Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2018 г. N Ф04-1523/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А27-24642/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2018 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С. без использования средств аудиозаписи
от лиц, участвующих в деле: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 13 декабря 2017 года по делу N А27-24642/2017 (судья Мраморная Т.А.)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Ленинск-Кузнецкая станция скорой медицинской помощи", г. Ленинск-Кузнецкий (ОГРН 1024201307910, ИНН 4212018705)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонному), г. Ленинск-Кузнецкий (ОГРН 1154212000436, ИНН 4212037779)
о признании недействительным решения от 05.09.2017 г. N 052S18170004181 в части
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Ленинск-Кузнецкая станция скорой медицинской помощи" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, Управление) решения от 05.09.2017 N 052S18170004181 в части размера взыскиваемого штрафа.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.12.2017 признано недействительным решение Пенсионного фонда от 05.09.2017 N 052S18170004181 в части штрафа, превышающей 9300 рублей.
Пенсионный фонд в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на отсутствие правового основания для снижения штрафных санкций ввиду того, что к страхователю, нарушившему срок, применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица и каких-либо исключений из данной нормы законодателем не предусмотрено, просит отменить обжалуемый судебный акт в части признания недействительным решения Фонда и принять новый судебный акт.
Учреждение возражает относительно доводов апелляционной жалобы, согласно представленному отзыву, также просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Как следует из материалов дела, выявив несвоевременное представление Учреждением сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) по форме СЗВ-М, Пенсионный фонд составил акт от 10.08.2017 N 052S18170004181, по результатам рассмотрения которого вынес решение от 05.09.2017 N 052S18170004181 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ в виде штрафа в сумме 93000 рублей.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением Пенсионного фонда в части размера назначенного штрафа, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Из материалов дела следует, в сложившейся ситуации Учреждение вынуждено было прибегнуть к судебному механизму обеспечения принудительной реализации своих прав и законных интересов, осуществление которых оказалось невозможным из-за пробелов в правовом регулировании вопроса об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных за нарушение требований законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Удовлетворяя заявленные Учреждением требования и снижая размер финансовой санкции, суд первой инстанции правомерно исходил из нарушения Учреждением срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице за июнь 2017 (ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (пункт 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ)) на 22 дня (сведения представлены 08.08.2017); применив правовые позиции, изложенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях N 2-П от 19.01.2016, N 11-П от 15.07.1999, N 14-П от 12.065.1998, Определении от 05.11.2003 N 349-О, установив наличие обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, в соответствии с полномочиями суда на снижение штрафных санкций с учетом конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, снизил штраф в 10 раз до 9300 рублей.
Доводы Управления о необоснованном снижении судом размера штрафа в связи с применением смягчающих ответственность обстоятельств, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции правомерно принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 19.01.2016 N 2-П, согласно которой впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен
возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, принимая во внимание незначительный срок просрочки представления сведений, отсутствие умысла на совершение правонарушения, совершение правонарушения впервые, признание факта допущенного правонарушения, отсутствие финансовых последствий для бюджета, а также социально значимый вид деятельности заявителя (оказание медицинских услуг), финансирование Учреждения из бюджета, пришел к выводу о возможности снижения штрафа до 9300 рублей.
Признание судом данных обстоятельств смягчающими и снижение размера штрафа является правом суда и не противоречит нормам действующего законодательства.
Несогласие Пенсионного фонда с признанием судом указанных обстоятельств в качестве смягчающих ответственность, о не реализации Учреждением права на исправление ошибок в отчетном периоде, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности судебного акта.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела снижение размера штрафа соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, сам факт привлечения Учреждения к ответственности уже выполняет предупредительную функцию наказания.
Ссылка Пенсионного фонда на то, что несвоевременное представление отчетности создает существенные препятствия, как для Фонда, так и для пенсионеров, поскольку представление ежемесячных отчетов по форме СЗВ-М призвано своевременно выявлять работающих пенсионеров для решения вопроса о последующей индексации пенсии, несостоятельна, поскольку суд первой инстанции не освободил Учреждение от ответственности, признав факт наличия правонарушения со стороны страхователя, а снизил размер санкций, исходя из наличия смягчающих вину обстоятельств.
Кроме того, конституционные права граждан на получение пенсий и последующую индексацию размера пенсии обеспечиваются не штрафами, а взносами, спор, об уплате которых по настоящему делу отсутствует.
Доводы относительно отсутствия правового основания для снижения штрафных санкций ввиду того, что к страхователю, нарушившему срок, применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица и каких-либо исключений из данной нормы законодателем не предусмотрено, основаны на неверном толковании норм права без учета правовых позиций высших судебных инстанций, в связи с чем, подлежат отклонению.
Взыскание судом с Пенсионного Фонда в пользу Учреждения судебных расходов по уплате государственной пошлины соответствует положениям части 1 статьи 110 АПК РФ и правовой позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293 (в этой части судебный акт не обжалуется).
Приведенные в жалобе доводы, не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального права и (или) норм процессуального права, и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 декабря 2017 года по делу N А27-24642/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24642/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 мая 2018 г. N Ф04-1523/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГБУЗ КО "Ленинск-Кузнецкая станция скорой медицинской помощи"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области