г. Томск |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А45-25313/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2018 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи до перерыва помощником судьи Большаниной Е.Г., после перерыва помощником судьи Есиповым А.С.
при участии:
от заявителя: Борщовой В.В. по доверенности от 14.02.2015 (на 5 лет), Конозакова В.М. по доверенности от 07.02.2018 (на 5 лет), Коптевой Н.П. по доверенности от 04.09.2017 (на 3 года), Стриж Н.Ю. по доверенности от 04.09.2017 (на 3 года),
от заинтересованного лица до перерыва: Земскова Р.Н. по доверенности от 07.02.2018 (до 31.03.2018), Смоленцевой Т.А. по доверенности от 07.02.2018 (на 1 год), после перерыва: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Грибкова Сергея Павловича
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 ноября 2017 года по делу N А45-25313/2017 (судья Абаимова Т.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Грибкова Сергея Павловича, с. Маршанское
к Министерству сельского хозяйства Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18)
о признании незаконным решения об отказе в выплате задолженности по субсидии, выраженного в письме от 18.08.2017 N 27-11.04.04.04/23,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Грибков Сергей Павлович (далее - ИП Грибков С.П., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области к Министерству сельского хозяйства Новосибирской области (далее - Министерство) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в выплате задолженности по субсидии из областного бюджета по направлению господдержки на компенсацию части затрат на приобретение технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства в размере 25 130 845 рублей, выраженного в письме от 18.08.2017 N 27-11.04.04.04/23; обязании произвести выплату задолженности по субсидии из областного бюджета по направлению "Компенсация части затрат на приобретение технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства" в размере 25 130 845 рублей.
Решением от 10.11.2017 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ИП Грибков С.П., ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что отношения между заявителем и органом, чье решение оспаривается, возникли в 2011 году на основании нормы статьи 4 пункта 2 Закона Новосибирской области N 61-03 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области" (в редакции, действовавшей в 2012-2013 годах, далее - Закон Новосибирской области N 61-03), в связи с тем, что ИП Грибков С.П. является главой Крестьянского (Фермерского хозяйства), зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет деятельность в области сельскохозяйственного производства и имеет право на получение государственной поддержки.
Во исполнение указанного Закона Правительством Новосибирской области было принято постановление от 14.06.2011 N 250-п (далее - Постановление N250-п), установившее порядок, размеры сроки предоставления государственной поддержки.
В соответствии с пунктом 8 Положения о размере и порядке предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг за счет средств областного бюджета Новосибирской области на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства N 250-п, предоставление субсидий по направлению государственной поддержки "Компенсация части затрат на приобретение и технический сервис технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства" осуществляется не позднее месяца, следующего за месяцем предоставления документов для установления права на получение субсидий.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного Положения заявитель имел право на компенсацию части затрат на приобретение и технический сервис технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства в 2012 году и до 15 апреля 2013 года (дата внесения изменений в Постановление) в размере 50% стоимости приобретенных технических средств и оборудования, в 2013 году - 50% стоимости приобретенных технических средств и оборудования, начиная с 2013 года не более 10 000 000 рублей в год.
Учитывая, что заявитель включен в первую группу субъектов государственной поддержки, он предоставил в Министерство пакеты документов на компенсацию 66 единиц техники и оборудования на сумму 84 123 015 рублей в 2012 году и в 2013 году на 24 единицы техники и оборудования на сумму 23 897 342 рублей, а так же учитывая, что Постановление N 250-п на момент предъявления документов и возникновения обязанности у Министерства выплатить субсидию ограничений по суммам не существовало (кроме ограничения в сумме 10 миллионов рублей, введенного в действие 15 апреля 2013 года) права заявителя Министерством существенно нарушены.
Последний пакет документов был подан 09.08.2013, бюджетное обязательство выплатить субсидии со стороны Министерства возникло не позднее 30.09.2013. Но учитывая введенное ограничение по выплате в размере 10 миллионов рублей, начиная с 2013 года по пакетам документов, предоставленных на рассмотрение в 2013 году, обязанность по выплате субсидии за 2013 год наступила в размере 10 000 000 рублей не позднее 30.09.2013, а оставшейся суммы в размере 13 897 342 рублей - в 2014 году.
Учитывая изложенное, задолженность по выплате уже подтвержденным в 2013 году субсидиям должна быть выплачена без применения установления размера лимита выплаты в размере 5 миллионов рублей, и выплачена не позднее 2014 года в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, объяснениях, представленных суду в соответствии со статьей 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыве к ней.
В судебном заседании 12 февраля 2018 года был объявлен перерыв до 10 часов 15 минут 16 февраля 2018 года. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено с участием представителей заявителя.
Проверив законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, письменные объяснения представителя предпринимателя, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Грибков С.П., являясь главой крестьянского хозяйства, в 2011-2013 года обращался в Министерство с заявлениями и необходимыми документами о предоставлении государственной поддержки за счет средств областного бюджета по направлению "Компенсация части затрат на приобретение технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства".
В 2011 году им представлено документов на сумму компенсации в размере 5 887 637 рублей, из которых в 2011 году выплачена часть в сумме 165 787 рублей, сумма задолженности в размере 5 721 850 рублей перешла на 2012 год.
В 2012 году Грибковым С.П. были представлены документы на сумму компенсации в размере 80 349 743 рубля, из которых выплачено в 2012 году 11 334 690 рублей (5 721 850 рублей задолженность за 2011 год и за 2012 год сумма в 5 612 840 рублей). Остаток суммы задолженности в размере 74 736 904 рубля перешел на 2013 год.
В 2013 году предоставлено документов, подтверждающих право на субсидию, на сумму 23 897 342 рубля, выплата компенсации за 2013 год из бюджета не производилась, в том числе задолженность за 2012 год в 74 736 904 рубля. Общая сумма задолженности составила в сумме 40 130 846 рублей.
В 2014 году погашена задолженность на сумму 10 миллионов рублей, в 2015 году оплата не производилась, в 2016 году оплатили 10 миллионов рублей, в 2017 году - 5 миллионов рублей. Остаток задолженности по субсидиям, подтвержденным в 2013 году на дату подачи заявления (06.09.2017), составил 25 130 845 рублей.
Наличие задолженности в заявленном размере Министерством не оспаривалось.
11.08.2017 предприниматель обратился к министерству с заявлением о сроках выплаты задолженности по субсидиям за 2012-2013 годы в сумме 25 130 845 рублей.
Министерство письмом от 18.08.2017 N 27-11-04-04-04/23 отказало в осуществлении каких - либо выплат, ссылаясь на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положение о порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств областного бюджета Новосибирской области на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Новосибирской области, утвержденное постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 N37-п, отсутствие акта Контрольного управления Новосибирской области, устанавливающего обязанность по выплате Грибкову С.П. невыплаченной субсидии.
Отказ в выплате задолженности по субсидии послужил основанием для обращения предпринимателя с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство, используя субсидии в соответствии с действующим законодательством в пределах лимитов денежных средств, выделенных из областного бюджета, обоснованно выплачивало заявителю задолженность по субсидиям в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему направлению государственной поддержки; указание в письме от 18.08.2017 N 27-11.04.04.04/23 на отказ в осуществлении каких либо выплат, исходя из буквального содержания письма, связано с отсутствием в Министерстве акта Контрольного управления Новосибирской области, устанавливающего обязанность Министерства осуществить какие либо выплаты ИП Грибкову С.П., на который ссылается в своем заявлении от 17.08.2017 исх. N 17/08/17-1 предприниматель; при установленных обстоятельствах, министерство фактически не отказывает заявителю в выплате задолженности, ежегодно продолжает ее выплачивать в установленном порядке.
Седьмой арбитражный апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции ошибочными, исходя из следующих норм права и обстоятельств дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за их оспариванием.
В свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в Новосибирской области осуществляется в соответствии с Законом Новосибирской области от 08.12.2006 N 61-03 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области" (далее - Закон N 61-03).
Согласно пункту 3 указанного Закона государственная поддержка осуществляется на принципах гарантированности, адресности и целевого характера, равной доступности для всех субъектов, имеющих право на получение господдержки, безвозмездности и безвозвратности бюджетных средств, предоставляемых для государственной поддержки.
В соответствии со статьей 12 Закона N 61-03 государственная поддержка приобретения и технического сервиса технических средств и оборудования производится в соответствии с перечнем видов технических средств и оборудования, утверждаемым Правительством Новосибирской области. Финансирование государственной поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области (статья 18).
Согласно критериям формирования групп субъектов государственной поддержки, установленным Порядком формирования групп субъектов государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области для предоставления государственной поддержки приобретения технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 12.05.2011 N 203-п, индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Грибков С.П. включен в первую группу субъектов государственной поддержки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Закона N 61-03 государственная поддержка приобретения технических средств и оборудования предоставляется субъектам, включенным в первую группу, в виде возмещения 50% стоимости приобретенных технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства, в том числе на условиях финансовой аренды (лизинга).
Как следует из материалов дела, в 2012-2013 годах предприниматель обращался в Министерство с заявлениями и необходимыми документами о предоставлении государственной поддержки за счет средств областного бюджета по направлению "Компенсация части затрат на приобретение технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства".
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплата возникшей в 2012 и 2013 году задолженности должна быть ограничена лимитами выплат, установленными постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 N 37-п (далее - Постановление N 37-п), которым предел выплаты субсидии, начиная с 2015 года, ограничен 5 миллионами рублей.
Вместе с тем суд апелляционный инстанции находит данный вывод суда не соответствующим нормам права.
Отношения по возникшим бюджетным обязательствам возникли между заявителем и Министерством в 2011 году на сумму 5 887 637 рублей, в 2012 году на сумму 80 349 744 рубля, в 2013 году на сумму 23 897 342 рубля.
Правовое регулирование данного вопроса осуществлялось в указанный период постановлением Правительства Новосибирской области от 14.06.2011 N 250-п (далее - Положение N 250-п), установившим осуществление финансирования в порядке очередности поступления документов в соответствии с предельными объемами финансирования в пределах квартальных назначений, утвержденных кассовым планом на соответствующий квартал и лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года по соответствующему направлению государственной поддержки (пункт 8). При этом лимит выплаты в размере 10 миллионов рублей только в апреле 2013 года по субсидиям, предоставленным в 2013 году, тогда как из указанного Постановления не следует установление лимита на выплату задолженности, образовавшейся за ранние периоды.
Как следует из материалов дела, Грибков С.П. обращался за предоставлением субсидии в рамках ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Новосибирской области на 2012-2014 годы", утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 16.09.2011 N 159-нпа, предоставив пакет документов в подтверждение права на получение субсидии за период с 2011 по 2013 годы.
Таким образом, Министерство обязано было предусмотреть финансирование уже возникших перед предпринимателем обязательств для погашения образовавшейся за указанные периоды задолженности в 2014 году.
В это связи ошибочным является вывод суда со ссылкой на положения Постановления N 37-п о правомерности действий Министерства по погашению возникшей в 2013 году задолженности в пределах лимитов, установленных указанным нормативным актом в размере не более 5 миллионов рублей до полного ее погашения.
Постановлением N 37-п утверждены государственная программа Новосибирской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы" и Положение о порядке предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам производителям товаров и услуг за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Подпунктом 5 пункта 3 указанного Постановления признано утратившим силу ранее действовавшее Постановление N 250-п, из положений Постановления N 37-п не следует его распространение на ранее возникшие отношения, не определены срок и порядок выплат задолженности по уже принятым к оплате пакетам документов.
При таких обстоятельствах суду первой инстанции при разрешении данного спора следовало руководствоваться положениями бюджетного законодательства, Постановления N 250-п, не предусматривающих получение Грибковым С.П. субсидий в порядке очередности, как не обращавшегося за таковой в рамках программы поддержки сельхозпроизводителей на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением N 37-п, равно как и ограничение выплат лимитом в 5 миллионов рулей.
Доводы Министерства в суде апелляционной инстанции о том, что изложенный в письме от 18.08.2017 отказ следует считать технической ошибкой, отклоняются как несостоятельные, не подтвержденные соответствующими доказательствами. Указание в письме на неполучение акта Контрольного управления Новосибирской области формальное, из полученного ими ответа от Контрольного управления Новосибирской области следует, что препятствий в выплате Грибкову С.П. невыплаченной субсидии за периоды 2012-2013 годы не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности требований предпринимателя.
По смыслу части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не только признает оспариваемый ненормативный правовой акт недействительным, но и принимает возможные меры правовосстановительного характера.
Придя к выводу о незаконности отказа, изложенного Министерством в письме от 18.08.2017, суд апелляционной инстанции полагает необходимым указать на обязанность Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выплаты предпринимателю Грибкову С.П. задолженности по субсидии в размере 25 130 845 рублей, сумма которой Министерством не оспаривается.
Решение Арбитражного суда Новосибирской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В связи с удовлетворением требований заявителя в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы относятся на Министерство.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.11.2017 по делу N А45-25313/2017 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные индивидуальным предпринимателем Грибковым Сергеем Павловичем требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства сельского хозяйства Новосибирской области об отказе в выплате задолженности по субсидии из областного бюджета по направлению государственной поддержки на компенсацию части затрат на приобретение технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства в размере 25 130 845 рублей, выраженное в письме от 18.08.2017 N 27-11.04.04.04/23.
Обязать Министерство сельского хозяйства Новосибирской области выплатить индивидуальному предпринимателю Грибкову Сергею Павловичу задолженность по субсидии из областного бюджета по направлению "Компенсация части затрат на приобретение технических средств и оборудования для сельскохозяйственного производства" в размере 25 130 845 рублей.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, Красный проспект, 18) в пользу индивидуального предпринимателя Грибкова Сергея Павловича, с. Маршанское судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей по первой инстанции и 150 рублей по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-25313/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2018 г. N Ф04-2035/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Адвокат Коптева Н.П. представитель Грибков Сергей Павлович, ИП Грибков Сергей Павлович
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2018 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-25313/17
07.06.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2035/18
20.02.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11581/17
10.11.2017 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-25313/17