г. Ессентуки |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А20-3926/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Джамбулатова С.И., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микейловой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, местной администрации городского округа Нальчик, муниципального унитарного предприятия "Каббалккоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2017 по делу N А20-3926/2017
по иску открытого акционерного общества "Нальчикская городская электросетевая компания" (ОГРН 1080721004891, ИНН 0721060214), г. Нальчик к Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору (ОГРН 1120725003101, ИНН 0725010542), г. Нальчик об обязании установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик, муниципального унитарного предприятия "Каббалккоммунэнерго", г. Нальчик, публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа", г. Пятигорск, местной администрации городского округа Нальчик, (судья З.А. Хатухов),
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору: Рябинкиной Н.Е. - по доверенности N 2 от 16.01.2018;
от МУП "Каббалккоммунэнерго": Ансоковой К.Б. - по доверенности N 02-05 от 09.01.2018;
от Местной администрации г.о. Нальчик: Жабоева Т.М. - по доверенности 45-1-24/5371 от 09.01.2018;
от ОАО "Нальчикская городская электросетевая компания": Огурлиева А.З. - по доверенности от 12.04.2017;
от ПАО "МРСК Северного Кавказа": Саитова Д.В. - по доверенности N 225 от 09.01.2018, Кизеевой М.С. - по доверенности N 221 от 09.01.2018;
в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Нальчикская городская электросетевая компания" (в лице конкурсного управляющего Будневского Дмитрия Викторовича)( далее - ОАО "НГЭК") обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору (далее - комитет) об обязании установить с 01.01.2018 тарифы на услуги истца по передаче электрической энергии потребителям городского округа Нальчик.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, муниципальное унитарное предприятие "Каббалккоммунэнерго" ( далее МУП "Каббалккоммунэнерго", предприятие), публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - ПАО "МРСК Северного Кавказа") и местная администрация городского округа Нальчик.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2017 по делу N А20-3926/2017 исковые требования открытого акционерного общества "Нальчикская городская электросетевая компания" удовлетворены. Суд обязал Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору установить с 01 января 2018 года тарифы на услуги открытого акционерного общества "Нальчикская городская электросетевая компания" по передаче электрической энергии потребителям городского округа Нальчик.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2017 по делу N А20-3926/2017, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 30.11.2017 года отменить полностью и прекратить производство по делу, указывая, что ОАО "НГЭК" не были представлены документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и ( или) договоры на осуществление регулируемой деятельности, что свидетельствует о несоответствии ОАО "НГЭК" Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Также, не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2017 по делу N А20-3926/2017, местная администрации городского округа Нальчик обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Также, не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2017 по делу N А20-3926/2017, муниципальное унитарное предприятие "Каббалккоммунэнерго" обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалоб, апеллянты ссылаются на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полостью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" и открытое акционерное общество "Нальчикская городская электросетевая компания", ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просили отказать в удовлетворении апелляционных жалоб.
В судебном заседании от 14.02.2018 представитель Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе с учетом дополнений, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить.
Представитель МУП "Каббалккоммунэнерго" поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить.
Представитель местной администрации г.о. Нальчик поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции - отменить.
Представитель ОАО "Нальчикская городская электросетевая компания" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ПАО "МРСК Северного Кавказа" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2017 по делу N А20-3926/2017 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционным жалобам, проверив правильность применения норм материального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, в дополнениях к апелляционной жалобе, в отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено из материалов дела, 30.12.2002 г. Нальчикский городской Совет местного самоуправления принял решение о приватизации путем акционирования муниципального предприятия коммунальных электрических сетей г. Нальчика, преобразовав его в открытое акционерное общество "Нальчикские электрические сети" (далее - ОАО "НЭС"),закрепив 100 процентов акций в муниципальной собственности. Названным решением утвержден состав имущества муниципального предприятия, подлежащего приватизации.
Во исполнение указанного решения Совета местного самоуправления администрацией города Нальчик принято постановление от 31.12.2002 г. N 1639 "О приватизации муниципального предприятия коммунальных электрических сетей г. Нальчика".
Согласно постановлению муниципальное предприятие преобразуется в ОАО "НЭС" с уставным капиталом 425 млн. рублей, состоящим из 4 250 000 штук акций номинальной стоимостью 100 рублей, с закреплением 100 процентов акций в муниципальной собственности. Главой администрации г. Нальчика утвержден передаточный акт имущества муниципального предприятия коммунальных электрических сетей г. Нальчика в уставный капитал ОАО "НЭС". 24.01.2003 г. в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены записи о прекращении деятельности муниципального предприятия коммунальных электрических сетей г. Нальчика и о создании ОАО "НЭС".
04.08.2008 г. Нальчикский городской Совет местного самоуправления принял решение о реорганизации ОАО "НЭС" в форме выделения ОАО "НГЭК", утвержден его устав. Согласно пункту 2.2 решения часть имущества, прав и обязанностей ОАО "НЭС" переходит к выделяемому обществу в соответствии с промежуточным разделительным балансом, в соответствии с которым основные средства на сумму 422 389 рублей остались за ОАО "Нальчикские электрические сети", а основные средства на сумму более 350 млн. рублей перешли к вновь созданному предприятию.
Вместе с тем, передаточный акт 2003 г., также как акт приема-передачи 2008 г. не позволяют индивидуализировать переданные объекты и установить место их нахождения. Сравнить указанные в них объекты между собой также не представляется возможным.
ОАО "Нальчикские электрические сети" ликвидировано в связи с признанием несостоятельным (банкротом) в рамках дела N А20-1096/2009, о чем сделана запись в ЕГРЮЛ от 10.05.2011 г.
ОАО НГЭК зарегистрировано в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица 25.09.2008 г. и с момента создания осуществляло деятельность по обеспечению электроснабжения городского округа Нальчик на основании договоров с иными участниками розничного рынка электроэнергии по тарифам, ежегодно утверждаемым для ОАО "НГЭК" Государственным комитетом КБР по тарифам, а также несло бремя содержания электросетевого хозяйства.
26.12.2013 г. исполняющий обязанности генерального директора ОАО "НГЭК" Этезов М.К. обратился в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики с уведомлением от 25.12.2013 г. "Об эксплуатационной ответственности" в котором сообщил о получении отказа регистрационной платы в государственной регистрации права собственности на объекты электросетевого хозяйства, а также об отсутствии перспективы в оспаривании отказа в судебном порядке (дело N А20-5620/2013) по причине отсутствия необходимых документов. Кроме того, исполняющий обязанности генерального директора сослался на предъявление к ОАО "НГЭК" восьми исков ОАО "МРСК Северного Кавказа" на общую сумму 887 млн. рублей, что превышает необходимую валовую выручку ОАО "НГЭК" за 5,5 лет, в связи с чем с 17.12.2013 г. производственно- хозяйственная деятельность ОАО "НГЭК" будет полностью парализована. В уведомлении от 25.12.2013 г. также указано на дефицит штатной численности контролеров и монтеров. На основании приведенных обстоятельств исполняющий обязанности генерального директора уведомил названное министерство о том, что ОАО "НГЭК" не имеет финансово-экономических возможностей с 01.01.2014 г. осуществлять эксплуатацию электросетевых объектов; при этом, указав, что вопрос о возобновлении эксплуатации этих объектов ОАО "НГЭК" будет разрешен после рассмотрения арбитражным судом дела о праве собственности ОАО "НГЭК" на электрические сети.
С 01.01.2014 г. государственное регулирование деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии прекращено в отношении ОАО "НГЭК" и введено в отношении МУП "Каббалккоммунэнерго".
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.10.2016 г. по делу N А20-4349/2015 ОАО "НГЭК" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Будневский Дмитрий Викторович (определением от 27.10.2017 г. срок конкурсного производства продлен до 25.04.2018).
С целью возобновления деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии истец (в лице конкурсного управляющего) обратился в комитет с письмом от 07.02.2017 г., в котором сослался на незаконность прекращения с 01.01.2014 г. государственного регулирования в отношении ОАО "НГЭК" и просил восстановить его с возвращением тарифов с 01.03.2017 г.
В ответном письме от 13.03.2017 г. комитет сообщил, что прекращение тарифного регулирования в отношении МУП "Каббалккоммунэнерго" и возобновление регулирования в отношении ОАО "НГЭК", равно как и утверждение тарифов для иной компании допускается только в случае невозможности оказания соответствующих услуг либо наличия иных законных оснований в отношении ОАО "НГЭК" и МУП "Каббалккоммунэнерго". Комитет указал, что тарифное регулирование в отношении ОАО "НГЭК" осуществлялось в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" как для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался.
Сославшись на письмо ОАО "НГЭК" от 25.12.2013 г., комитет указал на отсутствие у истца права собственности на электросетевой комплекс и возможностей по его эксплуатации. Как отметил комитет, постановлением местной администрации от 06.12.2013 N 2530 об учреждении МУП "Каббалккоммунэнерго" последнее признано электросетевой организацией, оказывающей услуги на территории городского округа Нальчик.
Комитет также сослался на то, что решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.02.2014 по делу N А20-5620/2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017, отказано в удовлетворении требований ОАО "НГЭК" о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике в государственной регистрации права собственности на электросетевой комплекс. Не согласившись с комитетом, истец в письме от 14.03.2017 г. указал, что ОАО "НГЭК" является собственником электросетевого комплекса независимо от государственной регистрации права как правопреемник ОАО "НЭС", которое, в свою очередь, является правопреемником муниципального предприятия коммунальных электрических сетей г. Нальчика. Кроме того, в письме от 31.03.2017 г. истец обратил внимание ответчика на то, что ОАО "НГЭК" не отказывалось от права собственности, однако государственное регулирование услуг по передаче электроэнергии в отношении ОАО "НГЭК" прекращено комитетом с 01.01.2014 г. в одностороннем порядке без учета положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В письме от 05.04.2017 г. комитет указал, что на спорный период на территории городского округа Нальчик услуги по передаче электроэнергии осуществляет МУП "Каббалккоммунэнерго", тарифы для которой на период с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. утверждены и введены в действие приказом комитета.
Комитет сослался на отсутствие основания для его пересмотра в виде вступившего в законную силу решения суда или решения Федеральной антимонопольной службы. В письме от 07.04.2017 г. истец повторно просил ответчика рассмотреть вопрос о возобновлении государственного регулирования услуг ОАО "НГЭК" по передаче электроэнергии, более подробно обосновав свои доводы. В числе прочего истец указал на то, что содержал принадлежащее ему имущество (электросетевой комплекс) с момента возникновения в качестве юридического лица, а также на отсутствие судебных споров о праве собственности ОАО "НГЭК" как таковых. Комитет в письме от 17.04.2017 г. вновь указал на отсутствие сведений о законном собственнике электросетевого комплекса городского округа Нальчик, а также на судебные акты по делу N А20-5620/2013. В заявлении от 28.04.2017 истец просил ответчика установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год. В заявлении указаны общие параметры тарифного плана на 2018 года; к заявлению приложено 19 документов. Истец повторно сослался на наличие у него права собственности на электросетевой комплекс. В ответном письме от 15.05.2017 г. комитет сообщил истцу об отсутствии правовых оснований для принятия решения об утверждения тарифа для ОАО "НГЭК", вновь указав на отсутствие документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу,что комитет не имел оснований и полномочий делать вывод об отсутствии у ОАО "НГЭК" права собственности на объекты электросетевого хозяйства г. Нальчика и на этом основании не рассматривать по существу заявление ОАО "НГЭК". Получив заявление ОАО "НГЭК" от 28.04.2017 об установлении тарифа на 2018 год, должен был рассмотреть его в соответствии с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, (далее - Правила) и принять решение об утверждении того или иного тарифа.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 35-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает критерии и порядок отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в том числе исходя из технических характеристик таких объектов, количественных и (или) качественных показателей их деятельности.
Указанные критерии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 г. N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии).
Пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы), предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям
В соответствии с пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, (далее - Правила) организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Перечень документов, которые необходимо представить с указанным заявлением, установлен в пункте 17 Правил, в котором в том числе указаны документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты) (подпункт 13).
В соответствии с пунктом 19 Правил в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.
Согласно пункту 24 Правил в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных указанными Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).
В силу абзаца второго пункта 24 Правил основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно абзацу третьему названного пункта Правил в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Пунктами 1 и 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям предусмотрено, что сетевая организация должна владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования:
- трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА;
-линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Пунктами 3 и 4 критериев предусмотрена необходимость наличия выделенного абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению, а также официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о соответствии ОАО "НГЭК" критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Во исполнение требований пункта 19 Правил комитет, как видно из представленной переписки сторон, неоднократно запрашивал у заявителя дополнительные материалы, с указанием формы их представления в виде документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание владения электросетевым комплексом.
Вместе с тем, ОАО "НГЭК" в качестве доказательства возникновения прав собственности в отношении электросетевого комплекса указаны Решение Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 30.12.2002 г. и Постановление местной администрации от 31.12.2002 г. N 1639 "О приватизации муниципального предприятия коммунальных электрических сетей г. Нальчика".
При этом, Советом местного самоуправления г.о. Нальчик 14.04.2017 г. принято решение N 66 об отмене решения Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 30.12.2002 "О приватизации муниципального предприятия коммунальных электрических сетей".
На основании указанного выше решения Совета местного самоуправления, Местной администрацией г.о. Нальчик принято постановление от 28.06.2017 г. N 1191, в соответствии с которым признано утратившим силу постановление администрации г. Нальчика от 31.12.2002 г. N 1639 "О приватизации муниципального предприятия коммунальных электрических сетей г. Нальчика".
Оспариваемые ненормативные акты приняты со ссылкой на положения Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В связи с указанным, Решение Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 30.12.2002 г. и Постановление местной администрации от 31.12.2002 г. N 1639 "О приватизации муниципального предприятия коммунальных электрических сетей г. Нальчика" нельзя признать бесспорным доказательством принадлежности ОАО "НГЭК" электросетевого комплекса городского округа Нальчик, поскольку на дату рассмотрения дела их действие было прекращено.
Более того, из представленных ОАО "НГЭК" документов о реорганизации, в частности, передаточных актов 2003 г. и 2008 г., невозможно сделать вывод о соответствии представленного ОАО "НГЭК" перечня объектов Критерием отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в части определения суммарной мощности трансформаторных и иных подстанций, а также протяженности и соответствия линий электропередач проектным номинальным классам напряжения.
Сторонами не оспаривается, что ввиду отказа ОАО "НГЭК" от эксплуатации сетей, электросетевой комплекс с 01.01.2014 г. находится в эксплуатационной ответственности, а также в фактическом пользовании и владении МУП "Каббалккоммунэнерго", которое несет все расходы, связанные с содержанием электросетевого хозяйства, и осуществляет деятельность по обеспечению передачи электроэнергии на основании тарифов, утверждаемых Государственным комитетом КБР по энергетике, тарифам и жилищному надзору для МУП "Каббалккоммунэнерго".
При этом, в материалы дела не представлены акты приема-передач имущественного комплекса по состоянию на 01.01.2014 г. Доказательств составления актов приема -передач в последующие периоды также не представлено.
Инвентаризационные документы в отношении электросетевого комплекса отсутствуют.
За четыре года пользования имущественным комплексом МУП "Каббалккоммунэнерго", в том числе, обязано было осуществлять технологическое присоединение новых объектов к электрической сети, в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г., а также утверждать и реализовывать ежегодно ремонтную программу, что в обязательном порядке должно повлечь изменение состава имущественного комплекса. При таких обстоятельствах утверждать об идентичности состава электросетевого комплекса по состоянию на 01.01.2014 г. и на дату вынесения решения оснований не имеется. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Согласно материалам дела в обоснование заявленных требований ОАО "НГЭК" указывает на несогласие с доводами, изложенным в ответе Комитета от 13.03.2017 г. N 37 -02-745, на обращение ОАО "НГЭК" от 07.02.2017 г. о восстановлении государственного регулирования в отношении ОАО "НГЭК" с возвращением тарифов ОАО "НГЭК" с 01.03.2017 г. в размере тарифной выручки, утвержденной на 2017 г. для МУП "Каббалккоммунэнерго" за вычетом тарифной выручки пропорционально двум истекшим месяцам.
Однако, суд первой инстанции вынес обжалуемое решение об удовлетворении требований, указанных в заявленииОАО "НГЭК" об установлении тарифов в адрес Комитета от 28.04.2017 г., указывая на иное основание, а именно на отказ Комитета в установлении тарифов ОАО "НГЭК" на 2018 г. от 15.05.2017 г.
При этом, данные обстоятельства основанием заявленных требований не являются, ходатайств заявителя об изменении оснований иска в материалы дела не представлено.
Между тем, в силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд не вправе выходить за пределы требований истца и самостоятельно изменять предмет или основание иска. Такое право предоставляется только истцу.
В части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации закреплено положение об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление сторонам равных процессуальных возможностей для защиты своих прав и законных интересов.
Реализация права участника процесса на доступ к правосудию предполагает соблюдение установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации процедур.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2017 г. по делу N А20-3926/2017, в соответствии с частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Однако в соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
При принятии апелляционной жалобы к производству муниципального унитарного предприятия "Каббалккоммунэнерго" предоставлена отсрочка от уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на открытое акционерное общество "Нальчикская городская электросетевая компания" в сумме 3 000 руб.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.11.2017 по делу N А20-3926/2017 отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В исковых требованиях открытого акционерного общества "Нальчикская городская электросетевая компания" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Нальчикская городская электросетевая компания" (ОГРН 1080721004891, ИНН 0721060214) в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины по заявлению и 3000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.