г. Саратов |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А12-33232/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город"
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2017 года по делу N А12-33232/2017 (судья М.Ю. Наумова),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город"
(ОГРН 1143443026968, ИНН 3444216984)
к администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
о признании незаконным предписания
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" (далее - ООО "УК "Уютный город", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" от 04.07.2017 N 2003-р.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2017 года 2017 года требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" о признании незаконным и отмене предписания администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" от 04.07.2017 N 2003-р были оставлены без удовлетворения.
Кроме того, обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.09.2017 по делу N А12-33232/2017, были отменены.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из представленных документов усматривается, что на основании обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 10 по ул. Шауляйскойв г. Волгограде (далее - МКД N 10), содержащего, в т.ч. вопросы правомерности начисления Обществом платы за жилищные услуги в июне-июле 2017 года, Управлением в рамках лицензионного контроля проведена внеплановая документарная проверка.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 04.07.2017 N 2003-р. Проверкой зафиксированы нарушения подпункта "в" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) в части невыполнения Обществом стандартов управления МКД при изменении платы за содержание жилого помещения и части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части не информирования собственников о предстоящем изменении размера такой платы.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 04.07.2017 N 2003-р о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предписанием от 04.07.2017 N 2003-р на ООО "УК "Уютный город" возложена обязанность при установлении (изменении) платы за содержание жилого помещения для МКД N 10 производить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения проект перечня услуг и работ, содержащий объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений; обеспечивать ознакомление собственников помещений в МКД с расчетом и обоснованием финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ); с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и пользования этим имуществом, а также организовывать предварительное обсуждение собственниками помещений в многоквартирном доме этих проектов. В предписании от 04.07.2017 N 2003-р указано, что в случае изменения платы за содержание общего имущества направлять уведомление собственникам МКД N 10 о данном изменении в соответствии с частью 13 статьи 155 ЖК РФ.
Кроме того, возложена обязанность произвести перерасчет платы в виде возврата за коммунальную услугу по отоплению за период с января по март 2017 года собственникам МКД N 10, с указанием основания перерасчета в соответствии с п. 69 Правил N 354. В дальнейшем начислять плату к подтвержденным площадям всех жилых и нежилых помещений МКД N 10.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "УК "Уютный город" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание об устранении нарушений требований от 04.07.2017 N 2003-р выдано инспекцией в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено ч. 1 ст. 198 АПК РФ и ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременное его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч. 13 ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана информировать в письменной форме собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Пунктом 42 Правил установлена обязанность исполнителя по информированию потребителя (в письменной форме) об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг. Такая информация направляется не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Пункт 38 Правил устанавливает, что платежный документ должен содержать, в том числе значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов. В соответствии с подп. "д", п. 38 Правил в платежном документе указываются сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований.
Из содержания части 2 статьи 154 Жилищного кодекса следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункты 1, 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме. Арендаторы и собственники нежилых встроенных помещений исполняют свою обязанность по оплате расходов на содержание и ремонт принадлежащих им помещений перед контрагентом (управляющей организацией) согласно условиям заключенных с ними договоров.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "Уютный город" осуществляет деятельность на основании лицензии от 13.04.2015 N 034-000067. В соответствии с условиями заключенного с собственниками договора управления Общество обязано не только выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги, но и осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления МКД, стандарты и порядок осуществления которой установлены Правилами N 416.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил N 416 управляющая организация обязана подготовить предложения по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в МКД для их рассмотрения общим собранием собственников помещений в МКД, в том числе: - разработать перечень работ и услуг с учетом минимального перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - перечень услуг и работ), а также требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170; при этом в перечень услуг и работ могут быть внесены и дополнительные услуги и работы, не включенные в минимальный перечень; перечень услуг и работ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и (или) график (сроки) оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД; - рассчитать и обосновать финансовые потребности, необходимые для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ); - обеспечить ознакомление собственников помещений с проектами подготовленных документов по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений, а также организовать предварительное обсуждение этих проектов.
Таким образом, выполнение действий по подготовке предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в МКД для их рассмотрения общим собранием является лицензионным требованием, а составленный управляющей организацией проект перечня услуг и работ должен ежегодно (исходя из периодичности проведения собраний, установленного статьей 45 ЖК РФ) направляться исполнителем сначала для ознакомления собственников; затем - для предварительного обсуждения с последними данного проекта, а затем - для утверждения перечня собственникам помещений на их общем собрании.
Данные требования нашли отражение и в договоре управления МКД N 10 от 22.07.2015 (далее - Договор), который Общество заключило в добровольном порядке и которым установлены, в т.ч. перечень услуг и работ по содержанию общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора, а также размер платы за содержание жилого помещения.
Данные решения 21.07.2015 приняты общим собранием собственников МКД N 10, в ходе которого собственниками выбран способ управления, ООО "УК "Уютный город" выбрано для управления МКД N 10, а также обсуждены условия заключаемого с Обществом договора управления.
Плата за содержание общего имущества установлена в размере 16,08 руб./м2 на 2015 год.
В подпункте 4.2 пункта 4 Договора указано, что за три месяца до истечения срока действия платы Управляющая организация обязана направить Собственникам предложения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на будущий период, которые включают финансовое обоснование предлагаемых услуг и работ по каждому виду (с подробным расчетом), их объемы, стоимость, периодичность и 6 (или) график (сроки) оказания, в том числе с указанием на стоимость услуг и работ, выполняемых подрядчиками Управляющей организации. В этих целях управляющая организация направляет предложения председателю совета МКД (либо иному лицу, уполномоченному общим собранием Собственников в случае отсутствия совета МКД), а также собственнику помещения, находящегося в муниципальной собственности заказным письмом или вручает их под роспись. В случае отсутствия указанных лиц, Управляющая организация направляет предложения любому лицу из числа собственников заказным письмом или вручает их под роспись.
Одновременно управляющая организация размещает на доске объявлений МКД информацию о месте и порядке ознакомления собственников с данными предложениями. Управляющая организация не вправе отказать собственнику в ознакомлении с данными предложениями (включая право делать копии, фото, выписки из них). Собственники с учетом предложений управляющей организации обязаны провести общее собрание на предмет установления размера платы за будущий период на основании утвержденных общем собрании перечней работ и услуг.
В период до установления органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, применяется ранее действующий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В случае установления собственниками размера платы за содержание и ремонт жилого помещения без учета предложений управляющей организации (отличного от предложенного управляющей организацией), собственники представляют в управляющую организацию экономическое обоснование установленного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с расшифровкой установленного собственниками тарифа.
В случае отсутствия такого обоснования применяется размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, предложенный управляющей организацией".
Проведенной проверкой установлено, что Обществом до сентября 2016 года включительно применялся установленный собственниками размер платы 16,08 руб./м2., а за октябрь 2016 года потребители получили платежные документы, в которых плата повышена Обществом до 17,95 руб./м2.
Управляющая организация не только не исполнила лицензионные требования, не представив собственникам для ознакомления, предварительного обсуждения и последующего утверждения проект перечня услуг и работ, но и изменила размер платы в одностороннем порядке без предварительного уведомления собственников в соответствии с частью 13 статьи 155 ЖК РФ, согласно которой управляющая организация обязана информировать в письменной форме собственников МКД об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере.
При этом Общество применило (в отсутствие в Договоре условия о возможности такого применения) размер платы, установленный органом местного самоуправления для нанимателей.
В качестве довода апелляционной жалобы общество указывает, что поскольку собственники не проводили общего собрания, на котором бы был установлен новый размер платы, начисление платы стало осуществляться согласно размеру платы для нанимателей, установленному утвержденным постановлением администрации Волгограда от 24.12.2014 N 1676 "Об установлении размера пласты за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений..."
Однако, органы местного самоуправления на основании пункта 3 статьи 156 ЖК РФ осуществляют полномочия по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей. Согласно письму Минрегионразвития РФ от 12.10.2006 N 9555-РМ/07 при выборе и реализации собственниками помещений в МКД способа управления размер платы за содержание общего имущества, установленный органами местного самоуправления, может применяться при принятии такого решения общим собранием собственников помещений в МКД.
При этом условия применения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленного органами местного самоуправления, могут быть указаны в договоре управления МКД. Однако такое условие отсутствует в договоре управления МКД N 10 от 14.07.2015. Постановлением администрации Волгограда от 26.10.2017 N 1681 "О установлении размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда" отменено постановление администрации Волгограда от 24.12.2014 N 1676 "Об установлении размера пласты за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений...".
С 01.12.2017 размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей устанавливается равным размеру платы за содержание жилого помещения, применяемому для собственников жилых помещений в МКД.
ООО "УК "Уютный дом", обосновывая повышение в октябре 2016 года в одностороннем порядке размера платы бездействием собственников в отношении не проведения ими общего собрания, не учитывает требования норм права, не связывающих зависимость действий управляющей организации по последовательному исполнению вышеописанных лицензионных требований в отношении Перечня от материализации намерения собственников провести общее собрание по вопросу установления размера платы. Годовое общее собрание для обсуждения вопросов его компетенции должно проводится ежегодно, помимо этого могут проводиться внеочередные общие собрания. По вопросу установления платы за содержание общего имущества общее собрание (как годовое, так и внеочередное) может проводиться не чаще, чем один раз в год. При этом общее собрание может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления, в т.ч. и по вопросам предварительного обсуждения проекта перечня или принятия решения об утверждении размера платы за содержание общего имущества с учетом ее предложений (статья 46 ЖК РФ).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом не исполнены требования законодательства при установлении платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений МКД, не были произведены действия, направленные на исполнение вышеуказанных лицензионных требований: не предоставлен ни для ознакомления, ни для предварительного обсуждения Проект перечня услуг и работ, не созвано общее собрание для рассмотрения и утверждения данных предложений при установлении платы собственниками.
Учитывая, что плата была изменена в октябре 2016 года, а последующее принятие решения по данному вопросу о размере тарифа за содержание и ремонт возможно не ранее, чем через один год, то установление срока до 12 ноября 2017 года для совершения действий по подготовке перечня работ и услуг и обеспечению ознакомления с ним собственников, является исполнимым требованием.
Судебная коллегия находит обоснованным, что требования предписания направлены на исполнение Обществом своих обязанностей по подготовке предложений (т.е., всей необходимой документации) и направлению их собственникам для изучения (с целью в дальнейшем принятия последними решения по вопросу тарифа на будущий период).
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Переоценка фактических обстоятельств дела, на что, по сути, направлены доводы заявителя апелляционной жалобы, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ недопустима при проверке судебных актов в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный город" не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2017 года по делу N А12-33232/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-33232/2017
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "УЮТНЫЙ ГОРОД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА"