г. Владимир |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А11-8352/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н.,
судей Долговой Ж.А., Логиновой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогановым С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетик" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.11.2017 по делу N А11-8352/2017,
принятое судьей Ушаковой Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергетик" (ОГРН 1163328065438) к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ОГРН 1075260020043) в лице филиала "Владимирэнерго" о взыскании задолженности в сумме 3 439 732 руб. 66 коп.
В судебном заседании приняли участие:
от истца - Фильчаков А.Н. на основании доверенности от 28.12.2017 сроком 1 год;
от ответчика - Холмина Е.С. на основании доверенности от 01.02.2018 сроком по 01.06.2018.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетик" (далее - ООО "Энергетик", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Владимирэнерго" (далее ПАО "МРСК Центра и Приволжья", ответчик) о взыскании задолженности за услуги по передаче электрической энергии за январь - декабрь 2016 года в сумме 3 439 732 руб. 66 коп.
Решением от 27.11.2017 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме.
ООО "Энергетик", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что ответчик является потребителем, которому принадлежит право выбора варианта тарифа.
Поясняет, что истец уведомил департамент цен и тарифов администрации Владимирской области об установлении одноставочного индивидуального тарифа. Ответчик об установлении указанного тарифа был извещен в соответствии с условиями договора.
Отмечает, что в период с января 2016 года по декабрь 2016 года в строке N 2 акта об оказании услуг по передаче электрической энергии отражался действующий одноставочный тариф, однако ответчик в нарушение условий договора производил оплату из показателей двухставочного тарифа.
Полагает, что ответчик, отказываясь применять установленный исполнителем одноставочный тариф, необоснованно ссылается на положения пункта 58 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", поскольку ни заказчик, ни исполнитель не относятся к потребителям электроэнергии.
Также податель жалобы указывает на отсутствие установленного нормативно-правовыми актами права заказчика выбирать тариф на услуги по передаче электроэнергии.
Считает, что право выбора тарифа у заказчика отсутствует, поскольку его определение является прерогативой исполнителя.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указал, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 30.12.2015 N 56/7 утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаимозачетов между сетевыми организациями Владимирской области на 2016 год.
Для истца утвержден индивидуальный тариф на услуги по передаче электроэнергии в двух вариантах - одноставочном и двухставочном:
- на первое полугодие 2016 года двухставочный тариф предусматривает ставку за содержание электрических сетей в размере 880,45114 руб./кВт мес., ставку на оплату технологического расхода (потерь) в размере 0,41116 руб./кВт.ч. Одноставочный вариант тарифа установлен в размере 2,44619 руб./кВт.ч;
- на второе полугодие 2016 года двухставочный тариф предусматривает ставку за содержание электрических сетей в размере 913,8354 руб./кВт мес., ставку на оплату технологического расхода (потерь) в размере 0,48028 руб./кВт.ч. Одноставочный вариант тарифа установлен в размере 3,01503 руб./кВт.ч.
Между истцом (исполнителем) и ответчиком (заказчиком) 01.10.2008 заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) N 1008-4 (далее - договор), в соответствии с которым исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) от точек приема и до точек поставки путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а заказчик обязался оплачивать эти услуги (пункт 2.1 договора).
В соответствии с пунктом 6.17 договора оплата услуг по передаче электрической энергии (мощности) производится в следующем порядке:
- до 15 числа расчетного месяца - 30 % от стоимости месячного планового объема услуг, согласно выставленного счета;
- до 30 числа месяца, следующего за расчетным, исходя из фактических объемов передачи электроэнергии согласно акту об оказании услуг и на основании выставленного исполнителем счета-фактуры.
Во исполнение условий указанного договора истец в январе - декабре 2017 года оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии (акты об оказании услуг от 31.01.2016, от 29.02.2016, от 31.03.2016, от 31.04.2016, от 31.05.2016, от 30.06.2017, от 31.07.2016, от 31.08.2016, от 30.09.2016, от 31.10.2016, от 30.11.2016, от 31.12.2016).
Неполная оплата ответчиком оказанных услуг по передаче электрической энергии послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Разногласия сторон касаются тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости услуг по передаче электрической энергии. Истец полагает, что при оплате услуг по передаче электрической энергии подлежит применению одноставочный тариф, а ответчик считает, что применению подлежит двухставочный тариф.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности рынках электроэнергии. Эти отношения обусловлены технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, помимо прочих, являются соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, при исполнении которого сетевая организация обязана обеспечить передачу электроэнергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункт 2, подпункт "а" пункта 15 Правил N 861).
На основании пункта 34 Правил N 861 по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 данных Правил.
В силу естественно-монопольной деятельности сетевых организаций услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Из положений пункта 42 Правил N 861 следует, что расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание сетей является вся присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, без ее разбивки как по точкам поставки, так и по потребителям.
Из анализа названных норм следует, что индивидуальный тариф, как одноставочный, так и двухставочный, установленный для расчета между сетевыми организациями, формируется без учета индивидуальных характеристик точек поставки и потребителей, по всему электросетевому хозяйству, заявленному сетевой организацией.
По общему правилу тарифные решения принимаются исходя из предложений регулируемых организаций о прогнозных величинах. В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода.
В силу пункта 11, 12, 17, 18 Правил N 1178 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), пункта 81 Основ ценообразования регулируемые организации извещаются о заседании регулирующего органа и вправе знакомиться с материалами тарифного дела, включая проект решения.
Таким образом, для сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг по общему правилу требования сетевой организации об оплате услуг должны основываться на тарифном решении.
В соответствии с абзацем 15 пункта 81 Основ ценообразования для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). При этом выбранный вариант тарифа для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии применяется со дня введения в действие указанных тарифов.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Из данной правовой нормы следует, что потребитель услуг по передаче электроэнергии вправе выбрать вариант тарифа на очередной период регулирования. Для реализации этого права потребитель должен письменно уведомить территориальную сетевую организацию о своем решении в течение одного месяца с даты официального опубликования тарифного решения. В этом случае достаточно одностороннего волеизъявления потребителя услуг.
Согласно материалам дела, истец являлся исполнителем услуги, а ответчик - заказчиком услуги, то есть ее потребителем.
Ответчик, как потребитель услуг, воспользовавшись правом выбора тарифа, направил в адрес истца письмо от 27.01.2016 N 317 о выборе двухставочного тарифа на 2016 год, которое получено истцом 29.01.2016, то есть в установленный законодательством месячный срок с даты официального опубликования постановления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, приняв во внимание наличие у ПАО "МРСК Центра и Приволжья", являющегося заказчиком (потребителем) услуг по передаче электроэнергии, право выбора варианта тарифа с учетом соблюдения порядка уведомления предприятия, сделал правомерный вывод о намерении ответчика рассчитываться по двухставочному тарифу.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 27.11.2017 по делу N А11-8352/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергетик" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Ж.А. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.