г. Тула |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А23-8076/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луниной О.А., при участии от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ФуяоСтеклоРус" (г. Калуга, ОГРН 1104028000878, ИНН 4028047687) - Кёся И.В. (доверенность от 23.06.2015), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Калуга, ОГРН 1024001180312, ИНН 4027022552) - Гущиной И.Г. (доверенность от 13.03.2017 N 14), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калужской области от 11.12.2017 по делу N А23-8076/2017 (судья Масенкова О.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ФуяоСтеклоРус" (далее - ООО "ФуяоСтеклоРус", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственному учреждению - Калужскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Калужское РО ФСС РФ, фонд, учреждение, заинтересованное лицо) о признании недействительным приказа от 23.10.2017 N 7800 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 11.12.2017 по делу N А23-8076/2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, ГУ - Калужским РО ФСС РФ обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований общества, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Указывает, что, поскольку обществом не соблюдено одно из обязательных условий предоставления скидки, оснований для признания недействительным оспариваемого приказа не имелось.
Заявитель жалобы считает, что принимая во внимание наличие недоимки, пусть даже и совсем незначительной, отсутствует возможность реализации права на получение скидки к тарифу.
ООО "ФуяоСтеклоРус" в отзыве на апелляционную жалобу возражала против ее доводов, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ФуяоСтеклоРус" является страхователем по обязательному социальному страхованию с регистрационным номером 4000491074.
Общество 16.10.2017 обратилось в Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год.
По результатам рассмотрения заявления страхователя приказом управляющего отделения от 23.10.2017 N 7800 обществу отказано в установлении скидки к страховому тарифу в связи с несвоевременной уплатой страхователем текущих страховых взносов.
Не согласившись с данным приказом, ООО "ФуяоСтеклоРус" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Правоотношения в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Согласно статье Федерального закона N 125-ФЗ страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации; страховой тариф - ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховщик имеет право, в том числе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки, устанавливаемой страховщиком. При этом размер скидки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю, а при наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила N 524).
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и страховщиком.
Согласно пункту 2 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н, скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитываются Фондом социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах, не более 40 % установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
Пунктом 8 Правил N 524 предусмотрено, что обязательными условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются: осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка; своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов; отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
Под уплатой страхователем текущих страховых взносов понимается своевременное внесение страхователем взносов в текущем календарном году, то есть в том финансовом году, в котором страхователь обратился с заявлением об установлении скидки к тарифу.
Таким образом, с учетом изложенных норм при рассмотрении заявления об установлении скидки на 2018 год подлежали выяснению вопросы о своевременности уплаты обществом текущих страховых взносов в 2017 году и наличие (отсутствие) задолженности на момент обращения в Фонд с соответствующим заявлением.
Как установлено судом, отказ обществу в установлении скидки к страховому тарифу мотивирован учреждением фактом несвоевременной уплаты последним страховых взносов в текущем году, а именно выявлена несвоевременная уплата страхователем страховых взносов за I квартал 2017 года в размере 0 руб. 05 коп., которая не может быть округлена, поскольку Порядком заполнения отчетности, утвержденным приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.09.2016 N 381 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка заполнения" (далее - Приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.09.2016 N 381) предусмотрено указание суммы как в рублях, так и в копейках.
В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Из отчета общества по форме 4-ФСС за 1 квартал 2017 года следует, что начисленные на 01 января 2017 года взносы в сумме 331 626 руб. 55 коп. и подлежащие уплате 16 января 2017 года, уплачены последним 13 января 2017 года в сумме 331 626 руб. 51 коп., недоимка составила 0 руб. 04 коп. Начисленные за январь 2017 года взносы в сумме 284 341 руб. 91 коп. уплачены обществом 13 февраля 2017 года в сумме 284 341 руб. 90 коп., недоимка составила 0 руб. 01 коп.
Из материалов дела усматривается, что у общества имелась недоимка по страховым взносам за I квартал 2017 года в размере 0 руб. 05 коп., которая погашена страхователем платежным поручением от 23.08.2017 N 5255, то есть за пределами установленного срока. При этом страхователем уплачена пеня платежным поручением от 23.08.2017 N 5256 в размере 0 руб. 23 коп.
Факт несвоевременной уплаты текущих платежей за I квартал 2017 года общество не оспаривает, при этом ссылается на незначительность неуплаченных страховых взносов и просрочки, образовавшихся в результате технической ошибки, связанной с обновлением версии программного обеспечения, используемого последним при расчете всех отчислений и налогов, в том числе в ФСС.
Кроме того, в расчете по форме 4-ФСС за первое полугодие 2017 года, принятом ГУ - Калужским РО ФСС РФ без замечаний, сведений о недоимках не имелось, извещение ООО "ФуяоСтеклоРус" об образовании задолженности со стороны учреждения отсутствует.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отметил, что довод страховщика о несвоевременной уплате обществом страховых взносов в 2017 году является необоснованным, поскольку отказ в предоставлении скидки по основанию - наличие недоимки по текущим страховым взносам за I квартал 2017 года в размере 0 руб. 05 коп., погашенной 23.08.2017, не соответствует целям и задачам Федерального закона N 125-ФЗ, Правилам установления страхователям скидок и надбавок, а также принципу, закрепленному в статьи 7 Конституции Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, формальный подход без учета принципов разумности и целесообразности, направленности обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на обеспечение социальной защищенности застрахованных лиц, а также обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, препятствует страхователю в получении меры поддержки в виде скидки к тарифу страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве, носящей стимулирующий характер, способствующей принятию работодателем эффективных мер по улучшению условий и повышению безопасности труда, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
Ссылка фонда на то, что обществом не выполнено требование пункта 5 Правил N 524, предусматривающее, что скидки и надбавки определяются с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего года, которые отражаются страхователем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представляемой страховщику по месту регистрации страхователя по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (отчет по форме 4-ФСС), поскольку последнее представило на 1 января 2017 года отчет по форме 4-ФСС, в котором по строке 1 в графах 3-6 проставлены "0", при этом в пункте 14.1 Порядка заполнения отчетности, утвержденного Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.09.2016 N 381 указано, что по строке 1 в графе 3 указываются данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих специальной оценке условий труда, вне зависимости от того, проводилось или не проводилось специальная оценка труда, а в строке 1 в графах 4-6 указываются данные о количестве рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда, содержащиеся в отчете о проведении специальной оценки условий труда, в случае, если специальная оценка условий труда не проводилась, то в указанных графах проставляется "0", в связи с чем скидка обществу не может быть определена, верно признана судом первой инстанции несостоятельной, так как в оспариваем приказе не имеется указания на данное нарушение со стороны заявителя.
Как установлено судом, данная техническая ошибка устранена обществом, что подтверждается уточненными отчетами по форме 4-ФСС за 2017 год, полученным ГУ - Калужское РО ФСС РФ - 01.12.2017, при этом общее количество рабочих мест составляет 200 единиц, количество рабочих мест по которым проведена специальная оценка условий труда - 150.
С учетом изложенного суд первой инстанции, пришел к справедливому выводу о том, что в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ фондом не представлены доказательства несоблюдения страхователем требований, установленных Правилами N 524.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемый приказ учреждения, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования общества.
Заявленные в апелляционной жалобе доводы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку являлись обоснованием его позиции по делу, не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 11.12.2017 по делу N А23-8076/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.