г. Вологда |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А13-10699/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от акционерного общества "Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат" Шабалихина Д.Н. по доверенности от 09.02.2018 N СДОК/0015, Коноваловой Н.В. по доверенности от 11.12.2017 N СДОК/0088, Коряковой С.Н. по доверенности от 12.12.2017 N СДОК/0070,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 октября 2017 года по делу N А13-10699/2017 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
акционерное общество "Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат" (ОГРН 1023502489482, ИНН 3527008949; место нахождения: 162130, Вологодская область, Сокольский район, город Сокол, улица Луговая, 1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту лесного комплекса Вологодской области (ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, 27; далее - департамент) о признании незаконными отказа от 31.03.2017 N 323 в приеме лесной декларации от 28.03.2017 N 12, решения от 23.06.2017 по жалобе от 06.06.2017.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано в полном объеме.
Заявитель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Общество указывает на отсутствие у департамента правовых оснований для принятия решения о возврате лесной декларации. Ссылается на то, что в нарушение пункта 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17, пунктов 1.1, 2.3, 2.11, 3.5 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641, извещение об отказе в приеме лесной декларации не содержит обоснованием причин ее возврата. Кроме того, полагает, что нарушен порядок возврата лесной декларации с приложенными к ней документами.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Департамент о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, департаментом и обществом заключен договор аренды лесного участка от 24.02.2011 N 02-02-16/18-2011 с целью заготовки древесины.
Обществом 28.03.2017 в Сямженский территориальный отдел государственного лесничества департамента подана лесная декларация N 12 с целью использования лесов для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке в период с 08.04.2017 по 07.04.2018 в соответствии с Проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную приказом департамента от 24.01.2013 N 82 (том 1, листы 47-65).
Письмом от 31.03.2017 N 323 Сямженский территориальный отдел государственного лесничества департамента известил заявителя о принятии решения о возврате декларации на основании пункта 6 приложения 1 к приказу Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядке ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" (далее - Порядок N 17), в связи с нарушением пункта 48 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила N 474), выразившегося в том, что отвод делянки N 6 в квартале 52, выделах 4, 6, 7 Сямженского участкового лесничества, колхозе "Житьево", произведен с нарушением сроков примыкания, утвержденных пункта 48 названных Правил (том 1, лист 66).
Общество в письме от 31.03.2017 N 211 (том 1, лист 67) не согласилось с основанием отказа, изложенным в извещении от 31.03.2017 N 323, и повторно просило принять лесную декларацию.
Специалистами Сямженского территориального отдела государственного лесничества департамента 03.04.2017 осуществлена повторная натурная проверка поданной лесной декларации, в ходе которой установлено, что согласно выполненному промеру расстояние между делянками составляет 483 м, что является нарушением Правил N 474. Длины линий 5-6, 6-1 не соответствуют данным, указанным в приложении 4 к лесной декларации, на углах делянки установлены столбы без указания эксплуатационной площади, на момент проверки в делянке ведется заготовка древесины без разрешительных документов, о чем общество уведомлено письмом от 04.04.2017 N 326 (том 1, лист 70).
Далее, письмом от 31.05.2017 N 585 обществу возвращена лесная декларация от 28.03.2017 N 12 (том 1, лист 71).
Заявитель 06.06.2017 обжаловал действия по отказу в приеме лесной декларации в департамент.
Решением от 23.06.2017 N 03-2900/17 (том 1, лист 72) департамент признал отказ в приеме лесной декларации обоснованным.
Не согласившись с отказом от 31.03.2017 N 323 в приеме лесной декларации от 28.03.2017 N 12, с решением от 23.06.2017 по жалобе от 06.06.2017 общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
В силу части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом ее из леса.
Согласно части 8 указанной статьи данного Кодекса граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частью 9 статьи 29 ЛК РФ предусмотрено, что правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила заготовки древесины утверждены Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474.
В соответствии со статьей 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1); ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (часть 2); форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3).
Из пункта 3 Порядка N 17 следует, что в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.
Согласно пункту 6 Порядка N 17 уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Пунктом 2.11.1 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги в части приема лесных деклараций являются:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Таким образом, как верно указано судом, из приведенных положений следует, что несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов, а также указание в ней недостоверных сведений является основанием для отказа в приеме лесной декларации.
В данном случае из материалов дела следует, что разделом 6.1.2 Проекта освоения лесов на арендуемый участок лесного фонда (далее - Проект освоения лесов) для заготовки древесины установлено, что порядок отвода и заготовка древесины устанавливаются Правилами заготовки древесины (том 2, листы 6 - 16).
В соответствии с разделом 6.1.2 Проекта освоения лесов лесосеки одного года рубки (зарубы) размещаются в установленном порядке на определенном расстоянии друг от друга в зависимости от ширины лесосеки и других условий. Количество лесосек (зарубов) на 1 км стороны лесного квартала в зависимости от установленной ширины лесосек, ветроустойчивости оставляемых полос леса устанавливается: при ширине (протяженности) лесосек свыше 250-м - 1.
Между зарубами оставляются участки леса, равные ширине лесосек, установленной для этих насаждений.
Размещение лесосек в смежных кварталах (через просеку) производится с соблюдением установленных сроков примыкания как по длинной, так и по короткой стороне лесосек.
Таблицей 6.1.2.1 раздела 6.1.2 Проекта освоения лесов установлены организационно-технические элементы рубок, в том числе предельная ширина лесосек - 500 м, а также площадь лесосек и сроки примыкания.
Судом верно установлено, что указанные требования Проекта освоения лесов соответствуют пунктам 43, 45, 46, 48 Правил N 474.
В свою очередь, согласно актам проверки лесной декларации от 30.03.2017, от 03.04.2017, приложению 4 к лесной декларации N 12 расстояние между делянкой N 6 квартала N 52 и делянкой N 5 квартала N 53 составляет 483 м, что не соответствует требованиям Проекта освоения лесов - 500 м.
При проверке декларации департаментом установлено и актами проверки от 30.03.2017, от 03.04.2017 подтверждается, что длины линий 5-6, 6-1 делянки N 6 не соответствуют данным, указанным в приложении 4 к лесной декларации.
При этом решением Сямженского районного суда Вологодской области от 13 сентября 2017 года по делу N 12-26/2017 обществу отказано в признании незаконным постановления департамента от 31.05.2017 N 18/45 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за несоблюдение обществом сроков примыкания в делянке N 6 в квартале 52, выделах 4, 6, 7 Сямженского участкового лесничества, колхозе "Житьево" (том 2, листы 17 - 21).
Названным решением суда общей юрисдикции установлено, что отказ департамента в приеме лесной декларации общества от 28.03.2017 N 12 является обоснованным.
Аналогичное решение принято Сямженским районным судом Вологодской области от 13 сентября 2017 года по делу N 12-27/2017 по жалобе директора общества на постановление департамента от 31.05.2017 N 18/44, вынесенное в отношении него (том 2, листы 22 - 26).
Кроме того, как выявлено при проверке лесной декларации на 03.04.2017 общество осуществляло заготовку древесины в делянке N 6, тогда как в лесной декларации N 12 срок рубки заявлен с 08.04.2017.
Данные обстоятельства свидетельствуют об указании в лесной декларации недостоверных сведений.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что у департамента имелись основания, предусмотренные пунктом 6 Порядка N 17, для отказа в приеме лесной декларации.
Доводы заявителя о ненаправлении ему извещения об отказе в приеме лесной декларации оценены и правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку требований к форме и содержанию такого извещения действующим законодательством не установлено.
Ссылка подателя жалобы на возврат декларации с пропуском установленного Административным регламентом срока также правомерно отклонена судом, так как данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии оснований для возврата лесной декларации.
Доводы апеллянта о необоснованности и немотивированности принятого решения о возврате лесной декларации также оценены и отклонены судом, поскольку из представленной в материалы дела переписки сторон усматривается, что разъяснения относительно выявленных нарушений были доведены до заявителя, в связи с чем общество имело возможность принять своевременные меры к их устранению (том 1, листы 66 - 70).
Судом учтено, что факты должного уведомления общества об отказе в приеме лесной декларации и обоснованности отказа в приеме лесной декларации от 28.03.2017 N 12 установлены решением Сямженского районного суда Вологодской области от 13 сентября 2017 года по делу N 12-26/2017.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 октября 2017 года по делу N А13-10699/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Сокольский Деревообрабатывающий Комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.