г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А26-3458/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Сергеевой О.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-450/2018) ООО "Жилищно-эксплуатационная организация" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.11.2017 по делу N А26-3458/2017 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по иску АО "ТНС энерго Карелия"
к ООО "Жилищно-эксплуатационная организация"
о взыскании,
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия" (далее - истец, АО "ТНС энерго Карелия", гарантирующий поставщик) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно - эксплуатационная организация" (далее - ответчик, ООО "ЖЭО", управляющая организация) с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений 563 201 рубля 10 копеек задолженности по оплате электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды с января 2017 по февраль 2017 (включительно).
Решением суда от 17.11.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖЭО" отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
Ответчик не согласен с расчетом задолженности, произведенным истцом.
Истцом не представлены доказательства перерасчета гражданам путем снятия полуторного коэффициента по спорным адресам.
13.02.2018 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от АО "ТНС энерго Карелия" поступил отзыв на апелляционную жалобу ООО "ЖЭО", в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
15.02.2018 стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил к материалам дела дополнительные доказательства, приложенные АО "ТНС энерго Карелия" к отзыву на апелляционную жалобу в качестве возражений на доводы ООО "ЖЭО".
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru для раскрытия информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731), ООО "Жилищно - эксплуатационная организация" осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными в Сегежском районе Республики Карелия, на основании лицензии N 64 от 30.04.2015 и договоров управления многоквартирными домами (далее - МКД).
АО "ТНС энерго Карелия", являясь гарантирующим поставщиком на территории Республики Карелия, осуществляет поставку электрической энергии в дома, находящиеся в управлении у ответчика.
Письменный договор энергоснабжения сторонами не заключен.
АО "ТНС энерго Карелия", осуществив поставку электрической энергии в МКД, находящиеся в управлении ответчика, направило ООО "ЖЭО" акты приема-передачи электроэнергии, а также счета-фактуры (с корректировками) для оплаты электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды в январе 2017, феврале 2017.
Претензиями от 20.02.2017, от 20.03.2017 истец указал ответчику на неоплату полученной в январе 2017, в феврале 2017 электрической энергии, предложил погасить задолженность.
Основанием для обращения АО "ТНС энерго Карелия" в арбитражный суд с иском послужило неполучение гарантирующим поставщиком от ООО "ЖЭО" платы за электроэнергию, потребленную на ОДН сверх установленных нормативов за спорный период, а также неудовлетворение претензий.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку электрическая энергия в данном случае поставлялась населению жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В пункте 44 Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Закрепленный в пункте 44 Правил N 354 порядок фактически сводится к тому, что полностью распределить между собственниками помещений объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.
В соответствии с частями 1, 2.3 и 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом включает предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, за качество которых управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из приведенных норм следует, что коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, приобретаются и оплачиваются управляющей организацией. При этом независимо от того, кому вносят платежи собственники и наниматели помещений многоквартирного жилого дома, лицом, обязанным произвести расчеты с ресурсоснабжающей организацией за ресурс, в том числе израсходованный на общедомовые нужды, остается управляющая организация.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205, отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, установив, что в спорный период общими собраниями собственников многоквартирных домов не принимались решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на ОДН, правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика стоимости электроэнергии, поставленной на ОДН в объеме сверхнормативного потребления, определенного с января 2017 по февраль 2017.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что АО "ТНС энерго Карелия" не представлено доказательств осуществления соответствующего перерасчета в отношении бытовых потребителей (сторнирование повышающего коэффициента к нормативу потребления) является несостоятельным, поскольку в обоснование осуществления перерасчета гражданам АО "ТНС энерго Карелия" представило в материалы дела карточки абонентов, содержащие сведения о соответствующих корректировках. Так, например, по одному потребителю каждого из 4-х спорных домов, сведения о корректировке отражены в столбце "Перерасчет ИПУ, руб.".
Расчет исковых требований сформирован АО "ТНС энерго Карелия" с учетом корректировок, осуществленных за спорные периоды в последующих расчетных периодах.
Из пояснений истца следует, что корректировки ранее выставленных объемов электроэнергии, потребленной в целях содержания общего имущества, происходят по объективным причинам. Так, основанием для изменения суммы задолженности, взыскиваемой в рамках настоящего дела, послужило получение АО "ТНС энерго Карелия" от ООО "ЖЭО" письма N 1163 от 28.07.2017, в котором управляющая компания сообщила, что в домах N 14 по ул. Владимирская, N14, 17, 19 по ул. Ленина г. Сегежа отсутствует техническая возможность установки индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также указала на необходимость осуществления соответствующего перерасчета - исключении из расчетов с гражданами повышающих коэффициентов (применяемых ранее в соответствии с абзацем 3 пункта 42 Правил N 354).
Таким образом, проведение корректировки произошло по инициативе ООО "ЖЭО" и направлено на формирование корректных, соответствующих нормам действующего законодательства расчетов за потребленную в многоквартирных домах электроэнергию, как с бытовыми потребителями, так и с ответчиком.
При этом все корректировки подтверждаются представленными ответчику и в материалы дела корректировочными финансовыми документами за спорные периоды.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что указанные акты не подлежат применению к расчетам за период январь 2017 - февраль 2017, а могут учитываться только с 17.07.2017 несостоятелен, так как ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что до 17.07.2017 существовала техническая возможность установки индивидуальных приборов учета электрической энергии.
Судом первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика о наличии арифметических ошибок в расчетах, указав, что доказательств, опровергающих расчет истца, ответчик не представил, также как и свой расчет стоимости потребленной электроэнергии. В досудебном порядке возражений в отношении претензий истца и выставленных счетов ООО "ЖЭО" не заявляло.
Кроме того, из материалов дела следует, что истец с учетом возражений ответчика относительно расчета исковых требований уточнял иск.
Указанные уточнения исковых требований с учетом корректировок не противоречат Правилам N 354.
Коллегия судей приходит к заключению, что в апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.11.2017 по делу N А26-3458/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.