г. Москва |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А40-141438/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В.Румянцева,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Зыкуновой Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
ИП Сидоровой Т.В.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.10.2017 по делу N А40-141438/17, принятое судьей А.В. Бедрацкой (20-1652),
по заявлению ИП Сидоровой Т.В.
к ИФНС России N 14 по г.Москве
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Качай Е.Г. по дов. от 06.04.2017;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сидорова Татьяна Владимировна (далее - предприниматель, заявитель, ИП Сидорова Т.В.) обратился с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании незаконным бездействие, выразившееся в письмах от 27.01.2017 г. в отношении ИП Сидорой Т.В., об обязании осуществлять учет применяемой ИП Сидоровой Т.В. системы налогообложения и поступающих платежей налогов по УСН.
Решением от 25.10.2017 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя налогового органа, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией в адрес ИП Сидоровой Т.В. было направлено уведомление N 13-13/018794 от 27.01.2017 г., согласно которому заявитель не вправе применять упрощенную систему налогообложения (УСН) и обязан отчитываться и уплачивать налоги по общему режиму налогообложения.
Заявитель, посчитав действия инспекции незаконными, в порядке статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по г. Москве - в которой просил удовлетворить его заявление от 29.12.2016 г., а именно - выдать ему подтверждение факта применения УСН.
Руководствуясь статьями 138, 139, 140 Налогового кодекса РФ, ИП Сидорова Т.В. 14 июня 2017 года обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве на действия (бездействия) должностных лиц ИФНС России N 14 по г. Москве.
Не дождавшись ответа УФНС России по г. Москве, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Упрощенная система налогообложения (далее - УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ (пункт 1 статьи 346.11 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ.
Упрощенная система налогообложения (далее - УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ (пункт 1 статьи 346.11 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ.
В связи с тем, что переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер, индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В этой связи индивидуальные предприниматели с даты постановки их на учет в налоговом органе вправе применять УСН в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
В соответствии со статьей 346.14 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать объект налогообложения: "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов". При объекте налогообложения "доходы" налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Одновременно пунктом 3 статьи 346.12 установлен закрытый перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ четко установлено, что организации, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Как верно установлено судом первой инстанции, заявитель с момента регистрации с 28.03.2014 г. применял УСН, за 2014 и 2015 года им были представлены налоговые декларации по УСН, однако до настоящего времени заявитель не уведомил налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения, следовательно, при отсутствии соответствующего волеизъявления в силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщик применяет общий режим налогообложения.
В соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" Раздел VIII. 1 "Специальные налоговые режимы" Налогового кодекса Российской Федерации дополнен Главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая введена в действие с 01.01.2003 г.
Вступившим в законную силу с 01.01.2013 г. Федеральным законом от 25.06.2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 3 статьи 346.12 НК РФ дополнен пп. 19, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие налоговые органы о переходе на УСНО в сроки, установленные п. п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять данный специальный налоговый режим. (Письмо Минфина России от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123).
Таким образом переход на УСН с 01.01.2013 г. осуществляется в уведомительном порядке как для ранее существующих, так и для вновь созданных (зарегистрированных) налогоплательщиков. Помимо уведомления о переходе на УСН от налогоплательщика не требуется представления каких-либо иных документов. Уведомление о переходе на УСН (форма N 26.2-1) утверждено приказом Федеральной налоговой службы России от 02.11.2012 г. N ММВ-7-3/829@. При этом, законодатель четко ограничил сроки представления таких уведомлений:
* согласно подпункту 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, а также письму Министерства Финансов Российской Федерации от 13.02.2013 N 03-11-11/66, организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, не вправе применять упрощенную систему налогообложения;
- если лицом нарушен срок подачи уведомления о переходе на УСН, то такой налогоплательщик не вправе применять УСН. В этом случае налоговым органом направляется сообщение о невозможности рассмотрения уведомления о переходе на УСН по форме 26.2-5;
- если лицом в тридцатидневный срок не было подано заявление о переходе на УСН, следовательно, в силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщик не вправе применять УСН как минимум до наступления следующего календарного года (пункт 1 статьи 346.13 НК РФ) с учетом подачи уведомления о применении УСН до 31 декабря текущего года.
Учитывая, что заявителем уведомление о переходе на УНС не подано, доводы заявителя о неправомерном применении инспекцией подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, введенным Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ и вступившим в силу с 01.01.2013, не обоснован.
Следовательно, согласно нормам Главы 26.2 НК РФ заявитель не вправе применять данный специальный налоговый режим в случае отсутствия уведомления заявителем налогового органа о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Ссылки заявителя на Постановление Президиума ВАС РФ от 07.10.2008 г. N 6159/08 отклоняются апелляционным судом, поскольку данный судебный акт был вынесен без учета изменений в законодательстве о налогах и сборах, поскольку с 01.01.2013 г. Федеральным законом от 25.06.2012 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 3 статьи 346.12 НК РФ введен пп. 19, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие налоговые органы о переходе на УСНО в сроки, установленные п. п. 1 и 2 ст. 346.13 НК РФ, не вправе применять данный специальный налоговый режим.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2017 по делу N А40-141438/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В.Румянцев |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.