г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А21-8606/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Бурак К.Д.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-139/2018) ООО "ЖЭУ N 12 Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.11.2017 по делу N А21-8606/2017 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "ЖЭУ N 12 Ц"
к Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания N ЖК-2/480/ЯВА/N 17-8121/9 от 07.08.17
установил:
ООО "ЖЭУ N 12Ц" (ОГРН 1083925038845, место нахождения: 236005, г.Калининград, ул.К.Маркса,54) (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области(место нахождения: 236040, г.Калининград, Дм.Донского,1, (далее - Министерство, заинтересованное лицо) N ЖК-2/480/ЯВА/N 17-8121/9 от 07.08.17.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить, удовлетворить требования в части признания недействительным требование предписания о замене черепицы с трещинами, в том числе с заменой листов из жести на черепицу над квартирой N 5 спорного жилого дома. В обоснование жалобы апеллянт указывает, что замена отдельных листов черепицы на аналогичные технически невозможна. Проведенный ремонт отдельных участков кровли листами из жести является единственно возможным в данном случае способом устранения протечек. Оспариваемым предписанием на Общество фактически возложена обязанность проведения капитального, а не текущего ремонта.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, С целью проверки поступившего обращения жильца многоквартирного дома N 30-32 (далее - МКД) по ул.Коммунальной в г. Калининграде по вопросу ненадлежащего содержания общедомового имущества руководителем Министерства был издан приказ N 1466 от 31.07.17г. о проведении внеплановой, выездной проверки ООО "ЖЭУ N 12Ц".
По результатам проверки составлен акт, а также выдано предписание Обществу N ЖК-2/480/ЯВА/N 17-8121/9 от 07.08.17г., в котором указаны нарушения действующего законодательства, а именно п.4.6.1.2, 5.5.6, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.03г. (далее по тексту - Правила).
В срок до 10.10.17, Обществу надлежало проинформировать Министерство об исполнении предписания:
-выполнить текущий ремонт отслоившейся отделки (штукатурки) на оголовках дымоходов дома N 30-32 по ул.Коммунальной в г. Калининграде;
-выполнить ремонт кровельного покрытия из черепицы (с трещинами) и заменить листы из жести на черепицу над квартирой N 5 дома N 32 по ул.Коммунальной с главного фасада дома N 30-32 по ул.Коммунальной;
-выполнить работы по установке плафонов в осветительные установки на межэтажных площадках дома N 30-32 ул.Коммунальной в г.Калининграде и установить в осветительную установку лампу и плафон на входе в подъезд N 30 дома N 30-32 по ул.Коммунальной.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом выявленных нарушений, нарушения прав и законных интересов общества не выявил. В связи с изложенным, спорное предписание признано судом законным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами N 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В данных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Согласно пункту 4.3.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Фотоматериалы проверки вместе с представленным Министерством актом подтверждают, что на частично замененном управляющей компанией черепичном покрытии листами из жести отсутствует герметизация в местах соединений, элементы черепицы местами повреждены (поперечные трещины).
Пункт 5.5.6 Правил N 170 обязывает организацию по обслуживанию жилищного фонда обеспечить, в том числе содержание в технически исправном состоянии вентиляционных каналов и дымоходов; герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора.
Проверка показала, что данные требования Обществом не выполняются (на головках дымоходов имеется отслоение штукатурки).
В силу п. 5.6.2 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда и обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений (п.5.6.6).
Согласно предписанию Обществу необходимо произвести ремонт местных разрушений штукатурного слоя и обеспечить замену поврежденной черепицы во избежание ее падения с крыш перед подъездом.
В предписании также указано на необходимость заменить листы из жести на черепицу и поврежденную черепицу над квартирой N 5 дома N 32 по ул. Коммунальной в г. Калининграде с главного фасада дома.
Как обоснованно заключил суд первой инстанции, перечень необходимых к выполнению работ административным органом обоснован; объем планируемых к выполнению работ не превышает 50%, а составляет примерно 1/8 (12,5%) от общего объема кровельного покрытия многоквартирного дома N 30-32 по ул. Коммунальной в г. Калининграде.
При этом в ходе рассмотрения дела заявителем не опровергнуто, что затраты на работы по замене листов из жести на черепицу и замена поврежденной черепицы, перечисленные в предписании, потребуют от него больших финансовых средств.
Доводы заявителя со ссылкой на заключение специалиста ООО "Декорум" о том, что перечисленные в предписании работы по фасаду дома относятся к работам капитального характера не нашли своего подтверждения в материалах дела.
Между тем Общество, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт вышеуказанного жилого дома, приняло на себя соответствующие обязательства.
Управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Именно Общество как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования Правил N 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Документы, подтверждающие надлежащее исполнение Обществом обязанности по содержанию общего имущества (о проведении необходимых поддерживающих работ), Обществом предоставлены не были.
Выявленные нарушения управляющей компании существенно нарушают права граждан, несут угрозу здоровью и жизни жителей многоквартирного дома.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7; перечень работ, проводимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, - в приложении N 8 (пункты 2.3.3 и 2.4.2 Правил N 170).
Приняв во внимание вышеуказанные обстоятельства, положения законодательства, а также позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, отсутствие со стороны Общества надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии оспариваемого предписания упомянутым нормам законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.11.2017 по делу N А21-8606/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.