г. Вологда |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А13-4750/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от некоммерческого партнерства "Перевозчики пассажиров г. Вологда" Сурмачевой А.О. по доверенности от 28.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческого партнерства "Перевозчики пассажиров г. Вологда" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 ноября 2017 года по делу N А13-4750/2017 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
некоммерческое партнерство "Перевозчики пассажиров г. Вологда" (ОГРН 1063500026072, ИНН 3525172887; место нахождения: 160026, город Вологда, улица Преображенского, дом 28; далее - партнерство) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Марии Ульяновой, дом 6а; далее - департамент) о признании незаконным решения от 12.04.2017 N 13-0-4/22014/3214 об отказе в выдаче свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрутов и о возложении на департамент обязанности по выдаче карт маршрутов и свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам N 4, 9, 20, 27, 30, 35, 43, 45, 48.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены предприниматели Ромин Евгений Валентинович, Калачиков Юрий Владимирович, Евгеньев Евгений Евгеньевич, Мартыненко Сергей Валерьевич.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 20 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований партнерству отказано.
Заявитель с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы считает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что правом на получение свидетельств и карт маршрутов обладают только лица, которые осуществляли перевозки пассажиров по маршрутам на территории города Вологды на основании договоров на обслуживание соответствующего маршрута, а также о том, что отсутствуют основания для выдачи свидетельств и карт об осуществлении регулярных перевозок по маршруту N 4 в соответствии с пунктом 4 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу партнерства - без удовлетворения.
Третьи лица в отзывах на апелляционную жалобу не возражали против удовлетворения требований партнерства.
Департамент и третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, от указанных лиц поступили ходатайства о рассмотрении жалобы без участия своих представителей. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав письменные доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в жалобе, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, партнерство обратилось в департамент с заявлением от 30.03.2017 о выдаче свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрутов на маршруты N 4, 9, 20, 27, 30, 35, 43, 45, 48.
Департаментом в адрес заявителя направлено письмо от 12.04.2017 N 13-0-4/2214/3214, в котором отражено, что свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрутов на указанные маршруты выданы по результатам проведенных конкурсов на право осуществления перевозок победителям открытых конкурсов, в связи с чем оснований для выдачи указанных документов партнерству не имеется.
Не согласившись с данным решением департамента, партнерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления в полном объеме.
Обжалуемое решение суда проверено судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 - 269 названного Кодекса исходя из доводов, заявленных в апелляционной жалобе.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом N 220-ФЗ.
В силу пункта 3.15.1 Положения о Департаменте городского хозяйства Администрации города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512, департамент осуществляет реализацию функций органов местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной Законом N 220-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 25 названного Закона ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Частью 2 названой статьи указанного Закона предусмотрено, что по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ).
На основании части 4 статьи 39 Закона N 39-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт:
1) выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
Таким образом, как верно указано судом в обжалуемом решении, положения статьи 39 Закона N 220-ФЗ определяют, в каких случаях перевозчик может продолжать осуществлять регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок.
При этом, исходя из буквального содержания вышеуказанной нормы Закона, уполномоченный орган местного самоуправления выдает юридическим лицам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по маршруту и новые карты данного маршрута при условии осуществления ими регулярных перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Решением Вологодской городской Думы от 28.10.2004 N 132 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования "Город Вологда" (далее - Положение об организации транспортного обслуживания), в соответствии с пунктом 2.1 которого (в редакции, действовавшей на дату вступления в силу Закона N 220-ФЗ) мероприятиями по организации транспортного обслуживания населения являются:
- организация маршрутов регулярных перевозок;
- формирование и ведение реестра маршрутов регулярных перевозок;
- осуществление допуска перевозчиков к транспортному обслуживанию по маршрутам регулярных перевозок;
- контроль за соблюдением установленных условий выполнения регулярных перевозок.
В силу пункта 2.2 настоящего Положения организация транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок пассажиров на территории муниципального образования "Город Вологда" осуществляется заказчиком пассажирских перевозок.
На основании пункта 2.3 Положения об организации транспортного обслуживания предусмотрено, что пассажирские перевозки транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным и наземным электрическим транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда" осуществляются перевозчиком на основании договора, заключенного с заказчиком пассажирских перевозок, в соответствии с Правилами пользования автобусами и троллейбусами на территории муниципального образования "Город Вологда".
В силу пункта 6.1 Положения об организации транспортного обслуживания договор на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным (наземным электрическим) транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда" заключается заказчиком пассажирских перевозок с перевозчиком по форме, установленной постановлением администрации города Вологды.
Согласно пункту 6.2 данного Положения договор на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении заключается заказчиком пассажирских перевозок с победителем конкурса на срок, предусмотренный конкурсной документацией, но не более трех лет.
Пунктом 6.3 этого же Положения предусмотрено, что договор на обслуживание маршрута регулярных перевозок заключается без проведения конкурса в случае, если потребность в регулярных перевозках обусловлена обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее в пределах сроков, необходимых для организации и проведения конкурса, при этом договор заключается с перевозчиком, определяемым заказчиком пассажирских перевозок, на срок, необходимый для организации проведения конкурса.
Из буквального содержания вышеуказанных норм права следует, что по общему правилу необходимым основанием для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда" до вступления в силу Закона N 220-ФЗ являлся договор на обслуживание маршрутов регулярных перевозок пассажиров, заключенный по результатам конкурса.
Следовательно, как верно указано судом в обжалуемом решении, правом на получение свидетельств и карт маршрутов обладают только лица, которые осуществляли перевозки пассажиров по маршрутам на территории города Вологды на основании договоров на обслуживание соответствующего маршрута.
Доводы подателя жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорный вопрос.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на момент обращения в департамент договоры, заключенные по результатам конкурсов на обслуживание маршрутов 4, 9, 20, 27, 30, 35, 43, 45, 48, у партнерства отсутствовали, что заявителем не отрицается.
Таким образом, с учетом положений статьи 39 Закона N 220-ФЗ Положения об организации транспортного обслуживания оснований для включения сведений о маршрутах в реестр маршрутов регулярных перевозок, выдачи соответствующих свидетельств и карт маршрутов по маршрутам N 9, 20, 27, 30, 35, 43, 45, 48 у департамента как заказчика перевозок не имелось.
Доводы партнерства об обязанности у ответчика выдать свидетельства и новые карты в связи с включением указанных выше маршрутов в Реестр от 12.04.2016, наличием у заявителя договора по маршруту N 4, оценены и правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с переходными положениями Закона N 220-ФЗ обязательным условием для продолжения оказания услуг по перевозке является наличие заключенного договора и нахождение в Реестре. При этом процедура, необходимая для продолжения деятельности по осуществлению регулярных пассажирских перевозок является обязательной как для перевозчика, так и для уполномоченного органа.
Как установлено судом, решением Арбитражного суда Вологодской области от 02 марта 2016 года по делу N А13-18109/2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016, определено, что у партнерства отсутствует право на включение в Реестр сведений о маршрутах регулярных перевозок и выдаче карт маршрутов в порядке пункта 3 статьи 39 в отсутствие договоров на обслуживание маршрутов.
При этом, как верно отмечено судом, включение департаментом маршрутов в Реестр 12.04.2016 в отсутствие договоров на перевозку не подтверждает легитимность осуществления партнерством деятельности по перевозке на дату вступления в силу Закона N 220-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что договор по маршруту N 4 от 20.05.2015 заключен с партнерством до проведения конкурсов в порядке, предусмотренном пунктом 6.3 Положения об организации транспортного обслуживания.
Кроме того, подателем жалобы не отрицается тот факт, что на дату вынесения ответчиком оспариваемого решения от 12.04.2017 партнерство не осуществляло перевозки по маршруту N 4, срок выдачи партнерству временных карт по маршруту N 4 истек 30.10.2016 и в Реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок, утвержденном по состоянию на 01.08.2016, 31.03.2017, заявитель в качестве перевозчика не значился, перевозка по результатам конкурса осуществлялась иным лицом.
В связи с этим является правильным вывод суда о том, что оснований для выдачи партнерству карты маршрута и свидетельства в порядке, установленном пункта 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, в отношении маршрута N 4 у департамента также не имелось.
Помимо изложенного, на дату принятия ответчиком оспариваемого отказа в отношении всех спорных маршрутов департаментом были проведены открытые конкурсы на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования "Город Вологда" по нерегулируемым тарифам, определены победители конкурсов, партнерство участия в этих конкурсах не принимало.
При этом, как верно указано судом в обжалуемом решении, доводы заявителя о неправомерном проведении таких конкурсов на осуществление деятельности по перевозке судом не могут быть приняты во внимание, поскольку основания проведения в 2016 названных конкурсов предметом заявленных требований не являются.
Тот факт, что после принятия департаментом оспариваемого отказа решениями Арбитражного суда Вологодской области по ряду дел проведенные конкурсы в отношении рассматриваемых маршрутов признаны недействительными, не имеет правового значения для настоящего спора и не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных требований партнерства.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ законность оспариваемого ненормативного правового акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение, реализации заложенного в нем правового потенциала либо восстановления нарушенных прав лица, в отношении которого он вынесен.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела подлежат установлению обстоятельства наличия (отсутствия) оснований для отказа заявителю в выдаче свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и соответствующих карт маршрутов на дату принятия такого отказа уполномоченного органа с учетом доказательств, собранных им на указанную дату.
В данном случае отказ департамента на дату его принятия являлся обоснованным.
Следовательно, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 20 ноября 2017 года по делу N А13-4750/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу некоммерческого партнерства "Перевозчики пассажиров г. Вологда" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.