты или предусмотрены меры, направленные на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации иным способом (выделение субсидий, инвестиционная политика и т.п.).
Из анализа приведенных норм и правовых позиций следует, что при нормативно-правовом регулировании, связанном с использованием механизма приведения платы граждан в соответствии с предельными индексами, публично-правовым образованием должны быть установлены три обязательных элемента: размер экономически обоснованного тарифа; размер тарифа установленного для населения с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги; порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации, который предполагает обязательное определение состава, объема и получателя бюджетных ассигнований.
В случае, если указанные элементы, позволяющие установить наличие межтарифной разницы (выпадающих доходов) имеются, правоотношения сторон подлежат разрешению с применением норм бюджетного законодательства Российской Федерации.
В качестве мер, направленных на компенсацию потерь ресурсоснабжающей организации, Постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 N 144/146 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг в связи с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами, пунктом 1.3 которого предусмотрено, что целью предоставления субсидий является возмещение части недополученных доходов ресурсоснабжающим, управляющим организациям и иным исполнителям коммунальных услуг, связанных с пересмотром размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами.
Также материалами дела подтверждается, что на 2015 года в бюджет Кировской области были заложены денежные средства, достаточные для реализации Порядка N 144/146.
В части остальных элементов - экономически обоснованный тариф для Предприятия по спорному жилому дому был установлен решением Правления РСТ Кировской области от 27.11.2015 N 45/119-тэ-2016, стандарт платежей граждан - постановлением администрации города Кирова от 24.12.2015 N 4705-п, датой начала осуществления деятельности по теплоснабжению, влекущей возникновение выпадающих доходов, является 02.10.2015.
По состоянию на 24.12.2015 N 4705-п между Министерством и Предприятием имелось действующее соглашение от 13.03.2015, позволяющее на основании утвержденного Порядка N 144/146 получить соответствующие субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с наличием межтарифной разницы.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация, обладающая в силу части 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации статусом участника бюджетного процесса, для которой нормативным актом регулирующего органа установлены все условия получения бюджетных ассигнований, вправе обратиться за мерами гражданско-правовой защиты, направленными на восполнение экономических потерь, только в том случае, если публично-правовое образование не исполнило надлежащим образом принятые расходные обязательства.
Судебная коллегия отмечает, что объективно, с учетом наличия с 24.12.2015 (даты принятия стандартов платежей) необходимых условий для получения субсидий, принимая во внимание, что условиями Соглашения (пункт 2.1.2) для получения субсидии по итогам работы за декабрь документы могут быть предоставлены до 15 февраля следующего финансового года, у Предприятия имелась возможность в установленном порядке направить в адрес ответчика документы, необходимые для компенсации выпадающих доходов от межтарифной разницы.
Из материалов дела следует, что заявитель направил в Министерство ежемесячный расчет субсидий за октябрь-декабрь 2015 года за пределами сроков, установленных пунктом 3.6 Порядка предоставления субсидий - в августе 2016 года в форме направления претензии.
Доводы заявителя о том, что соответствующие документы не были предоставлены в установленный срок в связи с неурегулированием отношений с управляющей компанией, не могут быть приняты во внимание в силу следующих обстоятельств.
Пунктом 2.2 Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, претендующие на получение субсидии, должны выполнять следующие условия:
наличие у ресурсоснабжающих, управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг заключенных в соответствии с действующим законодательством договоров с населением и (или) с исполнителями коммунальных услуг на предоставление коммунальных услуг населению, действующих на момент подачи документов на предоставление субсидий и (или) документов, подтверждающих фактическое предоставление коммунальных услуг (ресурсов);
предоставление коммунальных услуг (ресурсов) по тарифам, установленным с учетом пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3.6 Порядка предоставления субсидий для получения субсидии ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг ежемесячно, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство строительства и ЖКХ:
расчет субсидии с нарастающим итогом по утвержденной министерством строительства и ЖКХ форме;
справочную информацию, подтверждающую объем отпущенной на индивидуальное потребление и общедомовые нужды коммунальной услуги по каждому многоквартирному дому, по утвержденной министерством строительства и ЖКХ форме;
копию счета ресурсоснабжающей организации, подтверждающего фактический отпуск коммунального ресурса (для управляющих организаций и иных исполнителей коммунальных услуг).
Последний срок представления документов, предусмотренных абзацами со второго по четвертый настоящего пункта, - 15 декабря текущего года.
Для получения субсидии по итогам работы за декабрь ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг представляют в министерство строительства и ЖКХ в срок до 15 февраля следующего финансового года документы, указанные в абзацах со второго по четвертый пункта 3.6 настоящего Порядка.
Таким образом, абзацем 2 пункта 2.2. Порядка напрямую предусмотрено, что помимо непосредственно договоров, право на получение субсидий может подтверждаться иными документами, подтверждающими фактическое предоставление коммунальных ресурсов (услуг); пункт 3.6 Порядка также не связывает право на получение субсидии с предоставлением договора на поставку коммунального ресурса.
Из представленных в материалы дела документов и пояснений истца следует, что 26.01.2016 в адрес Предприятия управляющей компанией были возвращены подписанные с разногласиями в части применяемого тарифа акты поданной-принятой тепловой энергии за период с октября по декабрь 2015 года (т. 1 л.д. 137-138, пояснения - т. 1 л.д. 16), 03.02.2016 - счета-фактуры со внесенными корректировками (т. 2 л.д. 58-62).
Таким образом, Предприятию было известно о несогласии управляющей компании производить расчет за поставленный ресурс без учета стандарта платежей.
При этом судебная коллегия отмечает, что у истца в принципе отсутствовали основания для выставления управляющей компании стоимости потребленного ресурса по экономически обоснованному тарифу без учета стандарта платежей при отсутствии согласия управляющей компании выступать получателем субсидии в размере межтарифной разницы. Нормативными правовыми актами, действующими в рассматриваемой сфере, не предусмотрена обязанность управляющей компании выступать получателем субсидий при возникновении межтарифной разницы, напротив, обязательства управляющей компании по общему правилу определяются объемом обязательств собственников и нанимателей помещений, в отношении которых обязательным является применение стандартов платежей, утвержденных органом местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 приложения к Порядку предоставления субсидий ресурсоснабжающие, управляющие организации и иные исполнители коммунальных услуг, являющиеся получателями субсидии за декабрь года, предшествующего соответствующему финансовому году, и сохранившие право на получение субсидии с января соответствующего финансового года, представляют следующие документы:
заверенные организацией копии заключенных в соответствии с действующим законодательством договоров ресурсоснабжения, договоров на предоставление коммунальных услуг населению, действующих на момент подачи заявки, или иных документов, подтверждающих наличие договорных отношений по предоставлению коммунальных услуг (ресурсов) (перечень потребителей коммунальных услуг, согласованный с органом местного самоуправления) (для ресурсоснабжающих организаций);
заверенную организацией копию заключенного в соответствии с действующим законодательством договора управления или иных документов, подтверждающих наличие договорных отношений с потребителями коммунальных услуг (перечень договоров управления, согласованный с органом местного самоуправления) (для управляющих организаций);
заверенную организацией копию тарифного решения, принятого региональной службой по тарифам Кировской области, об установлении тарифа для ресурсоснабжающей организации;
заверенную органом местного самоуправления копию нормативного правового акта органа местного самоуправления о пересмотре размера подлежащей внесению платы граждан за коммунальные услуги при приведении в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами;
ожидаемый расчет субсидии на текущий год согласно утвержденной министерством строительства и ЖКХ форме.
Таким образом, приложением к Порядку предоставления субсидий предусмотрено право ресурсоснабжающей организации представить в адрес Министерства для целей подтверждения права на получение субсидий перечень потребителей коммунальных услуг, согласованный с органом местного самоуправления).
В представленных истцом в Министерство перечнях потребителей коммунальных услуг за 2015 год, согласованных с органом местного самоуправления (т. 1 л.д. 88, 146), в том числе в перечне, поданном в декабре 2015 года, когда Предприятие уже осуществляло подачу ресурса в спорной жилой дом, указанный дом заявителем не указывался.
Принимая во внимание все изложенные обстоятельства, доводы заявителя о наличии у последнего объективных препятствий для своевременного обращения в Министерство для получения субсидии, не нашли своего подтверждения материалами дела.
Пунктом 3.7-1 Порядка предоставления субсидий в качестве основания для отказа в предоставлении субсидий является нарушение сроков представления документов, предусмотренных пунктом 3.6 Порядка.
При разрешении вопроса о необходимости соблюдения указанных сроков необходимо учитывать общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение Министерства как субъекта бюджетных правоотношений, осуществляющего выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств осуществляется с начала очередного финансового года либо в текущем финансовом году (пункт 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворение требований ресурсоснабжающей организации о взыскании межтарифной разницы, основанных исключительно на самом факте ее наличия, в обход принятого публично-правовым образованием порядка ее компенсации, повлечет вмешательство в сферу распределения бюджетных средств и компетенцию участников бюджетного процесса, обеспечивающих исполнение закона о бюджете на соответствующий финансовый год, что не может быть признано обоснованным.
В силу положений пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
В рассматриваемом случае убытки, возникшие у истца при осуществлении регулируемой деятельности, возникли исключительно в результате бездействия самого истца и не находятся в причинно-следственной связи с действиями (бездействием) ответчика, ввиду чего оснований для удовлетворения исковых требований Предприятия не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 28.11.2017 по делу N А28-5149/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.