г. Вологда |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А66-9010/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.
при участии от администрации города Твери Тарасова В.В. по доверенности от 23.09.2015, Репиной О.Ю. по доверенности от 27.02.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Калининское" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября 2017 года по делу N А66-9010/2017 (судья Белова А.Г.),
установил:
закрытое акционерное общество "Калининское" (место нахождения: 170007, Тверская обл., Калининский р-н., пос. Загородный; ОГРН 1026900519403, ИНН 6924003149, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Советская, д. 11; ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920, далее - Администрация) о признании незаконным отказа в приватизации земельного участка площадью 44 437,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Халтурина, д. 130, кадастровый номер 69:40:0300103:3 под пастбище, изложенного в письме Администрации от 06.04.2017 N 01/1925-и, а также о возложении на Администрацию обязанности в тридцатидневный срок принять решение о передаче в собственность Общества земельного участка и подготовить проект договора купли-продажи земельного участка (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 13 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что фрагмент основного чертежа Генерального плана, заключение кадастрового инженера от 12.09.2017 и фрагмент карты градостроительного зонирования не могут являться допустимыми доказательствами по делу. Судом не установлено, что границы земельного участка, на который Общество подало заявление о выкупе, расположены в границах красных линий, согласно проекту планировки территории, для сложного двухуровневого транспортного узла и земельный участок находится на землях общего пользования. Отказ администрации в передаче спорного земельного участка в собственность Обществу неправомерен.
Администрация в отзыве на жалобу и представители в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 14.03.2017 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о выкупе земельного участка площадью 44 437,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Тверь, ул. Халтурина, д. 130, кадастровый номер 69:40:0300103:3, под пастбище, с приложением необходимых документов.
Администрация в письме от 06.04.2017 N 01/1925 (листы дела 9-11) отказала Обществу в предоставлении в собственность земельного участка в связи с тем, что генеральным планом испрашиваемый земельный участок предусматривается под сложный двухуровневый транспортный узел. В составе испрашиваемого земельного участка имеются земли общего пользования (береговая полоса).
Считая отказ Администрации в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, отказал в их удовлетворении.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство основывается, среди прочего, на принципах единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, определения правового режима земель, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Исходя из положений статей 39.1, 39.2, 39.3, 39.17, 39.20 ЗК РФ, в развитие названных принципов предусмотрено, в том числе, исключительное право юридического лица, являющегося собственником объекта недвижимости, на приобретение в собственность земельного участка, на котором указанный объект расположен, без проведения торгов. Данному праву корреспондирует обязанность уполномоченного органа предоставить земельный участок на основании договора купли-продажи. При этом реализация обозначенного права и исполнение соответствующей ему обязанности должны осуществляться с соблюдением установленного порядка.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 ЗК РФ. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, закреплены в пункте 1 названной статьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 39.17 Кодекса установлена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктами 6, 17 названной статьи ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; или указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В рассматриваемом случае, Администрация отказала Обществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность со ссылкой на то, что генеральным планом города Твери земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300103:3 предусмотрен под сложный двухуровневый транспортный узел. Кроме того, в составе земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300103:3 имеются земли общего пользования (береговая полоса), так как граничащий с северо-запада земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300103:1 является водным фондом реки Тьмаки.
При рассмотрении спора судом установлено, в соответствии с генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 года N 193 (394), испрашиваемый земельный участок относится к рекреационной зоне зеленых насаждений общего пользования с формированием транспортной развязки, включающей магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения.
В соответствии с пояснительной запиской к Генеральному плану его электронные картографические материалы выполнены в геоинформационной системе "MapInfo", при разработке проекта использована система координат МСК69. Генеральный план выполнен на цифровой картографической основе М 1:10000.
Согласно заключению кадастрового инженера от 12.09.2017 земельный участок с кадастровым номером 69:40:0300103:3 относится к рекреационной зоне зеленых насаждений общего пользования с формированием транспортной развязки, включающей магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения; часть земельного участка находится в пределах береговой полосы реки Тьмака, ширина которой составляет двадцать метров от береговой линии.
Данные выводы сделаны по результатам сопоставления в геоинформационной системе "MapInfo" электронных картографических материалов Генерального плана города Твери и координат поворотных точек границ данного земельного участка (листы дела 80-88).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения являются ограниченными в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Поскольку весь земельный участок согласно генеральному плану города Твери, предусматривается для организации транспортной развязки, как следствие, он является ограниченным в обороте, администрация города Твери правомерно отказала в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Доводы Общества об отсутствии доказательств нахождения границ спорного земельного участка в границах красных линий согласно проекту планировки территории отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Требования к содержанию генерального плана установлены в статье 23 ГрК РФ.
Согласно пункту 2 части 3 названной статьи ГрК РФ генеральный план должен содержать карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа. На основании подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 23 ГрК РФ на данной карте отображаются, в том числе планируемые к размещению автомобильные дороги местного значения.
В соответствии с пояснительной запиской к Генеральному плану города Твери последний является основным документом территориального планирования города, обеспечивающим устойчивое развитие территории.
Генеральный план определяет направления и границы развития территории города, зонирование территории, направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
Генеральный план является документом осознанного самоограничения, не позволяющим принимать градостроительные решения, выгодные в краткосрочной перспективе, но губительные в долгосрочной.
Решения Генерального плана на расчетный срок являются основанием для разработки документации по планировке территории, а также территориальных и отраслевых схем размещения отдельных видов строительства, развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, мероприятий по охране окружающей среды и учитываются при разработке правил землепользования и застройки.
Согласно части 11 статьи 9 ГрК РФ генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
В соответствии с пояснительной запиской к Генеральному плану мероприятия по территориальному планированию по последовательности их выполнения разделены в нем на три проектных этапа: I этап - до 2027 года - 1 очередь; II этап - до 2037 года - расчетный срок; III этап - до 2050 года - перспектива (за расчетный срок).
Таким образом, Генеральный план представляет собой документ долгосрочного перспективного территориального планирования.
Испрашиваемый Обществом земельный участок, в соответствии с генеральным планом города Твери, расположен в функциональных зонах транспортной инфраструктуры (сложный двухуровневый транспортный узел).
Также суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Генеральный план муниципального образования является муниципальным правовым актом.
Частью 15 статьи 24 ГрК РФ предусмотрено право правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения Генерального плана, оспорить его в судебном порядке.
Положения Генерального плана, предусматривающие организацию на спорном земельном участке транспортной развязки, заявителем не оспорены.
С учетом изложенного, а также с учетом правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Определении N 305-КГ16-10498, согласно которой для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по основанию, предусмотренному пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности оспариваемого решения Администрации, которым Обществу отказано в передаче спорного земельного участка в собственность.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют позицию Общества по делу, не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, согласно статьям 104, 110 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу из федерального бюджета подлежит возврату излишне уплаченная по платежному поручению от 06.12.2017 N 4364 государственная пошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13 ноября 2017 года по делу N А66-9010/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Калининское" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Калининское" (ОГРН 1026900519403, ИНН 6924003149; место нахождения: 170007, Тверская обл., Калининский р-н., пос. Загородный) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 06.12.2017 N 4364.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9010/2017
Истец: ЗАО "КАЛИНИНСКОЕ"
Ответчик: Администрация г.Твери