г. Москва |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А40-109178/17 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Д.В. Каменецкий,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
ООО "СК "Согласие"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2017 по делу N А40-109178/17, принятое в порядке упрощенного производства судьей О.А. Акименко (89-853),
по иску ООО "БЭНТЭН" (ОГРН 1155543021688)
к ООО "СК "Согласие" (ОГРН 1027700032700)
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "БЭНТЭН" (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "СК Согласие" (ответчик) о взыскании страховой премии в размере 1500 руб.
Решением от 13.11.2017 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "СК Согласие" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.07.2016 между Сорокиным М.А. и ООО "СК "Согласие" заключен договор страхования имущества и гражданской ответственности "Квартира Экспресс" (страховой полис от 23.07.2016 серия 2019016 N 200981865).
В связи с отсутствием интереса в указанном страховом продукте 25.07.2016 Сорокин М.А. направил в адрес ООО "СК "Согласие" заявление об отказе от договора страхования от 23.07.2016 серии 2019016 N 200981865 с просьбой возвратить уплаченную страховую премию лично в руки.
Заявление об отказе от договора страхования получено ООО "СК "Согласие" 03.08.2016.
Соответственно страховая премия должна была быть возвращена страхователю в срок не позднее 16.08.2016.
В связи с тем, что денежные средства не были возвращены страхователю, 16.08.2016 Сорокин М.А. направил в адрес ООО "СК "Согласие" претензию, которая оставлена без удовлетворения.
05.06.2017 между Сорокиным М.А. и ООО "БЭНТЭН" заключен договор уступки права требования подлежащей возврату страховой премии, уплаченной по договору страхования от 23.07.2016 серии 2019016 N 200981865.
Между тем, уплаченная по договору страхования от 23.07.2016 серии 2019016 N 200981865 страховая премия страхователю не возвращена.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "БЭНТЭН" с исковым заявлением в Арбитражный суд города Москвы.
Как усматривается из ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования). При этом для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 1 ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
В настоящем случае страхователь передал принадлежащее ему право на возврат страховой премии на основании договора цессии истцу.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" Банк России вправе определять в своих нормативных актах минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования.
Согласно п. 1 Указания Банка России от 20.11.2015 N 3854-У "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" (зарегистрированы в Минюсте России 12.02.2016 N 41072) при осуществлении добровольного страхования (за исключением случаев осуществления добровольного страхования, предусмотренных пунктом 4 настоящего Указания) страховщик должен предусмотреть условие о возврате страхователю уплаченной страховой премии в порядке, установленном настоящим Указанием, в случае отказа страхователя от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней со дня его заключения независимо от момента уплаты страховой премии, при отсутствии в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая.
В силу п. 5 Указания Банка России "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть, что в случае если страхователь отказался от договора добровольного страхования в срок, установленный пунктом 1 настоящего Указания, и до даты возникновения обязательств страховщика по заключенному договору страхования (далее - дата начала действия страхования), уплаченная страховая премия подлежит возврату страховщиком страхователю в полном объеме.
В соответствии с п. 9 Указания Банка России "О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования" страховщик при осуществлении добровольного страхования должен предусмотреть условие о возврате страхователю страховой премии по выбору страхователя наличными деньгами или в безналичном порядке в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя об отказе от договора добровольного страхования.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что доказательства возврата страхователю либо его правопреемнику страховой премии, уплаченной по договору страхования от 23.07.2016 серии 2019016 N 200981865, отсутствуют, в том числе и на момент рассмотрения дела в суде.
В указанной связи, суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы относительно составления мотивированного решения по настоящему делу оставляются судом без внимания, учитывая, что мотивированное решение изготовлено и опубликовано в картотеке арбитражных дел.
Доводы о не соблюдении истцом досудебного порядка не принимаются судом апелляционной инстанции.
Требования ответчика к содержанию претензии являются нормативно не обоснованными.
При этом требование об указании реквизитов для перечисления денежных средств не соответствует материалам дела, поскольку страхователь не просил возвратить денежные средства на расчетный счет, а страховщик не был лишен права возвратить денежные средства в наличной форме.
Доводы апелляционной относительно недобросовестности со стороны страхователя отклоняются как бездоказательные. В тоже время, страховщик не представил доказательства, что им предприняты попытки урегулировать возникшие правоотношения как со страхователем, так и с его правопреемником.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2017 по делу N А40-109178/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.