г. Челябинск |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А76-17826/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ньютон" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 ноября 2017 года по делу N А76-17826/2017 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Ньютон" - Роговская Н.А. (доверенность от 09.01.2018),
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Трунова Е.В. (доверенность от 22.12.2017 N 3).
Общество с ограниченной ответственностью "Ньютон" (далее - заявитель, ООО "Ньютон", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области, Госжилинспекция) с заявлением о признании недействительным предписания от 03.05.2017 N 1318 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ (далее - предписание от 03.05.2017 N 1318).
Определением от 29.06.2017 заявление общества было принято к производству Арбитражного суда Челябинской области, с присвоением делу номера А76-17826/2017.
Также общество с ограниченной ответственностью "Ньютон" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" с заявлением о признании недействительным предписания от 28.06.2017 N 2261 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ (далее - предписание от 28.06.2017 N 2261).
Определением от 02.08.2017 заявление общества было принято к производству Арбитражного суда Челябинской области, с присвоением делу номера А76-22996/2017.
Определением от 04.08.2017 дела Арбитражного суда Челябинской области N А76-17826/2017 и N А76-22996/2017 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера N А76-17826/2017.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.11.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Ньютон" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности ООО "Ньютон" указывает на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно оставил без внимания то обстоятельство, что между собственниками жилых помещений дома N 13 по пр. Героя России Родионова Е.Н. в г. Челябинске и ООО "Ньютон" 16.02.2017 заключен договор управления многоквартирным домом N Р13, приложением к которому утверждены тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг для собственников, в том числе: за техническое обслуживание пожарной сигнализации и системы дымоудаления (за 1 кв.м общей площади квартиры) - 0,85 руб.; за техническое обслуживание вентиляционных установок (за 1 кв.м общей площади квартиры) - исходя из фактически понесенных расходов в соответствии с формулой; за техническое обслуживание кабельных слаботочных сетей (за 1 кв.м общей площади квартиры) - 1,99 руб.; таким образом, применительно к условиям ч. 1 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс), собственники помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) на общем собрании утвердили все существенные условия договора управления многоквартирным домом, в том числе, согласовали стоимость и перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества. Установленная структура платы за содержание и ремонт, включает в себя в том числе, плату за техническое обслуживание системы дымоудаления и пожаротушения, техническое обслуживание кабельных слаботочных сетей, вентиляционных установок. В данном случае собственниками помещений в МКД учтен состав и конструктивные особенности общего имущества дома, который спроектирован и построен как дом повышенной комфортности, и оборудован на этапе застройки многофункциональными современными инженерно-техническими системами и дополнительным оборудованием, в том числе технически сложной системой пожарной безопасности, которая требует надлежащего обслуживания силами специализированной организации. Установление платы за содержание и ремонт общего имущества в виде структурированного перечня работ не противоречит действующему законодательству и согласуется с положениями ч. ч. 1, 7 ст. 156 ЖК РФ, п. п. 17, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Податель апелляционной жалобы указывает на то, что в силу п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, собственники помещений в МКД при заключении договора управления с управляющей организацией вправе по своему усмотрению установить виды и объем оказываемых им работ и услуг. При этом законодательно не предусмотрена обязанность собственников помещений в доме полностью дублировать в договоре управления все предусмотренные Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень) (с учетом индивидуальных особенностей каждого дома), что следует из условий пп. "б" п. 2 и п. 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290). Также ООО "Ньютон" указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции при принятии решения по настоящему делу не учтены нормы ст. ст. 310, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс), п. 5 ч. 2 ст. 44, ст. 156, п. 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ, п. п. 17, 31 Правил N 491.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 13.02.2018 объявлен перерыв до 20.02.2018.
Рассмотрение апелляционной жалобы продолжено в судебном заседании 20.02.2018 после объявленного перерыва.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 20.02.2018 представитель заинтересованного лица пояснил, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта, в связи со следующим.
Имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства свидетельствуют о том, что Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", на основании распоряжения от 18.04.2017 N 1318, в связи с поступившим обращением физического лица, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ньютон" была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой заинтересованным лицом 03.05.2017 был составлен акт N 1318, которым Госжилинспекция зафиксировала имеющее место быть по мнению заинтересованного лица, нарушение заявителем лицензионных требований, а именно, подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), что выразилось в неисполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также Госжилинспекция установила несоблюдение обществом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части нарушения части 1 статьи 156 Жилищного кодексе Российской Федерации, и предъявления жителям двойной платы за техническое обслуживание кабельных слаботочных сетей пожарной сигнализации и системы дымоудаления, вентиляционных установок.
Заинтересованным лицом обществу с ограниченной ответственностью "Ньютон" 03.05.2017 выдано предписание N 1318 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства РФ, которым обществу предписано:
1. Произвести перерасчет платы за техническое обслуживание кабельных слаботочных сетей, пожарной сигнализации и системы дымоудаления, вентиляционных установок за период с февраля 2017 по март 2017 всем собственникам и нанимателям многоквартирного дома. Срок устранения нарушения - 15.06.2017.
2. Прекратить начисление платы за техническое обслуживание кабельных слаботочных сетей, пожарной сигнализации и системы дымоудаления, вентиляционных установок отдельными сроками. Срок устранения нарушения - на постоянной основе.
В последующем, на основании распоряжения ГУ "ГЖИ по Челябинской области" от 26.06.2017 N 2261, в целях проверки исполнения предписания от 03.05.2017 N 1318 заинтересованным лицом была проведена внеплановая документарная проверка общества, результаты которой оформлены актом от 28.06.2017 N 2261.
Поскольку предписание от 03.05.2017 N 1318 обществом исполнено не было, Госжилинспекцией обществу с ограниченной ответственностью 28.06.2017 было выдано предписание N 2261, по тексту совпадающего с предписанием от 03.05.2017 N 1318 и устанавливающее сроки устранения нарушений: по пункту 1 - до 10.08.2017; по пункту 2 - на постоянной основе.
Имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства также свидетельствуют о том, что на основании протокола от 16.02.2017 N 1 голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, пр. Героя России Родионова Е.Н., дом N 13, выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией; в качестве управляющей организации выбрано общество с ограниченной ответственностью "Ньютон".
Между собственниками жилых помещений указанном многоквартирном доме и ООО "Ньютон" 16.02.2017 заключен договоры управления многоквартирным домом N Р13, согласно пункту 5.3 которого, стороны указанной сделки пришли к соглашению о том, что размер платы за жилищно-коммунальные работы и услуги, а также перечень работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома определяется ежегодно на общем собрании собственников дома с учетом предложений управляющей организации (Приложение N 1). Пунктом 5.3.2 договора стороны данной сделки предусмотрели, что размер платы за иные работы и услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома рассчитывается управляющей организацией с учетом стоимости работ и услуг по договору с контрагентом, сметной стоимости работ и услуг, произведенных управляющей организацией, включает в себя плату за управление в размере 10 %, и утверждается ежегодно на общем собрании собственников дома и может быть изменен управляющей организацией в течение года в случае изменения стоимости работ и услуг по договору с контрагентом. Приложением N 1-2017 к договору от 16.02.2017 N Р13 утверждены тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг для собственников помещений в доме, в том числе: за техническое обслуживание пожарной сигнализации и системы дымоудаления (за 1 кв.м общей площади квартиры) - 0,85 руб.; за техническое обслуживание вентиляционных установок (за 1 кв.м общей площади квартиры) - исходя из фактически понесенных расходов в соответствии с формулой; за техническое обслуживание кабельных слаботочных сетей (за 1 кв.м общей площади квартиры) - 1,99 руб.
Для технического обслуживания пожарной сигнализации и системы дымоудаления между обществом с ограниченной ответственностью "Ньютон" (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "КМ" (исполнителем) 20.01.2017 был заключен договор N ПС-01/17 на техническое обслуживание дымоудаления, системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, пр. Героя России Родионова Е.Н., дом 13. Согласно пункту 1.2 данного договора, сторонами указанной сделки согласованы содержание и объем работы, а именно: техническое обслуживание и ремонт системы пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, дымоудаления проводится с целью поддержания работоспособного состояния системы в процессе всего срока эксплуатации путем периодического проведения работ по профилактике, контроля технического состояния и устранения характерных неисправностей, определенных эксплуатационной документацией и типовыми технологическими процессами ТО. Пунктом 3.7 данного договора его стороны также установили, что стоимость израсходованных в процессе обслуживания запасных частей оплачивается заказчиком дополнительно с учетом транспортно-заготовительных расходов исполнителя. Приложением N 2 к указанному договору является Регламент технического обслуживания дымоудаления, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре.
Заинтересованное лицо при этом не опровергло доводы заявителя о том, что требования пункта 15 Минимального перечня исполняется обществом с ограниченной ответственностью "Ньютон" в полном объеме, в том числе частично своими силами, а именно: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления; определение работоспособности оборудования и элементов систем: устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Помимо работ, определенных в Минимальном перечне, для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, специализированной подрядной организацией - ООО "КМ", регулярно выполняются работы по обслуживанию всего комплекса систем пожарной безопасности, смонтированных на объекте, но отсутствующих в перечне: обслуживание и ремонт всех элементов системы пожарной сигнализации, оповещения о пожаре и управления эвакуацией, системы диспетчеризации, противопожарного водопровода с проведением гидравлических испытаний, пожарных кранов и рукавов, пожарной электрозадвижки, техническое обслуживание первичных средств пожаротушения, метрологическая проверка КИП, а также отключение (включение) и выявление неисправностей пожарной сигнализации в жилых и нежилых помещениях по заявкам собственников.
Для технического обслуживания кабельных слаботочных сетей в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Челябинск, пр. Героя России Родионова Е.Н., дом 13, обществом с ограниченной ответственностью "Ньютон" привлечена подрядная организация - общество с ограниченной ответственностью "МКД-Сервис", в целях чего, 06.02.2017 заключен договор N Н-2017/СКС-Р13 на техническое обслуживание структурированной кабельной сети, а 23.08.2016 заключен договор N 2016-СКПТ на техническое обслуживание систем коллективного приема телевидения и интеграции видеонаблюдения в систему коллективного приема телевидения, - которые содержат регламенты технического обслуживания.
Техническое обслуживание вентиляционных установок и вспомогательного оборудования в составе приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением в многоквартирном доме выполняется привлеченной ООО "Ньютон" подрядной организацией - ООО "МКД-Сервис", на основании договора от 01.01.2017 N Н-2017/Р13 и договора от 01.04.2017 N Н-2017, содержащих регламенты технического обслуживания.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению МКД понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД. Лицензирование деятельности по управлению МКД включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению МКД, осуществление лицензионного контроля.
В соответствии с ч. 7 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований названного Кодекса и Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию деятельности по управлению МКД осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию деятельности по управлению МКД должностные лица уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти выдают руководителю органа государственного жилищного надзора обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пп. "б" п. 3 Положения N 1110 к лицензионным требованиям, проверку соблюдения которых осуществляет инспекция, относится исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 названного Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ч. 1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в МКД. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в МКД, годовое общее собрание собственников помещений в МКД проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном данной статьей.
Если собственники помещений в МКД на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников является волеизъявление собственников помещений в МКД посредством принятия решения об этом на общем собрании.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления МКД должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и является обязанностью управляющей компании; оплата таких услуг управляющей компании осуществляется за счет платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, входящей в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Между тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Согласно нормам действующего жилищного законодательства (ст. 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) договор управления МКД - это соглашение между собственниками помещений в МКД (заказчики) и управляющей организацией (исполнитель), в силу которого исполнитель обязуется обеспечить содержание общего имущества МКД и предоставление коммунальных услуг заказчикам, а заказчики - оплатить соответствующие работы (услуги) исполнителя. Обеспечение содержания общего имущества, равно как и организация предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в МКД, предполагает осуществление управляющей организацией комплекса работ и услуг, в том числе организационного и информационного характера, перечень которых определяется на основании нормативных актов и по соглашению сторон договора управления МКД и обусловлен рядом объективных и субъективных факторов.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из существенных условий договора управления МКД является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В связи с этим особенностью договора управления МКД является зависимость его предмета и иных условий (в частности, условия о цене) от характеристик конкретного МКД (уровня его благоустроенности, состава общего имущества, года и типа постройки и т.д.), изменяющихся потребностей в содержании и ремонте отдельных элементов различных составляющих общего имущества МКД, наличия непосредственных договорных связей собственников помещений в МКД с ресурсоснабжающими организациями, общих ожиданий и представлений собственников жилых помещений об уровне комфорта, благоустроенности, безопасности, которые должны обеспечиваться управляющей организацией в МКД и прилегающей к нему территории и т.д.
Достижение цели договора управления МКД - поддержание общего имущества собственников помещений в надлежащем состоянии - в значительной степени зависит от учета указанных обстоятельств при согласовании сторонами договора управления МКД условия о его цене.
Статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 31 Правил N 491 установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в МКД не ограничивается предельными индексами. Это связано с тем, что решения об установлении такой платы принимаются общим собранием собственников помещений в МКД или органами управления товарищества собственников жилья или кооператива.
Такая плата не является регулируемой. Исключение составляют случаи, указанные в п. п. 34 и 36 Правил N 491.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (п. 5 ч. 2 ст. 44, ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, наличие утвержденного минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, не лишает стороны договора управления МКД предусмотреть иной перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, определить работы (услуги), выполняемые за отдельную плату, условия их оказания и выполнения, а также установить размер платы за такие работы (услуги).
При этом перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений, не может быть меньше минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013N 290.
Из приложения N 1-2017 к договору от 16.02.2017 N Р13, утвержденного протоколом от 16.02.2017 N 1 голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, пр. Героя России Родионова Е.Н., дом N 13 (пункт 3 вопроса повестки) следует, что собственники жилых помещений МКД согласовали также, тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг для собственников помещений в доме, в том числе: за техническое обслуживание пожарной сигнализации и системы дымоудаления (за 1 кв.м общей площади квартиры) - 0,85 руб.; за техническое обслуживание вентиляционных установок (за 1 кв.м общей площади квартиры) - исходя из фактически понесенных расходов в соответствии с формулой; за техническое обслуживание кабельных слаботочных сетей (за 1 кв.м общей площади квартиры) - 1,99 руб.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что оплата управляющей компании за техническое обслуживание системы дымоудаления и пожаротушения, техническое обслуживание вентиляционных установок, техническое обслуживание кабельных слаботочных сетей, должна осуществляться в составе платы за содержание и текущий ремонт жилья нельзя признать правомерным, так как данный вывод противоречит имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа обществу в удовлетворении заявленных требований.
В этой связи решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" пользу общества с ограниченной ответственность "Ньютон" в возмещение расходов последнего по уплате государственной пошлины за подачу соответствующих заявлений в Арбитражный суд Челябинской области подлежит взысканию 6000 рублей (в том числе по делу N А76-17826/2017 - 3000 рублей, по делу N А76-22996/2017 - 3000 рублей).
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" пользу общества с ограниченной ответственность "Ньютон" в возмещение расходов последнего по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежит взысканию 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 ноября 2017 года по делу N А76-17826/2017 отменить.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Ньютон" удовлетворить.
Признать недействительными выданные Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" обществу с ограниченной ответственностью "Ньютон" предписания об устранении нарушения жилищного законодательства РФ от 03.05.2017 N 1318 и от 28.06.2017 N 2261.
Взыскать с Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" пользу общества с ограниченной ответственность "Ньютон" в возмещение расходов последнего по уплате государственной пошлины в связи с обращением в Арбитражный суд Челябинской области 6000 (шесть тысяч) рублей.
Взыскать с Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" пользу общества с ограниченной ответственность "Ньютон" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.