г. Хабаровск |
|
19 февраля 2018 г. |
А16-2206/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от прокурора города Биробиджана: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Спецкомбинат": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецкомбинат"
на решение от 20.12.2017
по делу N А16-2206/2017
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Серовой О.Н.,
по заявлению прокурора города Биробиджана
к обществу с ограниченной ответственностью "Спецкомбинат"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор города Биробиджана (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спецкомбинат" (далее - общество, ООО "Спецкомбинат") о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20.12.2017 заявление удовлетворено. Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта, и принять новое решение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ООО "Спецкомбинат" имеет действующую лицензию по транспортировке отходов IV класса опасности.
В ходе прокурорской проверки на предмет исполнения требования законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории г.Биробиджана, установлено, что обществом нарушаются требования законодательства РФ о лицензировании, а именно: общество, на основании договора аренды земельного участка от 27.05.2010 N 10499, используемого в качестве полигона, заключенного между ним и муниципальным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан", договоров на оказание услуг по приему и захоронению твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов от 15.03.2017, от 16.05.2017, от 29.03.2017, от 11.07.2017, от 31.03.2017, от 30.01.2017, от 27.04.2017, от 18.05.2017, от 02.07.2014, заключенных с ОГАУ "Облученский противоположный центр", ООО "ВСК", АО "ДРСК", ИП Токмаков П.В., ОАО "РЖД", ЗАО "Эктив Телеком", ООО "Визус", ООО "Медицинский диагностический центр", ООО "Гармония" осуществляет оказание услуг по сбору и размещению твердых бытовых отходов, при этом общество не имеет лицензии на данный вид деятельности.
24.08.2017 прокурором в отношении ООО "Спецкомбинат" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, рассматриваются арбитражными судами, прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Привлекая Общество к административной ответственности, суд первой инстанции, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность в отсутствие лицензии.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о возможности привлечения лица к административной ответственности подлежит установлению факт осуществления лицом, которому вменяется совершение данного правонарушения, конкретной подлежащей лицензированию деятельности.
В силу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным от 03.11.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального.
Федеральный от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Согласно Федеральному закону N 99-ФЗ деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Как следует из Федерального закона N 89-ФЗ, под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов определено как перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов как хранение и захоронение отходов. В свою очередь, под хранением отходов подразумевается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Судом по материалам дела установлено, что лицензией обществу разрешено осуществление деятельности только по транспортированию отходов организаций.
Однако в ходе прокурорской проверки выявлено, что 24.08.2017 ООО "Спецкомбинат" оказывало услуги по сбору и размещению твердых бытовых отходов производства и потребления IV класса опасности с объектов, расположенных на территории г.Биробиджана без лицензии на указанные виды деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку лицензия на сбор и размещение твердых бытовых отходов у ООО "Спецкомбинат" отсутствует, и общество не предпринято всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства в данной сфере, в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вина общества заключается в осуществлении сбора и размещении опасных отходов без специального разрешения (лицензии), чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности, которая может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования.
Вступая в правоотношения, регулируемые приведенными выше правовыми нормами, общество должно было не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Обстоятельства правонарушения, совершенного обществом, подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 24.08.2017 и другими материалами дела.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Административное наказание назначено судом первой инстанции в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения правонарушителя от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ апелляционной коллегией суда также не установлено.
Доводы апелляционной жалобы со ссылками на то, что обществом осуществлялся сбор и размещение отходов V класса опасности, на что не требуется получение соответствующего разрешения (лицензии), коллегией отклоняется, поскольку соответствующих доказательств, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 20.12.2017 по делу N А16-2206/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.