г. Пермь |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А50-22120/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Макарова Т.В., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой О.С.,
при участии:
от заявителя: после перерыва - Бабкин В.С. (паспорт, директор);
от ответчика: до перерыва - Тищенко И.М. (паспорт, доверенность от 27.09.2017);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 27 октября 2017 года,
принятое судьей О.В. Вшивковой
по делу N А50-22120/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Красноярское лесопромышленное предприятие" (ОГРН 1048102240284, ИНН 8107010888)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
об оспаривании отказа в приеме дополнения к лесной декларации,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Красноярское лесопромышленное предприятие" (заявитель, общество "Красноярское лесопромышленное предприятие") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ответчик) о признании незаконным отказа в приеме дополнения к лесной декларации, изложенного в письме N СЭД-30-01-25.4-3748 от 15.06.2017.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.10.2017 (резолютивная часть от 20.10.2017) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что на момент подписания дополнительного соглашения от 17.10.2012 предоставление лесного участка в аренду с целью заготовки древесины было возможно только в результате проведения торгов. Договор аренды, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожной сделкой. В связи с чем, заключенное сторонами дополнительное соглашение является недействительным в части изменения срока действия договора. Ответчик считает, что срок действия договора аренды истек 05.09.2014. В связи с истечением срока действия договора основания для принятия дополнений к лесной декларации отсутствовали. Ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 25.12.2008 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом "Красноярское лесопромышленное предприятие" заключен договора N 143 аренды лесного участка площадью 55037 га для заготовки древесины на срок с 25.12.2008 по 06.09.2014 (включительно).
Дополнительным соглашением N 2 от 17.10.2012 в указанный договор внесены изменения, в связи с переименованием арендодателем указано Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, срок действия договора установлен с 25.12.2008 до 06.09.2018.
26.09.2016 заявитель представил ответчику лесную декларацию N 4957/7.
05.06.2017 заявитель обратился к ответчику с дополнением к указанной лесной декларации.
Письмом от 15.06.2017 N СЭД-30-01-25.4-3748 ответчик отказа в приеме дополнения к лесной декларации, сославшись на недействительность дополнительного соглашения от 17.10.2012 к договору аренды лесного участка в части изменениям срока действия договора.
Полагая, что отказ в принятии дополнения к лесной декларации является недействительным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что на момент подачи дополнения к лесной декларации заявитель фактически осуществлял пользование лесным участком и не получал уведомления о возврате арендуемого имущества. В связи с чем, основания для отказа в принятии дополнения к лесной декларации у ответчика отсутствовали.
Указанный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.
Согласно ст. 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Дополнение к лесной декларации было представлено заявителем, как арендатором лесного участка по договору аренды от 25.12.2008 N 143.
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
В силу п. 1 ст. 74 ЛК РФ, в редакции, действующей на момент подписания договора и дополнительного соглашения N 2, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 названной статьи.
В последующем редакция ст. 74 ЛК РФ была изменена.
На момент осуществления государственной регистрации дополнительного соглашения N 2 от 17.10.2012 (25.04.2014) указанная норма также содержала положения о заключении договора аренды лесного участка по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора в форме открытого аукциона и невозможности изменения условий аукциона по соглашению сторон.
Согласно п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, п. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", ст. 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. Договор аренды имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (ст. 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Как следует из материалов дела, договор аренды лесного участка N 143 от 25.12.2008 был заключен в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на срок по 06.09.2014.
В силу ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных п. 2 названной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).
Дополнительное соглашение N 2 от 17.10.2012 в части изменения срока действия договора аренды до 06.09.2018 заключено с нарушением положений ст. 74 ЛК РФ.
С учетом разъяснений, данных в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" дополнительное соглашение N 2 от 17.10.2012 в части продления срока действия договора является ничтожным.
Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При таких обстоятельствах, срок договора аренды лесного участка N 143 от 25.12.2008 истек 06.09.2014, оснований для принятия 05.06.2017 от заявителя дополнения к лесной декларации согласно ст. 26 ЛК РФ у ответчика не имелось, решение ответчика, изложенное в письме N СЭД-30-01-25.4-3748 от 15.06.2017, не противоречит закону. Довод заявителя о создании ответчиком препятствий в использовании лесного участка в период действия договора аренды признается судом апелляционной инстанции необоснованным.
С учетом изложенного, решение суда от 27.10.2017 подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 октября 2017 года по делу N А50-22120/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.