г. Воронеж |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А64-5629/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Михайловой Т.Л.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России": Мартынова Е.А. - представитель по доверенности N 151-АУФ-2017 от 08.09.2017;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: Великанова Е.Г. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, доверенность N 9-Д от 18.01.2018;
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба-Тамбов": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.11.2017 по делу N А64-5629/2017 (судья Малина Е.В.) по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163) от 16.06.2017 по делу NВП-37/17, третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области (ИНН 6829010040, ОГРН 1046882321936), Общество с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба-Тамбов" (ИНН 6829111112, ОГРН 1156829004122),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16.06.2017 по делу N ВП-37/17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области, Общество с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба-Тамбов".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУП "Почта России" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что оснований для размещения закупки у единственного поставщика на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ у заказчика не имелось, так как предметом закупки являлись дополнительные почтовые услуги (уведомления и посылки), не относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, что в сфере общедоступной почтовой связи, необходимо использовать конкурентный способ определения подрядчика в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, а именно - электронный аукцион.
К материалам дела приобщены отзывы Общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба-Тамбов" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области на апелляционную жалобу, а также дополнения к апелляционной жалобе, поступившие от ФГУП "Почта России".
В судебном заседании представитель ФГУП "Почта России" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве.
В судебное заседание Управление Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области, общество с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба-Тамбов" явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба-Тамбов" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
19.05.2017 УФССП по Тамбовской области на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) разместило извещение N 0164100006117000056 о проведении закупки у единственного поставщика на оказание услуг почтовой связи. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 000 000,00 руб.
26.05.2017 между УФССП по Тамбовской области и ООО "Национальная почтовая служба-Тамбов" был заключен государственный контракт на оказание услуги общедоступной почтовой связи по приему, обработке, перевозке и доставке внутренних почтовых отправлений, а также технологически неразрывно связанных с ними дополнительных услуг N 154.
Пунктами 1.1.1 и 1.1.2 контракта установлены виды работ по контракту:
"1.1.1. Услуги почтовой связи включают в себя: 1. Услуги общедоступной почтовой связи по приему, обработке, перевозки доставке внутренних почтовых отправлений. 2. Технологически неразрывно связанные с ними дополнительные услуги,
1.1.2. Обработка включает в себя, в том числе, оформление Исполнителем уведомлений о вручении с присвоением им идентификационного номер соответствующего почтового отправления, с указанием штрих кода; дополнительной информации о вложении в почтовое отправление".
06.06.2017 в Управление обратилось ФГУП "Почта России" с жалобой на неправомерные действия УФССП по Тамбовской области (заказчика) при проведении закупки у единственного поставщика, извещение N 0164100006117000056. Считает, что заказчиком неправомерно выбран способ осуществления закупки, поскольку вид услуги - доставка уведомлений о вручении не является универсальной услугой, которая соответствовала бы способу размещения - у единственного поставщика. В обоснование жалобы ее податель ссылался на то, что Заказчик нарушил требования ст. ст. 24, 93 ФЗ N 44-ФЗ, что привело к ограничению конкуренции и возможности снизить цену.
По результатам внеплановой проверки Управлением принято решение от 16.06.2017 N ВП-37/17 о признании неустановленным факта нарушения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при проведении закупки у единственного поставщика N 0164100006117000956.
Не согласившись с принятым решением, предприятие обратилось установленный в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Понятие "почтовые услуги" для целей правового регулирования определяется положениями Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" и Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
В силу положений статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" в целях регулирования отношений в области почтовой связи применяются следующие основные понятия.
В силу положений Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федерального закона N 176-ФЗ) в целях регулирования отношений в области почтовой связи применяются следующие основные понятия.
В соответствии с абзацем 2 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ почтовая связь - это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, при этом почтовая связь общего пользования является ее составной частью, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам, в соответствии с абзацем 4 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 176-ФЗ почтовая связь общего пользования, осуществляется не только государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи.
При этом в силу абзаца 1 статьи 18 Федерального закона N 176-ФЗ для оказания услуг почтовой связи общего пользования образуются организации почтовой связи. Организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования.
Как предусмотрено статьей 17 Федерального закона N 176-ФЗ, операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, которая является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Из положений Федерального закона N 176-ФЗ следует, что почтовая связь общего пользования осуществляется операторами почтовой связи любых организационно-правовых форм, осуществляющих свою деятельность на основании лицензии и на договорной основе, путем оказания услуг почтовой связи - осуществляя деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, в соответствии с абзацем 6 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, которое разработано в целях реализации Федерального закона "О связи".
Данное Положение определяет цели, методы и порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи (кроме универсальных услуг связи) и общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации (далее - государственное регулирование).
Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи (далее - услуги связи), предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий (далее - оператор связи), в том числе операторами связи, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона "О связи" (далее - оператор связи, осуществляющий трансляцию) (пункт 2 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637).
Исходя из требований Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" и положений Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" в их правовой взаимосвязи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637, под общедоступной почтовой связью для целей части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" понимаются действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, что включает в себя и учет, и хранение, и возврат внутренней письменной почтовой корреспонденции.
Пересылка почтового отправления является единым процессом, состоящим из комплекса самостоятельных, но неразрывно связанных между собой действий (услуг), придающих завершение процессу отправки отправителем почтового отправления до его доставки адресату, в том числе с уведомлением о том отправителя, в рассматриваемом случае применительно к предмету торгов: комплекс почтовых услуг - исполнение услуги "уведомление" не может быть осуществлено в отрыве от исполнения услуг отправки, пересылки и доставки почтового отправления, в противном случае не будет достигнута цель оказания заказчику полной услуги по пересылке почтового отправления в соответствии с его потребностями. Уведомление о доставке в данном случае является частью почтовой услуги.
Согласно пункту 1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, Бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи.
Апелляционная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о том, что если конкретная деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, законодательно отнесена к услугам общедоступной почтовой связи, то такая деятельность полностью относится к сфере естественных монополий.
ООО "НПС-Тамбов" выдана лицензия N 145870 от 06.10.2015 на оказание услуг почтовой связи (л.д.89-93), действующая до 06.10.2020, в соответствии с которой лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю услуг по: приему почтовых отправлений; обработке почтовых отправлений; перевозке почтовых отправлений; доставке (вручению) почтовых отправлений.
Таким образом, услуги, оказываемые в рамках государственного контракта N 154 по оказанию услуг общедоступной почтовой связи, связанных с обработкой и пересылкой внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем и бандеролей) относятся к сфере деятельности естественной монополии.
Так как в рамках государственного контракта предусмотрено оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовой корреспонденции, предметом которого является оказание услуг почтовой связи по: по приему, обработке, перевозке и доставке внутренних почтовых отправлений, а также технологически неразрывно связанных с ними дополнительных услуг, УФССП по Тамбовской области верно выбран способ закупки услуги у единственного поставщика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 44-ФЗ, заключение контракта с единственным поставщиком возможно в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а не с естественным монополистом.
При этом наличие информации о субъекте естественной монополии в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием применения пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Утверждение заявителя о включении в контракт "других" дополнительных услуг основано на предположениях и опровергается содержанием Приложения N 4 государственного контракта от 26.05.2017.
При изложенных обстоятельствах, антимонопольный орган обоснованно не усмотрел нарушений антимонопольного законодательства, в том числе положений Закона о естественных монополиях и Закона N 44-ФЗ при выборе способа закупки.
Таким образом, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16.06.2017 по делу N ВП-37/17 не противоречит закону и не нарушает прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Решение суда первой инстанции является верным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению N 31713 от 08.12.2017 в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы для юридических лиц составляет не 3000 рублей, а 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.11.2017 по делу N А64-5629/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.