г. Чита |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А19-20672/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы Е.А., судей Гречаниченко А.В., Даровских К.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоренко Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Нижнеудинского Муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2017 по делу А19-20672/2016 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659, ИНН 3808166404, место нахождения: 664033, область Иркутска, город Иркутск, улица Лермонтова, 257) к Нижнеудинскому муниципальному образованию в лице Администрации Нижнеудинского Муниципального образования (ОГРН 1053813014595, ИНН 3813002056, место нахождения: 665106, область Иркутская, город Нижнеудинск, улица Ленина, дом 40), третье лицо: Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252, место нахождения: 664009, город Иркутск, улица Ширямова, 54) о взыскании 240 795 руб. 54 коп.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутская энергосбытовая компания" (далее - истец, ООО "Иркутская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Нижнеудинскому муниципальному образованию в лице Администрации Нижнеудинского Муниципального образования (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 240 795 руб. 54 коп. убытков в виде технологических потерь в электрических сетях за сентябрь 2016 года.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Четвертый арбитражный апелляционный суда с апелляционной жалобой, в которой просит принятое судом первой инстанции решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение судом норм материального и процессуального права. Ответчиком и третьим лицом не определялись границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, так как ответчик не имеет договорных отношений ни с гарантирующим поставщиком, ни с третьим лицом. Заявитель жалобы указывает, на то, что истцом расчет потребленной электрической энергии физическими лицами суду не представлен, а представлен лишь реестр таких потребителей, который является недостоверным, поскольку не учитывает всего фактически потребленного объема электрической энергии потребителями.
От истца поступили пояснения по делу, в которых выражается согласие с принятым судебным актом, указывается на наличие в материалах дела доказательств, подтверждающих объем полученной конечными потребителями электроэнергии. Истец считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы в части недоказанности истцом количества проживающих в квартирах не соответствуют фактическим обстоятельствам и документально не опровергнуты.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления Правления Службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2007 N 46-П "О смене организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика" с 1 января 2008 года ООО "Иркутскэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика, переданы права и обязанности ОАО "Иркутскэнерго" по всем договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным по состоянию на 24-00 часа 31 декабря 2007 года.
ООО "Иркутскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком и осуществляет энергоснабжение г. Нижнеудинска через трансформаторные подстанции "Энгельса" "Профилакторий", "Кирзавод", "ЦРП Слюдфабрика" и линии электропередач.
Нижнеудинское муниципальное образование в лице администрации Нижнеудинского муниципального образования является законным владельцем указанных подстанций и сетей, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.11.2013 (том 1, л.д. 46), от 02.12.2013 (том 1, л.д. 91), от 23.03.2009 (том 1, л.д. 146), от 02.12.2013 (том 1, л.д. 155), от 26.03.2014(том 1 л.д. 177).
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" оказывает услуги по передаче электрической энергии истцу до границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, между ответчиком и третьим лицом.
Истец, ссылаясь на то, что у него возникли убытки в виде стоимости фактических потерь электрической энергии в сетях, владельцем которых за период: сентябрь 2016 являлся ответчик, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании технологических потерь в электрических сетях.
Арбитражный суд Иркутской области, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 15, 16 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", а также Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены или изменения.
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных статьей 21 Федерального закона "Об электроэнергетике", Постановлением от 27.12.2004 N 861 утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила N 861), а также Постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Правила N 530).
В соответствии с абзацем первым пункта 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязано оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктами 50 и 51 Правил N 861 размер фактических потерь в сетях определяется в виде разницы между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 861 в случае, если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через, в том числе, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
В абзаце 2 пункта 6 Правил N 861 предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения указанных Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Как установлено в абзаце 1 пункта 128 Основных положений N 442, фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III этого документа.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном в разделе X данного документа для сетевых организаций (пункт 129 Основных положений).
В пункте 130 Основных положений определено, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Из анализа указанных норм следует, что на владельцев объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, распространяется обязанность по оплате фактических потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им сетях. При этом порядок определения фактических потерь для владельцев электросетевого хозяйства аналогичен порядку, установленному для сетевых организаций.
В этой связи отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях по зависящим от него обстоятельствам при транзите этой энергии.
Из материалов дела следует, что ответчик технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) не осуществляет, перетоку электроэнергии через свои объекты электросетевого хозяйства не препятствует, в договорных отношениях на предмет оказания услуг по передаче электроэнергии с истцом не состоит, тариф на услуги по передаче электрической энергии ответчику не установлен.
То есть при отсутствии у ответчика статуса сетевой организации, он одновременно является владельцем электросетевого хозяйства: трансформаторных подстанций "Энгельса" фидеры N 1 и 2, "Профилакторий", "Кирзавод", "ЦРП Слюдфабрика" фидеры N А, В и линии электропередач.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета, а при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных указанным документом и приложением N 3 к нему.
Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (пункт 144 Правил N 442).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ответчик является собственником: трансформаторных подстанций "Энгельса" фидеры N 1 и 2, "Профилакторий", "Кирзавод", "ЦРП Слюдфабрика" фидеры N А, В и линий электропередач.
Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства передачи вышеуказанных объектов каким-либо лицам в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование.
Договор о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электроэнергии между ООО "Иркутскэнергосбыт" и администрацией Нижнеудинского муниципального образования не заключался.
Из представленных в суд первой доказательств следует, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго" оказывает услуги по передаче электрической энергии истцу до границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с ответчиком, о чем свидетельствуют акты от разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 01.01.2011 N 83, N 84, N78 (л.д.50-161 т.1).
Из указанных актов следует, что вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства (трансформаторные подстанции и линии электропередач) находятся в зоне ответственности (принадлежности) ответчика.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по оплате стоимости фактических потерь, возникших на вышеуказанных объектах электросетевого хозяйства, лежит на Администрации Нижнеудинского муниципального образования Иркутской области.
Фактические потери электроэнергии определены на основании показаний приборов учета, учитывающего объем электроэнергии, поступивший в сети городского поселения за минусом объема электроэнергии, потребленной конечными потребителями истца.
Потери электрической энергии за сентябрь 2016 года составили 141 925 квт.ч. на сумму 240 795 руб. 54 коп.
Доводы апелляционной жалобы, повторяя изначальные возражения ответчика в суде первой инстанции, направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела, надлежащим образом установленных и исследованных судом, получили надлежащую оценку в решении суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 ноября 2017 года по делу N А19-20672/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.