г. Воронеж |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А08-6997/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания: Синюгиной Ю.А.,
при участии:
от ООО "ЖЭУ БЕЛГОРОДСТРОЙ Плюс": Лисицкий И.В., представитель по доверенности от 01.02.2017;
от Управления государственного жилищного надзора Белгородской области: Дынько Е.И., представитель по доверенности от 15.02.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании, путем использования системы видеоконференц-связи, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ БЕЛГОРОДСТРОЙ Плюс" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.11.2017 по делу N А08-6997/2017 (судья Линченко И.В.) по заявлению ООО "ЖЭУ БЕЛГОРОДСТРОЙ Плюс" (ИНН 3123121201, ОГРН 1053107062700) к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (ИНН 3123071328, ОГРН 1023101674771) о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ БЕЛГОРОДСТРОЙ Плюс" (далее - заявитель, общество, ООО ЖЭУ БЕЛГОРОДСТРОЙ Плюс") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (далее - Управление, УГЖН Белгородской области) о признании недействительным предписания N 745 от 14.06.2017.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 17.11.2017, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО ЖЭУ БЕЛГОРОДСТРОЙ Плюс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель считает, что при разрушении и повреждении отделочного слоя, ослабления крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Указывает, что отслоение штукатурного слоя происходит в связи с нарушением технологии строительства указанного дома.
Представитель общества в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Управления просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение участников судебного процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Управление государственного жилищного надзора Белгородской области поступило обращение от собственников жилых помещений дома N 129-а по проспекту Богдана Хмельницкого в г. Белгороде, в котором указано на обрушение штукатурки с северного фасада дома.
На основании распоряжения (приказ) N 745-р от 07.06.2017, вынесенного начальником Управления Государственного жилищного надзора Белгородской области в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки N 745 от 07.06.2017, из которого следует, что на фасадных стенах здания дома (в частности на фасадной стене задней части дома) имеются неисправности, а именно: местные разрушения штукатурки стен с повреждением окрасочного слоя.
С целью устранения выявленного нарушения должностным лицом Управления 14.06.2017 ООО "ЖЭУ БЕЛГОРОДСТРОЙ Плюс" было выдано предписание N 745, которым на заявителя возложена обязанность провести мероприятия в соответствии с "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 и "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а также провести мероприятия по устранению имеющихся неисправностей стен, а именно: местных разрушений штукатурки на фасадных стенах здания дома с восстановлением окрасочного слоя (в том числе на фасадной стене задней части дома) (п.10,11 Правил, п. 2.6.2 п.4.2, п.4.2.1.1, п.4.2.1.5, 4.2.1.6 п. 4.2.3.2 п.4.2.3.1 ПиН). Срок исполнения предписания - до 01.08.2017.
Полагая, что оспариваемое предписание N 745 от 14.06.2017 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "ЖЭУ БЕЛГОРОДСТРОЙ Плюс" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого предписания административного органа.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проведение проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294), в соответствии с частью 3 статьи 16 которого по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт и выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона N 294 основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, в том числе обращений и заявлений граждан.
В рассматриваемом случае предписание от 14.06.2017 N 745 выдано в пределах компетенции Управления на основании распоряжения от 07.06.2017.
В силу ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно статье 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается в том числе собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом N 129а, расположенный по адресу: г. Белгород, ул. Богдана Хмельницкого, находится в управлении ООО "ЖЕУ БЕЛГОРОДСТРОЙ Плюс" на основании договора управления от 19.02.2014.
Таким образом, управляющая компания является ответственным лицом за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 под содержанием общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома понимается, в частности, текущий и капитальный ремонт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень N 290), а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 290).
В силу пункта 9 Минимального перечня к видам работ, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относится контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170, ПиН), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 4.3.2 Правил N 170 местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития.
В силу п. 4.2.1.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Согласно п. 4.2.1.5 ПиН не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток.
В соответствии с п. 4.2.1.6 Правил N 170, чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой.
Согласно п. 2.6.2. ПиН при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями;
Согласно п. 4.2.3.2. ПиН с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо, облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять, отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения, поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
В соответствии с разделом 2 Приложения N 1 к договору управления спорным МКД предусмотрены штукатурные работы, в том числе:
-проведение осмотров состояния облицовки и Штукатурки фасадов в период подготовки к сезонной эксплуатации (весеннее - летний и осенне-зимний периоды) - 2 раза в год;
-ремонт штукатурки стен, потолков, карнизов, откосов оконных и дверных проемов помещений.
- проверка состояния облицовки и штукатурки фасадов, мелкий ремонт, ремонт цементных полов в подвалах и на лестничных клетках (заделка выбоин)- по графику текущего ремонта.
На основании п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Как следует из системного толкования вышеуказанных норм права работы по восстановлению штукатурки и окрасочного слоя на фасаде дома не относятся к работам по капитальному ремонту, а являются работами местного характера.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Отклоняя довод заявителя о том, что сотрудникам управления при проведении данной проверки необходимо было привлекать эксперта, имеющего специальные познания, чтобы установить объем и характер требуемых работ суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пункт 13 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11.06..2013 N 493 по решению руководителя органа государственного жилищного надзора к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитированные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689, для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки.
Привлечение экспертов при проведении проверок не носит обязательный характер, и является правом, а не обязанностью органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и учитывая приведенные выше нормы, апелляционная коллегия соглашается с арбитражным судом области в том, что оспариваемое предписание N 745 от 14.06.2017 является законным и соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Довод заявителя апелляционной жалобы, что из текста обжалуемого предписания ему не ясно на какой части здания необходимо производить ремонтные работы был исследован судом первой инстанции и ему была дана надлежащая правовая оценка.
Доводы Общества о возможности устранения выявленных нарушений исключительно при проведении капитального ремонта противоречат вышеприведенным нормам и правилам, в т.ч. содержанию пункта 2 Приложения N 7 к Правилам N 170 в связи с чем отклоняется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
При вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального права. Принятое решение согласуется со сложившейся судебной практикой. В связи с этим апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 17.11.2017 по делу N А08-6997/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.