город Ростов-на-Дону |
|
19 февраля 2018 г. |
дело N А53-28977/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителей заявителя Тарасенко М.А. по доверенности от 07.07.2015, заинтересованного лица Шевченко Е.А. по доверенности от 09.01.2018, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Астон Продукты Питания и Пищевые Ингредиенты" на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 28.11.2017 по делу N А53-28977/2017 (судья Еремин Ф.Ф.)
по заявлению открытого акционерного общества
"Астон Продукты Питания и Пищевые Ингредиенты"
к заинтересованному лицу Черноморо-азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Астон Продукты Питания и Пищевые Ингредиенты" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Черноморо-азовскому морскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене предписания от 15.06.2017 N 0037/02/0209/ПР/2017 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что проверка осуществлена в отсутствие правовых оснований, с превышением должностных полномочий.. Отсутствуют нормы права, прямо указывающие, что 43,0 км от устья (левый берег) реки Дон к внутренним морским водам Российской Федерации не относится. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество осуществляет перевозку/транспортировку грузов как оператор морского терминала.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось, считая решение суда законным и обоснованным, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, в период с 18.05.2017 по 30.05.2017 Таганрогским отделом по надзору на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора совместно с Департаментом Росприроднадзора по ЮФО на основании приказа от 26.04.2017 N 209/КНД проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО "Астон" требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что производственная деятельность предприятия осуществляется в промзоне "Заречная" (г. Ростов-на-Дон у, ул. 1-я Луговая, 36, в прибрежной защитной полосе и водоохранной зоне р. Дон), на промплощадке расположены структурные подразделения производственно-перевалочного комплекса и департамента логистики.
Обществом за период с 01.07.2016 по 01.05.2017 перегружено 1492398 т грузов, что следует из данных Ростовского филиала ФГУП "Администрация морских портов Азовского моря" от 30.05.2017 исх. N АИ-20/508, за период с 01.07.2016 по 01.05.2017 ППК перегружено 1 438 тыс. т грузов, из них сухих грузов - 1112,6 тыс. т (943 тыс. т зерна и 169,6 тыс. т прочих насыпных грузов) и 325,4 тыс. т наливных грузов (пищевые).
Деятельность общества по перевалке грузов осуществляется в границах акватории морского порта Ростов-на-Дону, водное пространство которой в соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" определено как внутренние морские воды РФ.
Обществом не произведена государственная экологическая экспертиза документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации.
Предписанием от 15.06.2017 N 0037/02/0209/ПР/2017 управления обществу предписано осуществлять деятельность по перевалке грузов во внутренних морских водах при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Общество обжаловало предписание в судебном порядке.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внутренние морские воды Российской Федерации определены как воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1 Закона N 155-ФЗ к внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
В силу пункта 2 статьи 34 Закона N 155-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: непредставление документации на экологическую экспертизу, а также реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно Приказу Минтранспорта РФ от 09.07.2009 N 114 "Об открытии морского порта Ростов-на-Дону для оказания услуг" порту Ростов-на-Дону присвоен статус морского порта.
Согласно данным, содержащимся в реестре морского порта Ростов-на-Дону (приложение к Распоряжению Росморречфлота от 15.11.2010 N АД-323-р) общество является оператором морского терминала производственно-перевалочного комплекса. При этом деятельность данного морского терминала осуществляется в границах акватории морского порта Ростов-на-Дону, водное пространство которой в соответствии со статьей 1 Закона N 155-ФЗ определено как внутренние морские воды РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 05.05.2008 N 623-р "О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р" из указанного перечня внутренних водных путей исключены часть реки Дон (от верхней границы - устье 132 канала до нижней границы - г. Азов, протяженность 293 км), включая Азово-Донской морской канал и порт Ростов-на-Дону.
Указанный участок водных путей приобрел статус внутренних морских вод Российской Федерации в соответствии с Законом N 155-ФЗ.
Наличие лицензии на соответствующий вид деятельности не освобождает юридическое лицо от обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы, так как получение лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность в морских портах, не обусловлено и не зависит от наличия или отсутствия такого заключения.
Лицензия на соответствующий вид деятельности и заключение государственной экологической экспертизы являются самостоятельными разрешительными документами.
Исходя из изложенного, хозяйственная деятельность общества осуществляется в морском порту во внутренних морских водах и связана с перевалкой грузов, следовательно, для осуществления указанной деятельности требуется положительное заключение государственной экологической экспертизы. Документация, обосновывающая хозяйственную деятельность общества по перевалке грузов во внутренних морских водах акватории морского порта, подлежит государственной экологической экспертизе.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Обществом положительное заключение государственной экологической экспертизы в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что проверка осуществлена в отсутствие правовых оснований, с превышением должностных полномочий по следующим основаниям.
Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2016 N 761 "Об утверждении Положения о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" утверждено положение о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, согласно которому Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (на территории Краснодарского края по Ростовской области, в акваториях внутренних морских вод Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации примыкающим к административным границам указанных субъектов Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 положения управление осуществляет государственный экологический надзор.
Следовательно, управление наделено полномочием на осуществление проверки и в силу выполнения функций территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня наделено полномочием по вынесению предписаний.
Согласно Приказу Минтранспорта РФ от 09.07.2009 N 114 "Об открытии морского порта Ростов-на-Дону для оказания услуг" порту Ростов-на-Дону присвоен статус морского порта.
Согласно данным, содержащимся в реестре морского порта Ростов-на-Дону (приложение к Распоряжению Росморречфлота от 15.11.2010 N АД-323-р) общество является оператором морского терминала производственно-перевалочного комплекса.
При этом деятельность данного морского терминала осуществляется в границах акватории морского порта Ростов-на-Дону, водное пространство которой в соответствии со статьей 1 Закона N 155-ФЗ определено как внутренние морские воды РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 05.05.2008 N 623-р "О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р" из указанного перечня внутренних водных путей исключены часть реки Дон (от верхней границы - устье 132 канала до нижней границы - г. Азов, протяженность 293 км), включая Азово-Донской морской канал и порт Ростов-на-Дону.
Указанный участок водных путей приобрел статус внутренних морских вод Российской Федерации в соответствии с Законом N 155-ФЗ.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество осуществляет перевозку/транспортировку грузов как оператор морского терминала ввиду того, что согласно данным, содержащимся в реестре морского порта Ростов-на-Дону (приложение к Распоряжению Росморречфлота от 15.11.2010 N АД-323-р) общество является оператором морского терминала производственно-перевалочного комплекса. При этом деятельность данного морского терминала осуществляется в границах акватории морского порта Ростов-на-Дону, водное пространство которой в соответствии со статьей 1 Закона N 155-ФЗ определено как внутренние морские воды РФ.
Кроме того, рабочий проект строительства "Терминальный комплекс ООО "АИК "Астон" по ул. Луговой в промзоне Заречная г. Ростова-на-Дону" был рассмотрен экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и утвержден приказом Госкомэкологии Ростовской области от 22.12.2000 N 1370. Срок действия данного заключения истек (1 год). Терминал построен и введен в эксплуатацию. При этом обществом за спорный период не проводилась государственная экологическая экспертиза документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах РФ.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке и размерах, установленных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.11.2017 по делу N А53-28977/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.