г. Тула |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А54-6687/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - акционерного общества "360 авиационный ремонтный завод" (г. Рязань ОГРН 1076229003124, ИНН 6229059220) - Коростелева Н.В. (доверенность от 11.06.2015), в отсутствие представителей ответчика - Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Рязань, ОГРН 1026201254980, ИНН 6228005751), третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046206020365, ИНН 6231025557), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.12.2017 по делу N А54-6687/2017 (судья Котлова Л.И.), установил следующее.
Акционерное общество "360 авиационный ремонтный завод" (далее по тексту -заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ответчик, фонд) от 27.06.2017 N 38 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления суммы страховых взносов в размере 104 186 рублей 73 копеек, начисления пеней в размере 95 рублей 45 копеек, привлечения АО "360 АРЗ" к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в части штрафа в размере 20 837 рублей 35 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 04.12.2017 заявленное требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком не представлено доказательств того, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер и, при этом, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" отсутствует указание на суммы оплаты стоимости санаторно-курортных путевок для работника. По мнению апеллянта, оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, не является одним из видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и не относится к дополнительным расходам, связанным с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного, в связи с чем облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "360 авиационный ремонтный завод" считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Рязанской области отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении акционерного общества "360 авиационный ремонтный завод" проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 30.05.2017 N 71.
Рассмотрев данный акт выездной проверки, заместитель управляющего Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации 27.06.2017 вынес решение N 38 о привлечении акционерного общества "360 авиационный ремонтный завод" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ, за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 21 888 рублей 25 копеек.
Кроме того, указанным решением обществу начислены пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 1 928 рублей 71 копейки; предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 109 440 рублей 77 копеек
Частично не согласившись с указанным решением фонда, АО "360 авиационный ремонтный завод" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.
Из оспариваемого решения фонда социального страхования от 27.06.2017 N 38 следует, что основанием для доначисления заявителю страховых взносов, начисления пеней и применения штрафа в оспариваемых суммах послужили выводы проверяющих о занижении обществом облагаемой базы для начисления страховых взносов в связи с невключением АО "360 авиационный ремонтный завод" в нее стоимости предоставленных организацией санаторно-курортных путевок.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ (в действующей в спорный период редакции) уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, в период с 2014 по 2016 годы регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон о страховых взносах, Закон N 212-ФЗ).
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов, в связи с чем частью 1 статьи 18 этого же Закона на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен статьей 9 Закона N 212-ФЗ.
Преамбулой Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определено, что данный Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных указанным Федеральным законом случаях.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
К одному из видов обеспечения по обязательному социальному страхованию, осуществляемому за счет средств ФСС РФ, согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Закона N 125-ФЗ относится обеспечение в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), включая оплату медицинской помощи, осуществляемой в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах, а также проживание и питание застрахованного.
Пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено, что часть расходов на проведение подобных мероприятий может быть осуществлена за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих уплате в ФСС РФ.
Фонд социального страхования Российской Федерации в силу подпункта 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ принимает решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Следовательно, включению в базу для начисления страховых взносов подлежат выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей, в том числе, стимулирующие выплаты (статья 129 ТК РФ).
Законодатель отдельно выделяет стимулирующие выплаты, которые связаны с особыми условиями труда и согласно статье 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда, и компенсации, установленные согласно статье 164 ТК РФ в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
Из приведенных норм следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в проверяемый период согласно приказам ГУ - Рязанское региональное отделение ФСС РФ от 16.07.2014 N 803, от 26.05.2015 N 606, от 28.06.2016 N 1028 АО "360 АРЗ" разрешено использовать на цели финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, суммы страховых взносов, подлежащие перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: в 2014 году - 1 176 280 рублей, в 2015 году - 1 432 707 рублей, в 2016 году - 1 358 140 рублей.
Путевки на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, общество приобретало в пользу лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении на основании заключений медицинских комиссий по результатам периодических медицинских осмотров, проводимых за счет ФСС РФ, в подтверждение чего обществом представлены в материалы дела документы, подтверждающие прохождение курса лечения застрахованными лицами (списки работников, получивших путевки; заключительные акты медицинских комиссий по результатам периодических медицинских осмотров, отрывные талоны от использованных путевок, платежные документы, договоры с лечебными учреждениями).
Судом установлено, что спорные выплаты являются выплатами социального характера, не имеют стимулирующего характера, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Судом первой инстанции справедливо отмечено, что целью оплаты санаторно-курортных путевок является укрепление здоровья работников по медицинским показаниям.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оплата заявителем стоимости путевок на санаторно-курортное лечение являлась единовременной выплатой социального характера; не относится к выплатам, связанным с выполнением работниками общества трудовых обязанностей.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работника, носили систематический характер, зависели от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, либо являлись стимулирующими выплатами, предусмотренными трудовыми договорами с конкретными работниками, фондом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Следовательно, стоимость путевок не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками, вопреки доводам апелляционной жалобы, сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у учреждения не имелось правовых оснований для вынесения решения от 27.06.2017 N 38 в части доначисления обществу страховых взносов, пеней и штрафа в спорных суммах, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленное АО "360 авиационный ремонтный завод" требование.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда трактовке обстоятельств дела и норм права, в связи с чем отклоняются судебной коллегией как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 04.12.2017 по делу N А54-6687/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.